Содержание
-
Неформальные и командные коммуникации
Цыганова А.А. студентка 3-го курса, сокращ-аяформа обучения
-
Содержание
Командные коммуникации Классификация командных коммуникаций Неформальные коммуникации Классификация неформальных коммуникаций
-
Введение
Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение. Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому. Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.
-
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа не возможна. Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятий решений играет информация. Её получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Коммуникация – (лат. communicatio)- делать общим, связываться, общаться.
-
Классификация коммуникаций:
По направленности: вертикальные горизонтальные 2. По виду отправителя: формальные неформальные 3. По средствам передачи: вербальные невербальные 4. По виду получателя: внешние внутрифирменные 5. Командные
-
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. Канал - средство передачи информации. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
-
командные коммуникации
-
Формирование эффективной команды – сложная задача. Особенно, если речь идет о динамичной компании с сетевой структурой и большим количеством виртуальных сотрудников. И лидеру и членам команды потребуются немалые усилия. Им придется научиться вести серьезный диалог, уважать культурные и профессиональные различия партнеров по коллективу. Люди инстинктивно отличают серьезный диалог от поверхностного общения. Всем нам знакомо чувство удовлетворения от подлинного контакта с другим человеком. А вот пути налаживания такого контакта сильно зависят от культурных особенностей участников. Невозможно наладить взаимодействие по приказу сию же секунду, на это нужны определенные силы и время.
-
-
Можно выделить 5 разновидностей затруднений во взаимодействии, равно применимых к взаимоотношениям внутри организации и к личной жизни. Шкала оценки, разработанная ГовардомПерлмуттером, позволяет оценить текущее состояние коммуникации и подобрать подходящие пути решения.
-
Разновидности проблем во взаимодействии:
Неразвитый диалог - отсутствие диалога или позитивного контакта за последнее время, иногда уклонение от общения. Еле теплящиеся отношения означают, что участники плохо знакомы друг с другом или не заинтересованы во взаимодействии. Как вариант, состояние может отражать подспудное нежелание идти на контакт. Неудавшийся диалог - взаимодействие имело место в прошлом, однако сейчас попытки продолжить общение отсутствуют. Плохие воспоминания, незалеченные раны, незакрытые долги не дают восстановить диалог и прийти к взаимному пониманию. Угасающий диалог - уровень доверия и уважения неуклонно снижается. Попытки преодолеть разногласия терпят неудачу. Наблюдается явное ослабление взаимных связей, а различия начинают перевешивать сходные черты. Обеим сторонам становится все труднее преодолевать многочисленные расхождения. Замороженный диалог- диалог есть, но позиции сторон полярны, а сами участники находятся в состоянии эмоционального и когнитивного тупика. Преодолеть различия не представляется возможным. Вмешательство посредников терпит неудачу, со стороны ситуация видится как «хронический пат». Безжизненный диалог - обмен информацией между участниками минимален. Уровень открытости низкий, выслушивать друг друга не принято, господствуют оборонительные алгоритмы общения, совещания проводятся редко. Область информационного обмена между членами коллектива постепенно и неуклонно сжимается.
-
Развитие серьезного диалога
Типизация проблем во взаимодействии не имела бы смысла без способов их преодоления. ГовардПерлмуттер разработал 7 способов развития взаимодействия и улучшения коммуникаций в команде: Преодоление - конструктивная работа с различиями. Подразумевает уважение, осознание и преодоление различий - временных, лингвистических, культурных и географических. Тут требуется немалое терпение, но как только вы достигнете своей цели, обмен информацией и идеями начнет протекать более свободно. Построение связей - поощряйте деятельность, которая стимулирует формирование взаимного доверия и уважения. Ваша цель - дружеские чувства и разговоры по душам. Здесь важно не только доверять коллегам и уважать их, но и подходить к ним как к живым людям со своими особенностями, а не как к абстрактным рабочим единицам. Объединение - делайте упор на «мы», а не на «я» и «ты», поддерживайте командную атмосферу. Это дорога к плодотворным диалогам, продуктивной взаимозависимости и даже общей идентичности.
-
Смешивание - комбинируйте идеи разных людей, стимулируйте совместные творческие процессы. Используйте сильные стороны членов команды и преимущества совместной работы. Развивайте идеи коллег, говоря «и» вместо «но». Создавайте предпосылки для возникновения синергии от взаимодействия людей с разным культурным фоном и историей. Ограничение - направляйте коллективную энергию на выполнение значимых задач, важных проектов, подбирайте плодотворные области для обмена знаниями. И не забывайте устанавливать границы для совместной работы, чтобы столь ценный ресурс не расходовался зазря или не по назначению. Закрепление - формируйте ответственность за работу над проектом, выделяя участникам долю в конечном результате. Так вы повысите взаимное доверие внутри коллектива и усилите ориентированность на будущий успех. Ваша задача - объединить людей для достижение общей цели и получения общего результата. Построение - если вы справляетесь с задачей «закрепления», позаботьтесь и об успешной реализации самого проекта. Разработайте четкую архитектуру, единое видение и систему управления проектом. Здесь важно использовать всю палитру умений и культурных особенностей команды для достижения общей цели.
-
Перечисленные методы лучше работают в комбинации, а не поодиночке. Взаимодействие внутри команды особенно важно в виртуальных рабочих группах. С его помощью наводятся мосты и запускается серьезное общение. Цель лидера - разбавить деятельность, ориентированную на решение конкретных задач, активностями, которые ставят во главу угла взаимоотношения между людьми, укрепляют взаимное доверие и дают чувство причастности к будущему компании.
-
Признаки, качества и особенности, присущие "командным коммуникациям":
Взаимодополнениечленами команды друг друга по функциям, распределение ролей. В любой момент каждый член команды может заменить любого из своих коллег, так как все члены команды ответственны за целый бизнес-процесс или за выполнение его определенного сегмента. Присущее членам команды "понимание друг друга с полуслова". Этот эффект достигается как за счет совместной работы, так и за счет тщательного комплектования и тренировки команды. Связанность и способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий. Связанность (целостность) команды, по мнению некоторых исследователей2, является критической характеристикой команды. Она отражает чувства принадлежности к команде и командный дух. Эмпирические работы подтверждают взаимосвязь производительности команды и ее связанности. Команда дает возможность ее членам учиться друг у друга. Способность быстро реагировать на изменения3. Командное поведение отличается от всех других форм группового поведения наибольшей гибкостью, адаптивностью и стремлением к инновациям. Более того, эта "жизнеспособная структура" приводит в действие механизм, который концентрирует энергию и дает возможность организационному таланту быть использованным наиболее свободным и продуктивным образом. Степень власти, которую имеет настоящая команда и ее полномочия. По мнению Toffler4, команда, которая наделена властью самоуправления и принятия решений является наиболее продуктивной и лучше способна справляться с изменениями.
-
Неформальные коммуникации
Неформальные коммуникации не следуют общим правилам, установленным внутри организации. В целом они не связаны с иерархией организации, они связывают людей, которые объединены в рамках одной неформальной группы. Они возникают в любой организации, но обычно не имеют отношения к ее непосредственным потребностям. Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Это коммуникации, не зафиксированные ни в каких организационных документах или официальных требованиях. Такие коммуникации существуют в любой организации, они играют важную роль в деятельности человека, определяют социально-психологическую атмосферу работы. Главное достоинство таких устных коммуникаций состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией. Можно задавать вопросы и даже получать на них ответ. Говорящие вовлечены в непосредственный контакт со слушающими и должны добиться, чтобы их поняли.
-
Неформальная коммуникация - вид внутриорганизационной коммуникации, при котором информационный обмен совершается между сотрудниками организации вне их связи с производственными обязанностями и местом в организационной иерархии. Особенностью неформальной коммуникации является то, что она пренебрегает организационной структурой и пронизывает все иерархические уровни. Эта особенность делает всех членов организации участниками информационного обмена и придает ему особую значимость для управления человеческими ресурсами. Данное утверждение может показаться странным, поскольку трудно соединить неформальную коммуникацию и управление: широко распространено мнение, что неформальный обмен информацией во основном не касается организационных проблем. В действительности это не так: по исследованиям американских ученых около 90% неформального информационного обмена касается организационных вопросов. Поэтому понимание руководством механизма неформальной коммуникации и умение использовать его является важным условием эффективного управления организацией.
-
-
Существует несколько типов неформальных лидеров: деловой(тот, кто лучше других представляет суть дела и имеет опыт решения задач, стоящих перед группой); эмоциональный(обладающий наибольшей аттракцией); ситуативный(тот, кто более других способен в небольшой промежуток времени повести за собой большинство группы и всей организации).
-
Канал неформальных коммуникаций, к ним можно отнести канал распространения слухов. Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.
-
Согласно исследованию, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой кампании. Люди склонны считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматический характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность.
-
Существуют две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:
O распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации; O поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной связи. Еще раз напомним, что эффективность коммуникационных сетей организации, как формальных, так и неформальных, определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата͵ и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по коммуникационным каналам
-
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:
Предстоящие сокращения работников; O новые меры по наказаниям за опоздание; O изменения в структуре организации; O грядущие перемещения и повышения; O подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту; O кто кому назначает свидания после работы.
-
Самый эффективный способ борьбы со слухами– это предупреждение ситуаций, их порождающих. Однако, если они уже начали распространяться, нужно решительно противодействовать им. Реакция должна быть мгновенной, особенно если речь идет о клевете или дезинформации, так как принято считать, что молчание означает признание вины. Однако существует правило: не реагировать на мелкие уколы со стороны недостаточно авторитетных СМИ. В первую очередь организация должна проанализировать масштабы распространения негативных слухов, их причины, мотивы и источники. Необходимо поговорить с людьми, на которых они подействовали, особенно, если они понесли убытки вследствие распространения этих слухов. Очень важно, выразить им сочувствие и добиться взаимопонимания. Рекомендуется организовать встречу с неформальными лидерами, предоставив им полную и точную информацию по данной проблеме. Слухи можно также пресекать с помощью контр-слухов, поручив это доверенным лицам. Таким образом, в любой организации существуют неформальные группы со своими лидерами. С их мнением надо считаться, добиваясь, чтобы деятельность микро-групп способствовала достижению общих целей. Неудовлетворительная коммуникация на формальном уровне порождает слухи, влияющие на общественное мнение. Они распространяются быстрее и привлекают больше внимания, чем официальные сообщения и публикации СМИ. Поэтому для передачи подчиненным нужной информации менеджеры иногда сознательно используют слухи. Их также могут инициировать конкуренты или лица, находящиеся в оппозиции к руководству организации. Это может привести к кризисной ситуации. Поэтому к слухам следует относиться очень серьезно . Знание причин и условий их возникновения, своевременное проведение профилактических мероприятий и активных мер противодействия позволяет создать здоровую атмосферу и укрепить доверие между руководителями и сотрудниками.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.