Содержание
-
исторический роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»
Работу выполнила Студентка 5 курса ИФ 1402гр. Носова Наталья
-
История создания произведения:
Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке. При работе над книгой Толстой использовал девятый том «Истории государства Российского»(Карамзин), а также монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». Вышедшее в свет в 1863 г. произведение хоть и повествовало об эпохе Ивана Васильевича Грозного, вызвало в обществе живой резонанс. Атмосфера смуты, ожидание грозных перемен, слежка и доносы, жестокие расправы, создание опричнины – всё это напоминало эпоху безвременья и реакции, через которую Россия прошла не так давно, и ту революционную ситуацию, в которой находилось государство в 60-х гг. Именно она и стала причиной отмены крепостного права, но жизнь крестьян это не облегчило. «Князь Серебряный» позволял современникам автора провести исторические, политические и даже нравственные параллели и осознать те уроки, которые преподаёт время обществу.
-
Эпиграф произведения:
А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих. Тацит. Летопись. Книга 16. А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией. - Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога. - Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.
-
Герои романа
Князь Никита Романович Серебряный — московский воевода Иван IV Грозный — московский царь Дружина Андреевич Морозов — московский боярин Елена Дмитриевна — жена Дружины Андреевича Малюта Скуратов — палач Грозного Максим Скуратов — вымышленный сын Малюты Скуратова Матвей Хомяк — стремянный Малюты Фёдор Алексеевич Басманов Алексей Данилович Басманов Борис Федорович Годунов Афанасий Иванович Вяземский — глава опричников Ванюха Перстень — атаман разбойников Коршун — старый атаман разбойников Хлопко — разбойник Митька — крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту Михеич— стремянный и воспитатель князя Серебряного Мельник Давыдыч— колдун Онуфриевна— престарелая мамка царя Ивана Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе)
-
Сюжет
Сюжетная линия произведения состоит из двух частей в виде взаимоотношений главного героя князя Серебряного и его любимой женщины Елены, а также связи князя с государем Иваном Грозным, являющего центральной основой романа и представляющий образ жестокой, деспотичной власти в произведении. В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Вопиющие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю. Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного, Еленой, в которую влюблён главарь опричников, Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж, и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает на войну, где гибнет в битве с татарами.
-
Экспозиция-завязка-кульминация-развязка
К экспозиции романа можно отнести первые семь глав («Опричники», «Новые товарищи», «Колдовство», «Дружина Андреевич и его жена», «Встреча», «Прием», «Александрова слобода»), которые знакомят читателя с участниками событий и обстоятельствами их жизни. Глава «Пир» соединяет воедино главных участников событий и во многом предопределяет их дальнейшее развитие. Ее можно считать завязкой романа. В романе мы не наблюдаем за прямыми словесными дуэлями этих героев. Однако особого напряжения их противостояние достигает тогда, когда князя Серебряного заточают в темницу. Он ждет пыток и казни, хотя его попытка защитить семью друга — боярина Морозова — вовсе не была, по его суждению, преступлением, а, скорее, исполнением долга. Именно в этом стремлении защитить невинных князь проявил себя как борец за добро против сил зла. Развязка казнь Морозова, Вяземского, подстиг Елены, смерть Серебрянного в боях с татарами
-
Проблематика:
Феномен Опричнины (как политического режима, тирания, деспотия) Народ и власть (вседозволенность опричников, разрешенная им вольность, угнетение обычного люда) Проблема человеческого достоинства ( носителями чести, достоинства являются герои, которые могут противостоять жестокости, злу, безнравственности тиранической власти Грозного и его опричников) Проблема национального характера русского народа
-
Стилистика
В арсенале автора были сокровища русского фольклора. Язык «Князя Серебряного» – целая художественная система, пластически связывающая все элементы романа: описания, диалоги, характеристики. Использует эпитеты, метафоры, сравнения, преувеличения. Писатель сам был настолько озабочен, чтобы ни одна краска его не пропала, не была искажена, что даже предупреждал издателя романа и корректоров: да не вздумают они исправлять «богачество» на «богатство», «печаловаться» на «печалиться» Роман напоминает язык былин Выразительно написаны у А.К.Толстого диалоги между героями: тут видна рука прирожденного драматурга. Но в описании любовных чувств он гораздо слабее: здесь сказывается романтическая стилизация: «запылала радость в груди», «взыграло сердце» у Серебряного. Даже Вяземский, желая приворожить Елену Дмитриевну, говорит ей о каком-то «райском блаженстве» Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».
-
Задания(7 класс):
О каком герое идет речь? а) «То было скромное лицо, полное добродушия и отваги, одно из тех русских лиц, которые еще ныне встречаются между Москвой и Волгой, в странах, отдаленных от больших дорог, куда не проникло городское влияние». б) «Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы невольную решительность, не позволявшую уму ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определенно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются». в) «Темно-русые волосы с сильною проседью падали в беспорядке на умный лоб его, рассеченный несколькими шрамами. Окладистая борода, почти совсем седая, покрывала половину груди. Из-под темных нависших бровей сверкал проницательный взгляд, а вокруг уст играла приветливая улыбка, сквозь которую просвечивало то, что в просторечии называется: себе на уме. В его приемах, в осанистой поступи было что-то львиное, какая-то особенно спокойная важность, достоинство, неторопливость и уверенность в самом себе. Глядя на него, всякий сказал бы: хорошо быть в ладу с этим человеком! И вместе с тем всякий подумал бы: нехорошо с ним поссориться!» г) «Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты, череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами такие выпуклости, что уши казались впалыми» д) «Правильно лицо его все еще было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде».
-
Задание по группам. Глава 8. При чтении главы отметить особенности: 1) портретных зарисовок героев, реальных исторических лиц: царя Ивана Васильевича, Бориса Годунова, Малюты Скуратова. Например. Портрет Ивана Грозного в романе. Особенности внешности: высок, строен и широкоплеч; глаза горели мрачным огнём; на челе появились морщины; черты обозначались резче; орлиный нос стал как-то круче; выражение лица совершенно изменилось. Сравнение: так изменяется здание после пожара: ещё стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе; улыбка очаровывала. Особенности одежды: одежда, «испещрённая узорами; подол с жемчугом и каменьями; ожерелье с изображением Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков; красные сафьяновые сапоги окованы серебряными скобами. Отношение героя: с такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова; случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней. Почитание царя, удивление.
-
Творческие задания: Ознакомитесь с описанием героев, попробуйте изобразить(нарисовать) их. (князь Серебряный, Морозов, Елена Дмитриевна) Аналитическое: Как вы считаете, с какой целью и для чего Автор описывает 7 часовое застолье так подробно, описывая все в мельчайших подробностях ( расположение столов, описание пищи, рассадка гостей)? Какова роль эпиграфа в данном романе? (А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.