Содержание
-
Метод проектов как условие развития мотивации учащихся.
-
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Ведь все дети, когда идут в школу, очень хотят учиться. Так почему же для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, этот «увлекательный» по нашему мнению процесс обучения, добывания знаний превращается в трудную, малопривлекательную работу? Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? В настоящее время необходимы новые подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается преподаватель — это отсутствие мотивации учащихся. Это сильно сказывается на эффективности педагогического процесса, влияет на успеваемость учащихся и значительно усложняет работу педагога
-
Мотивировать не значит заставить. Мотивировать — помочь понять и принять необходимость тех ли иных действий, объяснить, предложить необходимые доводы и причины. Учебная мотивация является специфическим видом мотивации. Психологи выделяют два вида мотивов, внешние и внутренние. Внешние мотивы, такие как наказание, награда, материальная выгода, поощрение со стороны родителей, не относятся непосредственно к обучению, в этом случае, знания и умения являются лишь средством для достижения других целей. Другой вид мотивов — внутренние — желание получить знания, улучшить профессиональные и личностные навыки, все то, что побуждает к обучению, как к цели.
-
Для учебной мотивации важна вторая группа мотивов, так как учащиеся понимают, зачем и для чего нужно учиться, но этого не достаточно для мотивации. Именно появление у учащегося мотивов из второй группы является задачей преподавателя. Задачей является не только передача знаний и контроль над их усвоением, важно пробудить интерес к предмету, пробудить у учащегося интерес к самостоятельному поиску информации и получению знаний. Целью любого процесса обучения является развитие личности. Именно поэтому, в процессе обучения важен личностно-ориентированный подход.
-
Современная сельская школа является важной и уникальной образовательной средой. Не ослабляющееся внимание общества к сельской школе диктуется целым рядом факторов: потребностями сохранения целостной социальнокультурной среды, демографическими и миграционными процессами, интересами развития сельскохозяйственного производства, наконец, собственно образовательными проблемами, связанными с необходимостью сохранения единого образовательного пространства. Малая наполняемость классов уже давно стала характерной чертой многих современных школ сельской местности
-
Демографические процессы, миграционный отток жите лей села в город, привели к тому, что для сельских школ стали характерны классы с малой наполняемостью, включающие в среднем от двух до двенадцати человек. В таких условиях преподавание отдельных дисциплин, в частности математики, обретает свою специфику. Малочисленность классов приводит к трудностям организации учебного процесса. Отдельными причинами этих трудностей является: невысокий уровень обучения; гиперконтроль каждого действия ученика учителем; непрерывность зрительного контакта учителя и каждого ученика в течение всего урока; быстрая утомляемость учащихся; ограниченность сферы общения учащихся на уроке; низкий уровень мотивации школьников к учебному процессу.
-
Наблюдения и анализ уроков математики в сельских малокомплектных школах позволяют констатировать тот факт, что учебный воспитательный процесс организуется в них приблизительно так же, как и в городских школах. К сожалению, в практике обучения нередки случаи, когда на уроках преобладает вопросно-ответная форма деятельности, практически отсутствуют виды самостоятельной работы, из всех форм учебной деятельности доминирует фронтальная, в то время как складывающийся на уроке в таких школах резерв времени позволяет значительно разнообразить учебно-воспитательный процесс на уроке, делая его более интересным.
-
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью, можно осуществить с по- мощью применения новых педагогических подходов и технологий. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов, направленный на развитие личности школьника через активные способы действия. Метод проектов – это метод обучения, обеспечивающий условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные навыки. Суть данного метода состоит в предоставлении возможности ученику самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою работу.
-
Школьники самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Работа над проектом способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в ин- формационном пространстве, творчески решать проблемы, привлекая для этого различные источники знания из разных областей науки.
-
Работа учащихся над проектами дает возможность сформировать знания о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «общество-природа-хозяйство», осознать место человека в окружающем мире. Проектные работы обычно выполняются на основе решения проблем, осуществления проектно-поисковой деятельности, школьники учатся оценивать, прогнозировать, проектировать развитие тех или иных процессов. В результате создаются условия для развития личности, формирования опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.
-
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать многие трудности, возникающие при организации и провидении уроков в малокомплектной школе. Применение метода проектов на уроках математики создает условия, при которых расширяется речевое общение учащихся в условиях малочисленного класса, снижается психологическое давление со стороны учителя на ученика, повышается мотивация учащихся к обучению. Таким образом, преподавание математики в условиях сельской школы раскрывает новые возможности для применения элементов проектной деятельности
-
Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе способствует более быстрому процессу социализации личности, что является одним из важных аспектов в работе сельской школы. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и приобретению опыта школьниками из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, коммуникативные умения и навыки, инициативу и рефлексию.
-
Выполнение учебного проекта предполагает, прежде всего, организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности. Кроме того использование метода проектов на учебных занятиях позволяет учитывать и использовать преимущества сельской малокомплектной школы. К таким преимуществам относится, непосредственная близость школы к сельскому хозяйству и живой природе. т.е. живая природа в ее многообразии, являясь в условиях сельской школы по сути дела постоянным компонентом учебно- воспитательного процесса, может быть незаменимым средством формирования и развития у учащихся эстетических чувств, любви к родному краю, готовности к активной созидательной работе по его преобразованию. Метод проектов и его отдельные элементы могут быть также эффективно задействованы в обучении сельских школьников математике.
-
Чаще всего это осуществляется по- средством выдачи ученикам проектных заданий по математике, которыми могут быть: а) краткосрочные проекты, выполняемые в рамках одного урока по отдельному предмету для решения отдельной проблемы; Темами таких мини-проектов могут быть: «Координаты точки и координаты вектора», «Расстояние от точки до плоскости», «Угол между прямой и плоскостью», «Правильная пирамида», «Перпендикулярность прямых и плоскостей». б) среднесрочные проекты, содержащие достаточно значимую проблему, проводятся в течение одного – двух месяцев, в основном предназначенные для факультативов по мате- риалам углубленного изучения; Примерами таких проектов являются: «Односторонние пределы», «Непрерывность функции»
-
Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Эта работа включает в себя элементы разных видов и жанров самостоятельной работы, тем не менее, значительно превосходит их с точки зрения мотивационного процесса, так как позволяет не только познакомить учащегося с основными типами самостоятельных исследовательских работ, но также дает возможность подключить творческую составляющую. В проектной деятельности у учащегося появляется возможность проявить себя, свою самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс.
-
Важно, чтобы этот вид деятельности не был жестко обязательным и не оценивался, по крайней мере, первое время. Необходимо дать понять учащимся, что этот вид деятельности интересен для них и полезен для образовательного процесса. Преподаватель может предложить выбрать тематику самостоятельно, поэтому учащиеся могут подобрать что-то из сферы своих интересов и представить эту тему творчески. Таким образом, в сознании учащегося соединяются сферы, казалось бы, не соединяемые: учебное задание и сферу своих интересов. Это важно, так как, когда учащийся будет прорабатывать тему, в которой он лично заинтересован, то проявит аккуратность и постарается применить все свои знания и умения для того, чтобы предоставить тему достойно, так как присутствует личная заинтересованность. Безусловно, самое большое влияние на продуктивность учебного процесса оказывает мотивация. Высокий уровень мотивации позволит улучшить дисциплину, повысить успеваемость, способствует установлению прочного контакта с учеником. Преподаватель должен повышать уровень мотивации учащихся, и проектная деятельность может этому способствовать.
-
Использованная литература: А. А Малышев «О педагогической ценности метода проектов в математической подготовке учащихся сельских школ» Народное образование. Педагогика - 2010 № 2.стр 91-92 Г.Г. Перекрестова «Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка». Молодой ученый. 2015. №7. стр. 845-847.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.