Содержание
-
Народные промыслы России
МБУК «СернурскаяЦБС имени Кима Васина» Сернурская центральная библиотека Детский отдел Подготовила Сергеева С.А., библиотекарь детского отдела Сернур, 2020 (К Году народного творчества)
-
2 Хохолома, Палех, Мстера… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
-
Народная игрушка – вид декоративно – прикладного искусства. Игрушки появились очень давно: в Древнем Египте во II тысячелетии до н.э. вырезали из тонких дощечек кукол и расписывали их геометрическими узорами. 3
-
В V-VI вв. до н. э. славились своими глиняными игрушками Греция и Рим. В эпоху древних цивилизаций они играли очень важную роль – являлись воплощением богов, защищавших детей. 4
-
В XII-XIII вв. игрушки изготавливают уже в мастерских. В России их делали почти повсеместно: полностью вылепляли руками из глины, либо оттискивали специальной формочкой лицо, и даже всю фигурку, несколько дней сушили и обжигали в печи. В каждой местности глиняные игрушки – кони, птицы, человеческие фигурки – приобретали свой особый вид. Например, касимовские, городецкие и дымковские игрушки лепились из красной глины, которую перед росписью забеливали. Пензенские игрушки – это красные, зеленые, синие, розовые коровы, быки, козлы и бараны, с огромными, сверкающими золотом и серебром рогами. В Туле, Курске, Вятке лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. 5
-
Широко распространена была в России и деревянная игрушка, сделанная из березы, липы, осины и сосны. Вырезали птичек, коней, целые упряжки – 3 лошадки и возок с седоками, делали разборные макеты церковок и монастырей. В Загорске развилось производство точеных на станке, а потом расписанных кукол-матрешек. 6
-
К игрушкам можно отнести и «козуль» - фигурки коров, бычков, овец и домашних птиц, которые делали из теста своим внукам деревенские бабушки. Такие съедобные игрушки были популярны у всех славянских народов (например, гуцульские пастухи лепили из сыра баранчиков и разрисовывали их). Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. 7
-
Филимоновская игрушка Филимоново – деревня, которая находится недалеко от города Одоев в Тульской области. Забавные глиняные игрушки, а также посуду здесь делали еще в XVIв. – это один из самых старых народных промыслов в России. Когда – то считалось, что такие игрушки приносят в дом счастье и богатство. Многие из них - это свистульки. В них надо посвистеть, чтобы позвать удачу. 8
-
В Одоеве и окружающих его деревнях залегает удивительная глина. Она очень мягкая и жирная, и из нее легко лепить, почти так же, как из пластилина. Эта глина легко тянется, вот почему филимоновскиеигрушки имеют такую необычную форму – у зверей длиннющие шеи, у барынь и кавалеров длинные туловища. После того как фигурку слепили, нужно ее высушить и обжечь в специальной печи. Сырая глина имеет серый цвет, а после обжига она становится белой. Игрушки вынимают из печи и раскрашивают яркими анилиновыми красками, рисуя полоски и разные простые узоры – звездочки, веточки, круги, напоминающие солнце с лучами. Традиционные для филимоновской игрушки цвета – розовый, зеленый и желтый. 9
-
Среди этих игрушек есть и разные животные – корова, собака, свинья, баран, козел. И целые композиции – барыня и кавалер сидят на диванчике или танцуют, крестьянка доит корову или несет воду в ведрах на коромысле. Иногда сюжеты этих композиций напоминают народные сказки. Вот солдат верхом на гусе. Вот медведица держит в лапах веер. Лиса и собака играют с маленьким петушком. Веселые и смешные игрушки, которые когда – то развлекали детей и взрослых, сегодня хранятся в музеях. 10
-
Волшебное Дулево Дулево или, точнее, Ликино-Дулево – небольшой город под Москвой. Здесь находится завод по производству фарфора. Несмотря на то, что завод основан купцом Терентием Кузнецовым еще в середине XIX века, его фарфоровые фигурки и чайные сервизы до сих пор остаются одними из самых знаменитых в России. Какие они нарядные и красочные! Белоснежная глина, покрытая блестящей прозрачной глазурью, сверкающая позолота, яркие цветы… 11
-
Цветы на дулевском фарфоре называются «агашки». А знаете почему? В старину каждая чашка, каждая фигурка расписывалось только вручную, и расписывали ее художницы-мастерицы из окрестных деревень. А в русских деревнях среди крестьянок часто встречалось имя Агафья, Агаша. И так звали многих мастериц на заводе. Поэтому и дулевские цветы стали называть «агашками». Любимые цвета в росписи дулевского фарфора – оранжевый, розовый, изумрудно-зеленый, голубой. И, конечно, золотой. На каждой фигурке, на каждой чашке или чайнике – замысловатые, с любовью придуманные узоры. Вот чайный сервиз с золотым оленем, гуляющим среди розовых цветов на ярко-оранжевом фоне. Рядом – чайник с розовыми цветами. 12
-
Фарфоровые фигурки можно долго рассматривать или играть ими и придумывать про них разные истории. Среди персонажей – звери, герои русских народных сказок, крестьянские красавицы в старинных костюмах – цветастых сарафанах, косынках, кокошниках… И сегодня мы можем любоваться тем, что пришло из прошлого. Именно узоры, созданные крестьянскими художницами, используются и в наши дни и делают дулевский фарфор таким узнаваемым, таким знаменитым. 13
-
Мир волшебной Хохломы Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Черно-красная трава. Листья реют, Не редея От дыхания зимы: Входим В царство Берендея – В мир волшебной Хохломы. (Дубровин Б.) Хохломское искусство возникло и развивалось в нижегородском Заволжье, где обработка дерева издавна достигла высокого художественного уровня. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. 14
-
Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет. 15
-
Вроде бы простая эта вещь – деревянная ложка или миска, а сделать ее непросто. Сначала из дерева вытачивают, выдалбливают ложку или плошку. Потом сушат ее и покрывают тонким слоем глины. Пропитывают маслом-олифой. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают оловянным или алюминиевым порошком, разрисовывают и сажают в печь. Будто пироги пекут. Много раз сажают в печь, покуда не зазолотятся они. 16
-
А как вынут из печи – чудо как хороши! Загорелись золотом ложки и плошки! И узоры на них какие! Между веток и листьев краснеют лесные ягоды: рябина, морошка, малина. Плавно вьется, завивается кудрявая травка… Не только росписью славится хохломская посуда, но и формою. Вот на столе ковш – точно уточка плывет по воде, вокруг себя поглядывает. За это сходство и прозвали этот ковш утицей. Красива, удобна деревянная посуда. Когда ешь горячие щи такой ложкой, она рот не обжигает. 17
-
Свистунья Свистунья – так именовался старинный народный праздник в городе Вятке. Собирался народ на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. В далекие времена люди верили, что свистом можно отогнать от себя злых духов. Поэтому свист стоит на площади – летучий пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Вот так праздник! 18
-
А игрушки для свиста делали в Дымковской слободе, что неподалеку от города Вятки, на низком берегу реки Вятки. В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастерицы. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек. 19
-
… Жил-был баран Золотые рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит: - Пора бы поужинать, да волки все какие-то худые. А волчий круг все уже. Баран и говорит: - Ошибся я - есть и жирные головы. А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес: - Жирную пару голов на ужин выбрал! Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек. 20
-
…Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают – а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота! 21
-
Матрешка Матрешка - один из самых популярных русских сувениров – появилась лишь в конце XIXв. в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде с 1890 г., и уже в 1900 г. игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. 22
-
…Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес гулять, за ней вторая, третья, четвертая, пятая…А уж как одна на одну похожа, хотя на головах у всех разные платочки, губы у каждой бантиком по-своему, щечки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны – луг цветной. Да луг-то разный: летний, осенний, весенний. Выйдут сестры на улицу, прохожие спросят старшую: - Как тебя зовут? - Матрешкой. Спросят среднюю сестру: - А как тебя зовут? - Матрешкой. Младшая всем сама говорила: - Я тоже Матрешка. Все сестры Матрешки, но по росту сразу отличишь одну от другой. Захотят Матрешки спрятаться – и сразу круг редеет. Стоит одна сестрица, старшая, - самая высокая, самая дородная. Где же остальные? Ищите, на то и игра. 23
-
Про матрешку придумали потешку: Шли матрешки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И еще Матрешечка! 24
-
Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри помещалось еще несколько фигурок. 25
-
В конце XIX в. в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкинвыточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрену!» с тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой. 26
-
Вскоре стали делать матрешек и в других местах России. Матрешки из города Семенова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и «стройные». Есть матрешки, которых не расписывают красками, а украшают выженными узорами. 27
-
А порою матрешку Матреной и не назовешь! Это былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Теперь деревянные куклы как две капли воды похожи на известных людей. Стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны – в метр выстой. Внутри такой «матрешки» спрятан не один десяток ее сестричек. Или братишек. В наши дни традиционное искусство матрешки переживает свое второе рождение. Матрешка стала одним из символов России. 28
-
Источники
Дубровин, Б. Русские самоцветы. – Москва: Советская Россия, 1969. – 56с. Клиентов, А. Народные промыслы. – Москва: Белый город, 2002. – 48с.: ил. – (Серия «Истоия России») Осетров, Е. Краса ненаглядная. – Москва: Малыш, 1985. – 48с.: ил. Жемчугова, П. Декоративно-прикладное искусство. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 128 с.: ил. – (Серия «Иллютстрированный словарь школьника») https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=народные%20промыслы https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya https://ru.wikipedia.org/wiki/Дымка https://murzilka.org/izba-chitalnya/archive/2015/vypusk-3/volshebnoe-dulevo/ https://murzilka.org/izba-chitalnya/archive/2014/vypusk-5/filimonovskaja-igrushka/ 29
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.