Презентация на тему "Литературное наследие Сибири" 5 класс

Презентация: Литературное наследие Сибири
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Литературное наследие Сибири" по литературе. Презентация состоит из 21 слайда. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.88 Мб.

Содержание

  • Презентация: Литературное наследие Сибири
    Слайд 1

    Литературное наследие Сибири (5 класс)

    Учитель Савельева Наталья Юрьевна МОУ средняя общеобразовательная школа №19

  • Слайд 2

    Использовать краеведческий материал на своих уроках стала с начала своей педагогической деятельности. Вела уроки внеклассного чтения, факультативы в рамках УМК «Вокруг тебя – мир», элективный курс в 9 классе «Томск литературный», занятия кружка «Томск исторический». В 2005-2006 учебном году начала работу по реализации регионального компонента «Литературное наследие Сибири» в 6 классе.

  • Слайд 3

    Данный курс является региональным компонентом, введённым в учебные программы школ Томской области.

  • Слайд 4

    Цели:

    воспитание любви к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Сибири; формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о Сибири; развитие литературно-творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся.

  • Слайд 5

    Задачи:

    знакомство с произведениями УНТ(сказками, мифами, былинами) и литературой родного края, биографией сибирских писателей; знакомство с историей Сибири, культурой ее народов.

  • Слайд 6

    Ключевые компетентности:

    любовь к «малой» родине, родному краю; сибирский характер; личностное сопричастие к родной природе, культуре своих предков; расширение представлений о доме, семье, роде, природе, народе, родине, воде, земле, деревьях, животных, человеке, городе, деревне.

  • Слайд 7

    Круг изучаемых произведений:

    фольклор Сибири; творчество писателей – сибиряков; творчество современных сибирских (в том числе томских) писателей.

  • Слайд 8

    Центральная тема в 5 классе:

    «Красота родного края»

  • Слайд 9

    Формы занятий:

    уроки – беседы; очные и заочные экскурсии; уроки творчества, просмотр видеофильмов о городе Томске, культуре народов Сибири.

  • Слайд 10

    Методы, приемы:

    индивидуальный, групповой; беседа; пересказ текста; выразительное чтение стихотворений; сообщения; отзыв; выставка творческих работ.

  • Слайд 11

    Учебно-тематический план курса:

  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Содержание программы:

    Тема 1. «Красота родного края». 3 часа. Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева, В. Колыхалова, С.Заплавного, П.Васильева о красоте родного края. Сообщение о поэтах и их творчестве. Выразительное чтение стихотворений. В.Михеев «Байкал». Словарная работа, историческая справка об озере Байкал. С.Заплавный «Многоцветна Сибирь, многолика…». Словарная работа, понятие «характер сибиряка». 1 час. Вениамин Колыхалов «Сибирь». Карта Томской области. Слова М.В. Ломоносова «Могущество России Сибирью будет прирастать». Павел Васильев «Родительница степь, прими мою…»(1935), «Иртыш» (1934)(отрывок). Любовь к родному краю, его природе. Краски, звуки родного Прииртышья. Живописные образы. 1 час. Знакомство с понятием «лирический герой». Рассматривание фотографий из альбома «В краю кедровом». Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь». 1 час. Сообщение о писателе. Чтение отрывка из романа. Практическая работа: рисунки с видами сибирской природы, фотографии. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Сочинение стихотворений.

  • Слайд 15

    Тема 2. «Сказки и мифы народов Сибири». 4 часа. Сказки и мифы селькупов: Соколиный костёр. Как собака хозяина себе нашла. О богатырях. Богатырь-соболь. Верность. Дочь Земли. Лесная хозяйка. 2 часа. Сообщение по книге С. Заплавного «Клятва Тояна». Пересказ сказок и мифов. Мифы и сказки ханты: Почему река называется Васюган. Сотворение мира. Как кулик землю достал. Богатырь-медведь. Священное сказание о Желанном Богатыре – Купце Нижнего Света, Купце Верхнего Света. О народе Лар-ях. Почему у остяков нет своей грамоты. Сообщение по альбому «Лар-ях – народ с заливных лугов». Пересказ сказок и мифов. Мифы и сказки манси: Пояс Нуми-Торума. Отчего ворон чёрный. Отчего у зайца длинные уши. Священное сказание о возникновении земли. Дятел и Тонкая-Гранёная -Иголка. Сказание о народе Пастэр. Как создали человека. Сказка о Медведе и Бурундуке. Сообщение по книге «Мифология манси». Сравнение сюжетов мифов ханты и манси. Мифы и сказки кетов. 1 час. Посещение областного краеведческого музея. Образовательная программа «Сибирские просторы» по выставке «Открытие Сибири». Работа с раздаточными дидактическими материалами или Праздник медведя. 1 час. Просмотр фильмов «Сказание о человецах незнаемых», «Хозяин тайги». Практическая работа: создание мифа, составление теста. Внеклассная работа: «Праздник медведя».

  • Слайд 16

    Тема 3. «Героические сказания» 5 часов. Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн». 1 час. Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». 1 час. Алтайский героический эпос «Маадай-Кара». Расширение знаний о культуре Сибири. Сообщение о географическом положении Бурятии, Хакасии, Горного Алтая, мифологии и культуре народов. Представление о главных героях народного эпоса (Гэсэр, Аламжи Мэргэн, Маадай-Кара, Ай-Хуучин). Понятие «народный эпос».Выразительное чтение отрывков из героических сказаний. Словарная работа. Сибирские сказки. 1 час. Как старуха у чёрта жила. Дохтур, знахарь, ворожей. Чайки и красавица Ангара. Чтение. Сравнение сюжетов сказок. Пересказ. Русские былины Сибири: Илья Муромец. Сурович Иванович и Пурга-Царь. Фёдор сын Количевский. 1 час. Чтение, пересказ. Рассказ о русских богатырях. Особенности сибирских былин. Собиратели и исполнители былин. Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко. Богатырь Эушт, Дух Тайги, Тома, Ушай, Басандай. 1 час. Экскурсия «Томск в легендах и сказаниях». Пересказ легенд и сказаний. Знакомство с топонимами: реки Ушайка, Томь, Басандайка, село Эушта, Тоянов городок, Белое озеро. Практическая работа: создание кроссворда по героическим сказаниям, создание былины, иллюстрации. Впечатления от экскурсии (отзыв, рисунки, фотографии).

  • Слайд 17

    Тема 4. «Многоцветная Сибирь, многоликая». 2 часа. Г. Вяткин, П. Драверт. Стихотворения о Сибири. 1 час. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Словарная работа. Работа над эпитетами. Б.Н. Климычев. Уржатка. 1 час. Сообщение о томском поэте. Выразительное чтение стихотворения. Знакомство со старым районом города - Уржаткой. Фотографии. Сообщение по книге «Мой Томск» С. Привалихиной. Словарная работа. Практическая работа: выразительное чтение наизусть. В. Наумов. Отрывок из очерка «Паутина», «Ёж». Изображение жизни приисковых рабочих. (дополнительно) Тема 5. «В сибирской тайге». 3 часа. В. Михеев. Следы. 1 час. В. Казанцев. Ягодка, как зёрнышко граната… Кедр. Личностное сопричастие к родной природе. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Роль сравнений, метафор, олицетворений в стихотворениях. В.П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? 1 час. Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Тема детства в произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро») Чтение, пересказ, беседа по вопросам. Подготовка к написанию отзыва. Практическая работа: выразительное чтение стихотворений наизусть, отзыв о произведении В.П. Астафьева. Г.Д. Гребенщиков. Вприпрыжку за медведем. Отзыв о произведении. 1 час. Подведение итогов. 1 час. Выставка творческих работ учащихся «Фестиваль талантов».Выставление итоговых оценок.

  • Слайд 18

    Знания, умения, навыки:

    Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора с передачей собственного отношения к героям и событиям. Развитие у обучаемых навыков литературно-творческой деятельности. Умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 5 класса. Выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения. Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения. Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.

  • Слайд 19

    Творческие работы:

  • Слайд 20

    Список литературы:

    Маадай-Кара. Героический эпос. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981. Мой милый Томск: Сборник стихов /Сост. Медведева Т.И., ГНМЦ. – Томск, 2003. Заплавный. Роман в 3-х книгах «Клятва Тояна». Селькупская мифология. – Томск, 2001. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М.: Наука, 1990. Серия «Сказки и мифы народов Востока». Мифология манси. /Под ред. И.Н. Гемуева. Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн». Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». Сибирские сказки. /Редактор Н.А. Каргаполов.- Новосибирск, 1973 Поэты Сибири: сборник стихов. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982. Хрестоматия по региональному компоненту в электронном варианте. Учебник сибиреведения для начальной школы «Сибирь – твой дом» И.Е. Максимовой. – Томск: Курсив, 1998. Сказки народов Сибири. – Новосибирск, 1984. Буряты./Отв.ред. Л.А.Абаева, Н.Л. Жуковская. – М.:Наука, 2004. Бурятия. Фотоальбом. - Улан-Уде,1984. Алтайские мотивы. Фотоальбом. – 1979. Этнография Томской области.

  • Слайд 21

    Сибирь, родная наяву и снится. Привет, раздолье хвойное моё! Не знаю – сколько Англий разместится На всех болотах и в лесах её. Но сердце разместилось здесь – я знаю. За все границы, занятые им, За то, что мы Сибирью прирастаем Земле таёжной почесть воздадим. Вениамин Колыхалов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке