Содержание
-
Методы практической коррекции
-
Игровая терапия
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры
-
в основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности
-
В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде:
специальных упражнений заданий на невербальные коммуникации разыгрывании различных ситуаций и др.
-
Игра способствует:
созданию близких отношений между участниками группы снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими повышает самооценку позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий
-
Двуплановостъ игры:
Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами
-
Отличительные признаки развертывания игры:
быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации
-
Структуру детской игры составляют:
роли, взятые на себя играющими игровые действия как средство реализации этих ролей игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми (условными) реальные отношения между играющими
-
это единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты Роль
-
Сюжетом игры: предстает воспроизводимая в ней область действительности Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни
-
в игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация
-
игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми
-
Имеется опыт проведения
краткосрочной и долгосрочной игровой терапии организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений
-
Общие показания к проведению игротерапии:
социальный инфантилизм замкнутость необщительность фобические реакции сверхконформностьи сверхпослушание нарушения поведения вредные привычки неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков
-
Игровая терапия является эффективной при работе с детьми разной диагностической категории:
кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении как помощь при выдергивании волос коррекции селективного мутизма агрессивности в поведении как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей снижения страхов, стресса и тревожности у госпитализированных детей при коррекции затруднений в чтении успеваемости детей с затруднениями в обучении отставания в речевом развитии интеллектуальнгои эмоционального развития умственно отсталых детей лечении заикания облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.) улучшении «Я-концепции» снижении тревоги при расставании с близкими
-
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемныхситуаций Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате
-
Принципы осуществления игротерапии
Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок — хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения)
-
Прринципы осуществления игротерапии
недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс минимальность числа ограничений и лимита вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью)
-
Принципы осуществления игротерапии
Д обиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя
-
Основные виды и формы игротерапии:
игротерапияв психоанализе игротерапия, центрированная на клиенте игротерапияотреагирования игротерапияпостроения отношений примитивная игротерапия игротерапияв отечественной психологической практике
-
По функциям взрослого в игре различают игротерапию:
недирективную директивную
-
По форме организации различают:
индивидуальную игротерапию групповую игротерапию
-
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия:
Создание атмосферы принятия ребенка Эмоциональное сопереживание ребенку Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме Обеспечение в процессе игровых занятий условий, активизирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения
-
Структура используемого в игротерапии материала:
игротерапия с неструктурированным материалом игротерапиясо структурированным материалом
-
игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка обращаясь к личности ребенка, он не вмешивается, не учит, а вместо этого реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью
-
Требования к личности игрового терапевта:
быть достаточно объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним ориентироваться на то, чтобы охотно воспринимать все новое признавать лицо ребенка, его опыт безусловной ценностью не оценивать ребенка, быть открытым, а не замкнутым уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка никогда не упоминать о прошлых сеансах, поскольку ребенок находится уже в другой временной точке
-
Арттерапия:
это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности
-
Цель арттерапии:
Ль гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания
-
Важной техникой арттерапевтического воздействия является:
ехникаактивногооехника акт техника активного воображения, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством активного взаимодействия
-
Цели арттерапии
Дать социально-приемлемый выход агрессивности и другим чувствам Облегчить процесс лечения Получить продукты для интерпретации и диагностических заключений Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять Наладить отношения между психологом и клиентом Развить чувство внутреннего контроля Сконцентрировать внимания на ощущениях и чувствах Развить художественные способности и повысить самооценку Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувства
-
Поведенческая коррекция
систематическая десенсибилизация и сенсибилизация иммерсионные методы методы, основанные на принципе биологической обратной связи жетонный метод метод Морита Холдинг Имаго-метод
-
Психодрама
это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами
-
Цель психодрамы:
диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания
-
Задачи психодрамы:
творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов выработка более глубокого и адекватного самопониманияклиентом преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.