Презентация на тему "Невербальные коммуникации и их роль в общении"

Презентация: Невербальные коммуникации и их роль в общении
Включить эффекты
1 из 102
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Невербальные коммуникации и их роль в общении". Содержит 102 слайдов. Скачать файл 5.89 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    102
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Невербальные коммуникации и их роль в общении
    Слайд 1

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

  • Слайд 2

    Пути распределения информации

    55% - выражение лица, мимики, жестов, улыбка, язык тела 38% - интонация и голос 7% - слово

  • Слайд 3

    репрезентативные системы восприятия

    Визуальная система Акустическая система Тактильная система Форма отправления Ольфакторная система

  • Слайд 4

    Визуальная система

    Представляет собой восприятие общей мо­торики различных частей тела, которая отражает эмоциональные реакции человека. К визуальной системе восприятия относятся: жес­ты, мимика, поза, контакт глазами, кожные реакции (побледнение, покраснение кожи и т. д.), вспомогательные средства общения (одежда, прическа, косметика и т. д.).

  • Слайд 5

    Если у человека доминирует визуальная репрезентативная систе­ма, он воспринимает и хранит в памяти мир в «картинках». Собира­ясь что-то сказать, он перебирает и просматривает в памяти изобра­жения, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. В речи таки людей преоб­ладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.

  • Слайд 6

    Акустическая система

    Основана на слуховом восприятии собе­седника и подразделяется на следующие подсистемы: подсистема вокализации, которая включает в себя восприятие тембра голоса, его диапазона, тональности и т. д.; основана на восприятии пауз, вклю­ченных в речь, а также других средств (смеха, плача, скорости речи и т. д.). Паралингвистическая Экстралингвистическая

  • Слайд 7

    Человек с акустической репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смот­рят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи таких людей преобладают слова: «я слушаю вас», «да­вайте обсудим» и т. п.

  • Слайд 8

    Тактильная система

    Основана на осязательном восприятиии выражается в соприкосновении собеседников. К тактильной системе относятся: легкие прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи т. д.

  • Слайд 9

    Люди с тактильной репрезентативной системой, прежде чем ска­зать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи таких людей пре­обладают слова: «касаться», «ощутимый», «болезненный», «чувствую проблему» и т. п.

  • Слайд 10

    Ольфакторнаясистема

    Выражается в обонятельном восприятии, к которому относятся: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественные и искусственные запахи человека и т. д. Чувствительность обоняния человека зависит от индивидуальных особенностей личности и ее состояния.

  • Слайд 11

    Рассудочный тип

    К классическим репрезентативным системам восприятия внеш­него мира добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров». Это люди, которые реагируют на логику рассуждения, обозначения, понятия, которыми определяют все свои ощущения и образы.

  • Слайд 12

    Такие личности мыслят словами, логическими рассуждениями. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться выражениями: «надо разо­браться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.

  • Слайд 13

    Факторы невербального общения

    Национальная принадлежность Состояние здоровья Профессия Уровень культуры Статус личности Принадлежность к группе Актерские способности Возраст Сочетание невербальных знаков Возможность восприятия невербальных знаков

  • Слайд 14

    Национальная принадлежность

    У разных народностей и нацио­нальностей одни и те же жесты, позы, мимика могут передавать раз­личную информацию.

  • Слайд 15

    Состояние здоровья

    У человека в болезненном состоянии ме­няются взгляд, звучание голоса. Жесты в болезненном состоянии обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся воз­будимостью, эмоциональностью.

  • Слайд 16

    Профессия

    Может определять многие жесты, манеру поведения, мимику и т. д. Например, слабое рукопожатие не всегда проявление слабости, оно может быть вызвано профессией человека, которая требует беречь пальцы рук.

  • Слайд 17

    Уровень культуры

    На состав жестов, манеры поведения влияет представление об этикете, воспитание личности и т. д.

  • Слайд 18

    Статус личности

    Чем выше статус руководителя, тем он более сдержан в жестикуляции, эмоциональных проявлениях, а при пере­даче информации больше оперирует словами.

  • Слайд 19

    Принадлежность к группе

    Групповые традиции, нормы, прави­ла могут существенно модифицировать жестикуляцию, позы, мане­ры поведения члена группы.

  • Слайд 20

    Актерские способности

    Выражаются в умении играть не только словами, но и невербальными знаками.

  • Слайд 21

    Возраст

    В разном возрасте одно и то же состояние может вы­ражаться разными формами невербального общения, кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снизиться скорость движений, сдержанность в выражении эмоций, что сказывается на сдержанности жестикуляции.

  • Слайд 22

    Сочетание невербальных знаков

    Обычно состояние передается не одним, а несколькими телодвижениями. При нарушении гармо­нии между различными невербальными элементами складывается впечатление неискренности.

  • Слайд 23

    Возможность восприятияневербальных средств

    При разговоре по телефону, в процессе переписки между людьми, образуется дистанция, из-за которой они не могут вступить в визуальный контакт. Любая физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, что определенным образом сказывается на эффективности деловых отношений.

  • Слайд 24

    Типы невербальных знаков

    специально производимые для передачи ин­формации непреднамеренно выдающие какую-либо информацию (покраснение кожи лица, дрожание рук, голоса и т. д.). интенциональные неинтенциональные

  • Слайд 25

    Прием отзеркаливания

    необходимо принимать позы, сходные с позами собеседника; следует синхронизировать жесты и их темп с жестами и ритмом движений собеседника; желательно использовать в своей речи аналогичную скорость, громкость, интонацию голоса и т. д.

  • Слайд 26

    Формы невербального общения

    Кинесика Такесика Проксемика Просодика Экстралингвистика

  • Слайд 27

    Кинесика

    Изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций. К ним относятся зрительно воспринимаемые движения другого человека (моторные знаки), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. мимика, жес­тика, пантомимика.

  • Слайд 28

    Мимика

    Связана с движением лицевых мышц человека и свиде­тельствует о его эмоциональных реакциях. Мимика позволяет увеличить эффективность восприятия пере­даваемой информации. Наиболее ярко и скоординировано мимичес­ки выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

  • Слайд 29

    Мимические коды эмоциональных состояний

  • Слайд 30

    Жестика

    Разнообразные телодвижения, смысл которых по­нятен для общающихся сторон. Подделывать или копиро­вать жесты практически невозможно, поскольку в течение длитель­ного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одно­временно еще и произносить слова. Умение понимать популярные жесты собеседника позволяет луч­ше разбираться в людях, более эффективно организовывать деловое общение.

  • Слайд 31

    Чтобы скрыть свои мысли, целесообразно: специально отрабатывать комплекс жестов, придающих весомость и правдоподобие высказываниям; стараться свести к минимуму жестикуляцию при общении; соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрожесты (румянец, изменение величины зрачков) и поза в целом; шире использовать положительные жесты, привлекающие других, и по возможности избавляться от отрицательных.

  • Слайд 32

    Жестика

  • Слайд 33

    Пантомимика

    Изучает моторику всего тела. К пантомимике относится поза человека, которую он принимает во время делового общения.

  • Слайд 34

    Такесика

    Изучает прикосновения в ситуации общения. К такесикеотносятся: рукопожатия, поцелуи, отталкивание, похлопывание и пр.

  • Слайд 35

    Рукопожатие

    партнер при пожатии руки располагает ее таким образом, что она оказывается повернутой ладонью вниз - собеседник хочет доминировать в процессе общения; собеседник протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. Это рукопожатие бывает необходимо, когда нужно отдать инициати­ву партнеру или позволить ему чувствовать себя хозяином поло­жения; если руки партнеров остаются в одинаковом положении, то такое рукопожатие свидетельствует о том, что оба партнера испытыва­ют друг к другу чувство уважения, симпатии и взаимопонимания;

  • Слайд 36

    пожатие прямой рукой является признаком доминирования и не­уважения. Его основное назначение в том, чтобы указать собесед­нику на дистанцию и напомнить о различии в статусах; если в процессе рукопожатия подаются только пальцы, то такое пожатие рук следует расценивать как знак, показывающий на же­лание партнера дистанцироваться от собеседника; короткое, вялое рукопожатие сухих рук свидетельствует о безраз­личии; продолжительное рукопожатие влажными руками свидетельствует о волнении, психическом и эмоциональном напряжении;

  • Слайд 37

    немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взгля­дом свидетельствует о дружелюбии, теплом отношении к собесед­нику; рукопожатие «перчатка», когда для приветствия используются обе руки, когда левая рука закрывает тыльную сторону руки партнера. Такое рукопожатие показывает открытость и честность инициа­тора, искренность или глубину чувств по отношению к собеседнику.

  • Слайд 38

    Проксемика

    Исследует расположение людей в пространстве при общении.

  • Слайд 39

    настраивает на определенную позицию в отношениях между людьми определяет психиче­ский и этический комфорт в процессе общения Ориентация Дистанция

  • Слайд 40

    Ориентация

    1 2 3 4 1. позиция углового расположения 2. позиция делового взаимодействия 3. конкурирующе – оборонительная позиция 4. независимая позиция

  • Слайд 41

    Позиция углового расположения характерна для собеседников, ведущих дружескую непринужденную беседу. Позиция способствует постоянному визуальному контакту и дает возможность для жестикуляции и наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в деловом общении и создает между собеседниками определенную дистанцию.

  • Слайд 42

    Позиция делового взаимодействия характерна в том случае, когда собеседники совместно решают какую-то проблему, об­суждают общую задачу, вырабатывают решение. Это одна из самых удачных стратегических позиций для эффективного делового взаимодействия.

  • Слайд 43

    Конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет взаимопонимание собеседников и не со­здает непринужденной атмосферы. Разговор при таком про­странственном расположении должен быть коротким с четкой передачей необходимой информации. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если между ними существует кон­куренция или когда один из собеседников по своему статусу выше другого.

  • Слайд 44

    Независимая позиция характерна для людей, которые не хотят общаться друг с другом, что говорит об отсутствии интереса и даже негативного отношения к другой стороне, если один из людей вторгся в интимную зону другого. Ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.

  • Слайд 45

    Дистанция

    Сверхинтимная зона — радиус в 15 см вокруг человека. Интимная зона (15-45 см), в которую допускаются только близ­кие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверитель­ность, негромкий голос в общении, легкие прикосновения. Вторжение в интимную зону в процессе общения, как правило, воспринимается собеседником негативно, как покушение на его неприкосновенность.

  • Слайд 46

    Личная, или персональная, зона (45-120 см) предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разго­вор, и соблюдается во время беседы с друзьями и коллегами.

  • Слайд 47

    Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается в процессе тру­довой деятельности, в кабинетах, офисах и других служебных поме­щениях, а также во время официальных встреч, как правило, с теми собеседниками, которых не очень хорошо знают.

  • Слайд 48

    Публичная зона (свыше 400 см) поддерживается при публичном выступлении, при общении с аудиторией, состоящей из большой группы людей — на митингах, при чтении лекций и т. д.

  • Слайд 49

    Просодика

    Включает в себя различные характеристики голоса. Просодические средства невербального делового общения регули­руют поток речи, экономят языковые средства общения, выражают эмоциональное состояние, дополняют и предвосхищают высказы­вания. Силой голоса, его звучанием можно передать слушателям свое отношение к предмету делового общения, передать им свои пережи­вания или помочь точнее и ярче воспринять смысл сказанного

  • Слайд 50

    Основные формы просодического невербального общения

    Модуляция речи Громкость голосового тона Скорость речи Окраска звучания голоса Дикция Ритмичность речи

  • Слайд 51

    Модуляция речи

    Модуляция речи сильная слабая Модуляция речи характеризует выразительность речи.

  • Слайд 52

    Слабая модуляцияпредставляет собой монотонный голос, который действует усыпляюще и подразумевает закрытость собеседника. Если слабая модуляция сочетается с высоким тоном голоса, то это может указывать на дисциплинированность, деловитость, но в то же время и на недостаточную заинтересован­ность, отсутствие внутреннего участия, робость, стесненность и т. д.

  • Слайд 53

    Сильная модуляция характеризуется изменением высоты голоса в широком диапазоне и указывает на открытость, внутреннюю сво­боду, восприимчивость чувств, многообразие интересов, богатый внутренний мир и т. д. Однако в некоторых случаях сильная модуля­ция может указывать на недостаток внутренней дисциплины

  • Слайд 54

    Скорость речи

    Скорость речи, как правило, соответствует темпераменту собесед­ника. Ее трудно произвольно изменить, и при истинной внутренней включенности в вербальную коммуникацию характерная для человека скорость речи снова восстанавливается.

  • Слайд 55

    Скорость речи Быстраяречь Спокойнаямедленнаяречь Торопливая, беспокойная, беспорядочная Ускоряющийсятемпречи Замедляющаясяречь

  • Слайд 56

    Быстрая речь указывает на темпераментную личность, ее импуль­сивность, живость, уверенность в себе.

  • Слайд 57

    Торопливая, беспокойная, беспорядочная речь, как правило, сопро­вождается чрезмерной жестикуляцией и срывающимся голосом. Все это свидетельствует о робости, неуверенности, непостоянстве, неуп­равляемости.

  • Слайд 58

    Спокойная медленная речь указывает на невозмутимость собесед­ника, вдумчивость, рассудительность, но также может свиде­тельствовать о бездеятельности, вялости, робости и т. д.

  • Слайд 59

    Ускоряющийся темп речи указывает на то, что говорящий весь пог­ружен в рассматриваемую проблему и вдохновлен тем, о чем говорит собеседнику.

  • Слайд 60

    Замедляющаяся речь свидетельствует о задумчивости по поводу сказанного, потере уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил.

  • Слайд 61

    Окраска звучания голоса

    Окраска звучания голоса несет важную информацию о характере человека. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные.

  • Слайд 62

    «Металлически»звучащийголос Консональнаяречь Вокальнаяречь Елейныйголос Окраска звучания голоса

  • Слайд 63

    «Металлически» звучащий голос свидетельствует об энергии и твер­дости собеседника.

  • Слайд 64

    Елейный голос характеризует человека, который лицемерно изо­бражает дружелюбие.

  • Слайд 65

    Вокальная речь характеризуется подчеркнутым произношением гласных звуков и указывает на добродушие, превалирование темпе­рамента и чувств.

  • Слайд 66

    Консональнаяречь в противоположность вокальной речи характе­ризуется подчеркиванием звучания согласных. Такая речь свидетель­ствует об аналитическом складе ума, превалировании разума и воли над чувствами.

  • Слайд 67

    Дикция

    Дикция четкая нечеткая

  • Слайд 68

    Четкая дикция создает впечатление твердого, уверенного в себе человека, с жесткой самодисциплиной и осознанной жизненной по­зицией.

  • Слайд 69

    Нечеткое, неясное произношение указывает на недостаток кри­тического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, слабоволие, отсутствие установки на собеседника в дело­вом взаимодействии.

  • Слайд 70

    Ритмичность речи

    Ритмичнаяречь Цикличнаяправильнаяречь Неравномерностьвритме Ритмичность речи

  • Слайд 71

    Ритмичная речь отражает уравновешенность, богатство чувств, радостное восприятие окружающего мира.

  • Слайд 72

    Неравномерность в ритме отражает живой, подвижный характер, эмоциональную зависимость, недостаток самоконтроля, нерасчет­ливость, резкие перепады в настроении.

  • Слайд 73

    Цикличная правильная речь указывает на жесткость, любовь к по­рядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

  • Слайд 74

    Экстралингвистика

    Экстралингвистика изучает различного рода психофизиологиче­ские проявления человека, к которым относятся: паузы, плач, смех, покашливание, вздохи и т. д. В зависимости от эмоционального настроя плач, смех, покашли­вания, вздохи могут нести различную смысловую нагрузку Важной формой экстралингвистического общения является пау­за. Исследования показали, что пауза способствует 10—15% допол­нительному восприятию информации собеседником. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что участник делового общения активно включился в коммуникационный процесс. В мо­мент самостоятельного осмысления получаемой информации полез­но сделать паузу.

  • Слайд 75

    изучает различного рода психофизиологиче­ские проявления человека, к которым относятся: паузы, плач, смех, покашливание, вздохии т. д.

  • Слайд 76

    Пауза способствует 10—15% допол­нительному восприятию информации собеседником. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что участник делового общения активно включился в коммуникационный процесс. В мо­мент самостоятельного осмысления получаемой информации полез­но сделать паузу.

  • Слайд 77

    Типы визуальных контактов

    Степень открытости глаз. Свидетельствует об оптическом вос­приятии собеседника и окружающего мира. Характеризует множество психических состояний человека, поэтому знание зависимости такого вида визуаль­ного контакта от внутреннего состояния человека позволяет корректировать свое поведение в процессе делового общения.

  • Слайд 78

    Направление взгляда. Показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая пока­зывает то, как относится собеседник к тем или иным сообще­ниям. Прежде чем сделать соответствующие выводы о намерениях партнера по общению, следует учитывать куль­турную среду, в которой вырос собеседник.

  • Слайд 79

    Движения глаз. Они в процессе общения наиболее заметны. Беспокойный, бегающий взгляд производит неблагоприятное впечатление на собеседника. При этом твердый фиксирован­ный или спокойный взгляд располагает к общению и доброжелательным отношениям.

  • Слайд 80
  • Слайд 81

    Толкование визуальных контактов

  • Слайд 82
  • Слайд 83
  • Слайд 84
  • Слайд 85
  • Слайд 86

    Тип взгляда

  • Слайд 87
  • Слайд 88

    Типы жестов

    В жестах проявляется состояние организма и непосредствен­ные эмоциональные реакции, что позволяет судить о темпера­менте человека. Жесты выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осто­рожность или порывистость. В жестах и движениях проявля­ется и социальный статус личности. В жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Жестам приписываются чисто условные символические зна­чения.

  • Слайд 89

    Категории жестов

    Жесты-иллюстраторы Жесты-регуляторы Жесты-эмблемы Жесты – адапторы Жесты - аффекторы

  • Слайд 90

    Жесты-иллюстраторы— это жесты сообщения. К ним относятся: указатели, дающие возможность ориентироваться в пространстве; пиктографы,передающие образные картины; кинетографы— жесты, выполняемые движением тела; идеографы — своеобразные движения руками, соединяющие во­ображаемые предметы вместе.

  • Слайд 91

    Жесты-регуляторы— это жесты, выражающие отношение го­ворящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, целенаправ­ленные движения руками. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Жесты-аффекторы— жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

  • Слайд 92

    Жесты-адапторы— это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. К ним можно отнести: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, легкие прикосновения к партнеру; перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (ка­рандаш, пуговица и т. п.).

  • Слайд 93

    Эмоциональные жесты

    Расположения НеискренностиГотовности Подозрительности Защиты Сомнения и неуверенности Оттягивания времени Размышления и оценки Открытости Уверенности Доминирования Самоконтроля Нервозности Ожидания Отрицания

  • Слайд 94

    Жесты размышления и оценки. Отражают состояние человека, который оценивает информацию и стремится решить какой-либо вопрос или проблему. К таким жестам относятся: почесывание под­бородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание, «пощипывание переносицы». Все это говорит о глу­бокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Жесты открытости. Свидетельствуют об искренности, добро­желательном отношении к собеседнику и желании говорить откро­венно. К таким жестам относятся «раскрытые руки», что демонстри­рует желание идти навстречу и установить контакт. Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открыто­сти, готовности к общению. Собеседники, дружески расположенные друг к другу, в деловом общении часто расстегивают, а иногда даже снимают пиджаки. По этому жесту можно определить, как проходят переговоры. Партнеры в застегнутых пиджаках приходят к деловому соглашению с большими эмоциональными издержками. Можно за­метить, что в ходе обсуждения на деловых переговорах при достиже­нии положительного результата участники расстегивают пиджаки, снимая напряжение, и пододвигаются ближе к столу, сокращая рас­стояние между собою. Жесты уверенности. Указывают на убежденность собеседника в правильности своей позиции. Такие жесты выражаются в соедине­нии пальцев в купол пирамиды, раскачивании на стуле. К ним также относится популярный жест — скрещенные руки на груди, но с вер­тикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении, второй — о чувстве превосходства. Собеседник, прибегающий к такому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жесты доминирования. Проявляются у человека, имеющего вы­сокий статус, превосходство над собеседником. Жесты доминирования выражаются в выставлении больших пальцев напоказ, резких взмахах рукой сверху вниз, закладывания рук за голову или за спину. Послед­ний жест следует дифференцировать от подобного жеста, который ха­рактеризует нервозность человека, его расстроенность из-за какой-либо проблемы. При этом собеседник пытается не выдать своего со­стояния. Поэтому данный жест относится к жестам самоконтроля.

  • Слайд 95

    Жесты самоконтроля. Проявляются в критической ситуации, когда человек пытается сохранить самообладание. Для сохранения уверенности человек может свести руки за спину, однако при этом одной рукой сжимать другую, собирать несуществующие ворсинки с костюма и др. Следует отметить, что постоянное собирание ворси­нок с одежды — достаточно распространенный жест, он указывает на внутренний протест и сдерживание своего эмоционального со­стояния. Жесты нервозности. Проявляются при эмоциональной неста­бильности человека. Такие жесты выражаются в пощипывании ла­дони, постукивании по столу пальцами, прикосновении к носу или его легком потираний. Эти жесты указывают на то, что какая-либо проблема вызвала у собеседника эмоциональную напряженность. Жесты ожидания. Указывают на нервозность человека в ситуа­ции длительного ожидания какого-либо события. Они выражаются в потираний ладоней, медленном вытирании влажных ладоней о ткань и т. д. Жесты отрицания. Проявляются в случае возникновения несо­гласия собеседника с полученной информацией. Такие жесты про­являются вследствие сдерживания своего мнения и выражаются в сложенных на груди руках, потупленном взгляде, отклоненном на­зад корпусе, скрещенных руках и др.

  • Слайд 96

    Жесты расположения. Указывают на симпатию к собеседнику, доброжелательное отношение, желание установить контакт. Распо­ложение к человеку проявляется в прикладывании руки к груди, пре­рывистое прикосновение к партнеру и др. 10.Жесты неискренности. Указывают на то, что собеседник пере-дает неверную информацию, скрывает какие-то факты. К ним отно-сятся «прикрытие рукой рта», поворот корпуса в сторону от собесед-ника, «бегающий взгляд» и др. Если в момент речи собеседник пы-тается прикрыть рот рукой, это свидетельствует о том, что он говоритнеправду Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когдаговорите вы, а он слушает, это значит, что собеседник чувствует вашунеискренность. Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, также свиде­тельствует о том, что человек излагает неверные факты. Объяснени­ем этого жеста может быть то, что во время лжи появляются спон­танные щекотливые позывы нервных окончаний носа, и его хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Жест, связанный с потиранием века, также вызван тем, что появ­ляется желание уйти от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь достаточно серьезная, то отводят взгляд в сторону. Женщины редко потирают глаза из-за нанесенной косметики или делают это очень деликатно, что следует учитывать при беседе с ними. Ложь обычно вызывает зудящие ощущения в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттяги­вают воротничок, когда лгут или подозревают, что обманывают их.

  • Слайд 97

    Жесты готовности. Сигнализируют о желании закончить раз­говор, беседу или встречу. На это указывает подача корпуса тела впе­ред, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за ручки крес­ла, поворот тела в сторону двери и т. д. Кроме этого, сигналом о не­желании продолжать разговор являются опущенные веки, которые показывают, что собеседник стал неинтересным, просто надоел или партнер чувствует свое превосходство. Жесты подозрительности и скрытности. Свидетельствуют о не­доверии, сомнении в правоте собеседника, о желании что-то утаить или скрыть от собеседника. К таким жестам относятся потирание юдбородка, отведение глаз в сторону, общая несогласованность ов, которая выражается, например, в искусственной улыбке, зывающей преднамеренное желание скрыть свою неискрен-ь. 3. Жесты защиты. Это знак того, что собеседник чувствует опас-ь или угрозу. Простое скрещивание рук на груди является уни-альным жестом, обозначающим оборонительное или негативное ояние собеседника. Правда, этот жест может также означать гго спокойствие и уверенность, но это бывает в том случае, когда эсфера беседы не носит конфликтного характера. Кроме этого та на оборонительную позицию указывают сжимание пальцев лак, кисти скрещенных рук обхватывают плечи и т. д. Жесты сомнения и неуверенности. Проявляются в ситуациях, да собеседника охватывает неуверенность по поводу решения жной проблемы. Сомнение и неуверенность проявляются в по-ывании указательным пальцем под мочкой уха или боковой час-шеи. Подобные жесты указывают, что партнеру трудно ответить поставленный вопрос. Он не может принять решение, сомнева-:я в правильности своих умозаключений. Жесты оттягивания времени. Это знак того, что человек затя-вает время с целью обдумать окончательное решение. Для этого беседник снимает и надевает очки, протирает их, сосет дужку оч-в, протирает лицо и пр. Если собеседник вновь надел очки, это начает, что он хочет еще раз ознакомиться с фактами.

  • Слайд 98

    Обучаясь сенсорному восприятию, надо освоить три основных навыка: Фиксировать изменения в поведении человека и анализиро­вать их. Различать паттерны — повторяющиеся моменты в поведении человека. У каждой личности существуют свои повторяющи­еся движения, которые выдают определенные эмоции, т. е. для каждого человека характерны свои индивидуальные пат­терны. Один человек в случае эмоционального возбуждения может переминаться с ноги на ногу, другой — расхаживать по комнате, третий — сжимать кулаки, покусывать губы и т. д. Такие выражения внутреннего состояния у человека возни­кают неосознанно и, как правило, плохо контролируются. Выполнять калибровку полученных невербальных сигналов, которая позволяет на основе их анализа сделать вывод о внут­реннем состоянии человека и скоординировать свое поведе­ние для организации продуктивного делового общения. Од­нако специалисты предупреждают, что трактовка изменений во внешнем поведении собеседника, исходя из своего опыта, может привести к ошибкам, так как одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей. Каждый человек индивидуален, и необходимо избегать обобщений.

  • Слайд 99

    Чтобы приобрести гибкость, надо освоить следующие основные навыки: Изменение старых паттернов поведения. Для этого необходимо выявить свои основные паттерны, которые проявляются у вас в про­цессе достижения какой-либо цели. При этом следует представить себе как минимум три новых возможных способа проявления внут­реннего состояния. Изобретение и использование новых возможностей поведения. Для этого можно вообразить себя на месте партнера по деловому общению и представить его мотивы, намерения, восприятие мира. Далее на основе этих наблюдений необходимо сопоставить внутрен­нее состояние собеседника с внешними его проявлениями. Проду­майте, как бы вы вели себя на его месте с учетом его позиции, миро­воззрения и т. д. Полный отказ от старых паттернов поведения и использование новых. Например, в процессе спора отказаться от своей позиции и сказать собеседнику: «Вы абсолютно правы. Что вы хотите те­перь?» Использование в деловом общении паттернов собеседника. Почувствовав внутреннее состояние партнера по общению, попро­буйте (очень деликатно) повторить его основные паттерны, настро­иться на его состояние. Это приведет к большему взаимопониманию.

  • Слайд 100

    Важным элементом в организации делового общения является конгруэнтность, под которой в деловом общении понимают внутрен­нюю психическую согласованность человека, которую можно рас­сматривать как ролевую установку или отдельный элемент личности, проявляющийся в определенной ситуации (например, начальника на службе, родителя дома, критика в театре, весельчака в компании друзей и т. д.)

  • Слайд 101

    Быть конгруэнтным — значит иметь личностную це­лостность, которая может быть достигнута за счет освоения следу­ющих навыков. Определение собственного состояния конгруэнтности, кото­рое выражается в максимальной вовлеченности и сосредото­ченности всех сил на выполняемой задаче. Также необходимо выявить свою неконгруэнтность, которая определяется внут­ренней конфронтацией, конфликтом с самим собой, проти­воречием между желаниями, словами, мыслями и делами. Определение различных элементов и ролевых установок сво­ей личности, проявляющихся в разных ситуациях. Определение целей, намерений и желаний каждого элемента личности, так как конгруэнтность вырабатывается только в том случае, когда человек точно знает, чего хочет, к каким результатам стремится. Выделение приоритетных целей, т. е. определение, что необ­ходимо достичь прежде всего, какая цель может быть самой главной на данное время и в перспективе. Достижение согласия между отдельными элементами лично­сти и установления приоритетной цели. Только в этом случае человек будет конгруэнтен в своих действиях, жестах, ин­тонациях, в выборе слов и его общение будет максимально способствовать достижению желаемых результатов.

  • Слайд 102

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке