Содержание
-
Мифы, библейские сказания, жития
-
ЖИТИЕ 1. То же, что жизнь . 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. СКАЗАНИЕ, -я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях
-
Слово «миф» происходит от древнегреческого mythosи означает «предание», «сказание» МИФ - Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. (Словарь - С.И.Ожегова) «Мифы - первомысли человечества». (Г.Г.Гадамер)
-
ВИДЫ МИФОВКлассификация мифов
мифы о созидании — мифы об уничтожении;мифы о богах — мифы о смертных людях;объясняющие мифы — этиологические мифы;мифы об отношениях — мифы о достижениях;цикличные мифы — линейные мифы;мифы, связанные с природными циклами.
-
Отличительная черта мифа - это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что "все во всем". Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. Таким образом, в мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы). В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Миф полон жизни, фантастики, волшебства. Но в отличие от сказок, легенд, фольклора волшебство в мифах имеет иную природу.
-
Основная функция мифа в современной литературе - говорить о вечном, об общечеловеческих ценностях, о тех категориях бытия, которые важны для нас в любой исторический момент. К тому же со временем миф начинает восприниматься в качестве эстетического феномена, сокровищницы образов и становится традиционным "словарем искусства", и без знания мифологии трудно понять иные классические и современные произведения.
-
Основные признаки мифа:
• повествование , с точки зрения мифического сознания не выдумка, а подлинная действительность; • строгая достоверность; • главная функция - этиологическая; • отождествление образа и предмета, объекта и субъекта, отсюда -отсутствие иносказания, употребление слов в прямом, а не в переносном значении; • очеловечивание всей природы как следствие представления предмета и его свойства живым существом; • персонификация абстрактных понятий, в том числе и в образах богов, которым следовало поклоняться; • внеэтичность (этическое обоснование поступков героев не обязательно). Начиная знакомство с мифологией, уже в 4-м классе следует указать на эти признаки мифа, основной акцент сделав на том, что миф - не художественный вымысел, а попытка древнего человека осмыслить окружающий мир.
-
Знакомство с мифами Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.
-
Изучая древнегреческую мифологию, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
-
Методика ознакомления младших школьников с мифами на уроках литературного чтения находится в стадии разработки, хотя очевидна незаменимая роль мифа как художественно-исторического произведения в нравственном становлении личности младших школьников. Эффективность использования мифов на уроках литературного чтения в начальной школе зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
-
Для выбора методов и приемов работы с мифами необходим учет психологических возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также особенностей усвоения знаний младшими школьниками. Для методики ознакомления младших школьников с мифами предлагается следующая классификация методов: 1) метод устного изложения (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);2) метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);3) метод наглядного обучения.
-
В процессе начального литературного обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы, используя их лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материалапредлагается следующий план анализа мифа как художественно-исторического произведения. План:1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается мифом.2. Попробуй передать основную мысль мифа своими словами.3. Какие отрицательные (положительные) черты, ты заметил у героев данного мифа. 4. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?5. Перечисли основные черты характера главных героев мифа.6. Прочти произведение еще раз. Попробуй пересказать своими словами.
-
Таким образом, изучение мифов в курсе литературы начальной школы повышает общеобразовательный и культурный уровень учеников, если в процессе обучения учитываются особенности восприятия мифов младшими школьниками, вопросы и задания, предлагаемые учащимся, стимулируют исследовательскую деятельность школьников, вызывают интерес к ней, способствуют обогащению языка.
-
Викторина для детей
Кто из божеств: Родился а) Из головы Зевса. б) Из морской пены держит в руках трезубец. Сколько а) Дочерей и сыновей у Океана? б) Дочерей у Нерея? Как называется а) Священная река в царстве Аида? б) Река забвения в царстве Аида? в) Напиток богов?
-
Назови имя: Супруга Зевса (Гера) Богиня охоты (Артемида) Богиня любви (Афродита) Богиня правосудия (Фемида) Вестник богов (Гермес) Бог войны (Арес) Бог кузнечного дела (Гефест) Можно предложить детям самим составить вопросы для игр и викторин, придумать кроссворд, тестовые задания и т.п. Дети с интересом занимаются такой работой, потом обмениваются своим работами или участвуют в играх, задания и вопросы к которым придумали сами. Нужно отметить, что такая работа требует напряжения и активизации умственной деятельности, так как подобным заданиям предшествует установка на то, что объявляется конкурс на самый интересный (трудный вопрос, занимательный кроссворд, самый трудный тест и т.п.)
-
Библиографический список: 1)http://festival.1september.ru/articles/415988/ 2)М. И. Стеблин-Каменский. Миф. — Ленинград, «Наука», 1976. — Академия Наук СССР. Серия «Из истории мировой культуры». 3) Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л., 1990 4) Лосев А.Ф. Поэзия мифа // Классный руководитель. - 1999. - №5. 5) Парандовский Я. Мифология. - М., 1971.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.