Содержание
-
Методические подходы к использованию технологии мультимедиа в процессе обучения
Лекция 3
-
План:
Понятие «мультимедиа» Аппаратные и программные средства технологии мультимедиа Использование технологии мультимедиа в учебном процессе Литература
-
Литература
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / [авт. : Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров] ; под ред. Е. С. Полат.-3 -е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования – М.: ИИО РАО, 2009. - 96 с. (http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/). План
-
Понятие «мультимедиа»
Сергей Новосельцев дает следующее определение: «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много и media, medium – средоточие, средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды».
-
Т.о. мультимедиа – это: новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме; оборудование, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов.
-
Технология мультимедиа – это информационная технология, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации и представляющая совокупность приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, реализующей возможности мультимедиа-операционных сред.
-
Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.
-
Всплеск интереса к применению технологии мультимедиа в гуманитарной области отмечается в конце 80-х годов XX в., он связан с именем Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта «National Art Gallery London» на основе музейной базы данных с использованием различных видов информации: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы.
-
Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа: представление информации с помощью комбинации различных сред, воспринимаемых человеком; наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта; художественный дизайн интерфейса и средств навигации. План
-
Аппаратные средства мультимедиа
средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны); средства звуковоспроизведения (усилитель, колонки, акустические системы, наушники и гарнитуры); манипуляторы (компьютерные мыши, джойстики и др.); средства «виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности, используемые в играх); носители информации (CD, DVD, Blu-Ray); средства видео и фотосъемки (видеокамеры, цифровые фотоаппараты); средства записи (приводы CD-RW, DVD-RW, TV- и FM-тюнеры и др.); средства обработки изображения (платы видеомонтажа, графические акселераторы). компьютер, телевизор, средства для получения и удобного восприятия информации и др.
-
Программные средства мультимедиа
Системные программные средства. Инструментальные программные средства.
-
Системные программные средства
Системные программные средства – это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа. Управление происходит на двух уровнях: управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью драйверов устройств; управление характеристиками устройств пользователем с помощью графического интерфейса, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и др.
-
Инструментальные программные средства
Инструментальные программные средства – программы, позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения: редакторы неподвижных графических изображений, средства создания анимированных GIF-файлов, средства аудио- и видеомонтажа, средства создания презентаций, средства распознавания текстов, введенных со сканера, средства создания обучающих программ, системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые, системы создания приложений виртуальной реальности и др. План
-
Использование технологии мультимедиа в учебном процессе
Технология мультимедиа обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышение мотивации школьников к учению за счет применения современных способов обработки информации, таких как: смешение различной аудиовизуальной информации; дискретная подача аудиовизуальной информации; многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст); «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией; далее…
-
реализация анимационных эффектов; деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения); тонирование изображения; фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»; демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
-
Качества технологии мультимедиа
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря следующим качествам: интерактивности; гибкости; интеграции различных видов учебной информации.
-
Интерактивность и гибкость
Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство мультимедиа. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Обучающиеся могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
-
Интеграция различных видов информации
Технология мультимедиа позволяет осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.
-
Гипертекст, гипермедиа
Как правило, любой современный мультимедиа-ресурс имеет систему навигации по содержательному наполнению, основанную на механизме ссылок. В связи с этим оказываются тесно связанными такие понятия как мультимедиа, гипертекст и гипермедиа.
-
Гипертекст
Гипертекст – технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна.
-
Гипермедиа
Гипертекстпоявился в начале 60-х гг. ХХ в. и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы Гипермедиа. Гипермедиа – гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео и др.).
-
Целесообразность применения мультимедиа в образовании
Целесообразность применения мультимедиа в образовании определяется следующим: Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать ученикам ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях. далее…
-
С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать школьникам изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса. В процессе обучения возможно проведение занятий на специальных мультимедийных тренажерах, моделирующих реальные ситуации и др.
-
Преимущества использования технологии мультимедиа в образовании
К числу преимуществ использования мультимедиа в образовании можно отнести: одновременное использование нескольких каналов восприятия информации учащимся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно; визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов; визуализация объектов и процессов микро- и макромиров; возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.
-
Направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс
Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс: Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов обучения. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.
-
Использование мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования. Мультимедиа-ресурсы используются, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств невозможно или затруднительно. Например, при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном школьном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность и др.). План
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.