Содержание
-
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
-
Пути распределения информации
55% - выражение лица, мимики, жестов, улыбка, язык тела 38% - интонация и голос 7% - слово
-
репрезентативные системы восприятия
Визуальная система Акустическая система Тактильная система Форма отправления Ольфакторная система
-
Визуальная система
Представляет собой восприятие общей моторики различных частей тела, которая отражает эмоциональные реакции человека. К визуальной системе восприятия относятся: жесты, мимика, поза, контакт глазами, кожные реакции (побледнение, покраснение кожи и т. д.), вспомогательные средства общения (одежда, прическа, косметика и т. д.).
-
Если у человека доминирует визуальная репрезентативная система, он воспринимает и хранит в памяти мир в «картинках». Собираясь что-то сказать, он перебирает и просматривает в памяти изображения, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. В речи таки людей преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.
-
Акустическая система
Основана на слуховом восприятии собеседника и подразделяется на следующие подсистемы: подсистема вокализации, которая включает в себя восприятие тембра голоса, его диапазона, тональности и т. д.; основана на восприятии пауз, включенных в речь, а также других средств (смеха, плача, скорости речи и т. д.). Паралингвистическая Экстралингвистическая
-
Человек с акустической репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи таких людей преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим» и т. п.
-
Тактильная система
Основана на осязательном восприятиии выражается в соприкосновении собеседников. К тактильной системе относятся: легкие прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи т. д.
-
Люди с тактильной репрезентативной системой, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи таких людей преобладают слова: «касаться», «ощутимый», «болезненный», «чувствую проблему» и т. п.
-
Ольфакторнаясистема
Выражается в обонятельном восприятии, к которому относятся: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественные и искусственные запахи человека и т. д. Чувствительность обоняния человека зависит от индивидуальных особенностей личности и ее состояния.
-
Рассудочный тип
К классическим репрезентативным системам восприятия внешнего мира добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров». Это люди, которые реагируют на логику рассуждения, обозначения, понятия, которыми определяют все свои ощущения и образы.
-
Такие личности мыслят словами, логическими рассуждениями. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться выражениями: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.
-
Факторы невербального общения
Национальная принадлежность Состояние здоровья Профессия Уровень культуры Статус личности Принадлежность к группе Актерские способности Возраст Сочетание невербальных знаков Возможность восприятия невербальных знаков
-
Национальная принадлежность
У разных народностей и национальностей одни и те же жесты, позы, мимика могут передавать различную информацию.
-
Состояние здоровья
У человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса. Жесты в болезненном состоянии обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся возбудимостью, эмоциональностью.
-
Профессия
Может определять многие жесты, манеру поведения, мимику и т. д. Например, слабое рукопожатие не всегда проявление слабости, оно может быть вызвано профессией человека, которая требует беречь пальцы рук.
-
Уровень культуры
На состав жестов, манеры поведения влияет представление об этикете, воспитание личности и т. д.
-
Статус личности
Чем выше статус руководителя, тем он более сдержан в жестикуляции, эмоциональных проявлениях, а при передаче информации больше оперирует словами.
-
Принадлежность к группе
Групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать жестикуляцию, позы, манеры поведения члена группы.
-
Актерские способности
Выражаются в умении играть не только словами, но и невербальными знаками.
-
Возраст
В разном возрасте одно и то же состояние может выражаться разными формами невербального общения, кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снизиться скорость движений, сдержанность в выражении эмоций, что сказывается на сдержанности жестикуляции.
-
Сочетание невербальных знаков
Обычно состояние передается не одним, а несколькими телодвижениями. При нарушении гармонии между различными невербальными элементами складывается впечатление неискренности.
-
Возможность восприятияневербальных средств
При разговоре по телефону, в процессе переписки между людьми, образуется дистанция, из-за которой они не могут вступить в визуальный контакт. Любая физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, что определенным образом сказывается на эффективности деловых отношений.
-
Типы невербальных знаков
специально производимые для передачи информации непреднамеренно выдающие какую-либо информацию (покраснение кожи лица, дрожание рук, голоса и т. д.). интенциональные неинтенциональные
-
Прием отзеркаливания
необходимо принимать позы, сходные с позами собеседника; следует синхронизировать жесты и их темп с жестами и ритмом движений собеседника; желательно использовать в своей речи аналогичную скорость, громкость, интонацию голоса и т. д.
-
Формы невербального общения
Кинесика Такесика Проксемика Просодика Экстралингвистика
-
Кинесика
Изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций. К ним относятся зрительно воспринимаемые движения другого человека (моторные знаки), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. мимика, жестика, пантомимика.
-
Мимика
Связана с движением лицевых мышц человека и свидетельствует о его эмоциональных реакциях. Мимика позволяет увеличить эффективность восприятия передаваемой информации. Наиболее ярко и скоординировано мимически выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.
-
Мимические коды эмоциональных состояний
-
Жестика
Разнообразные телодвижения, смысл которых понятен для общающихся сторон. Подделывать или копировать жесты практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносить слова. Умение понимать популярные жесты собеседника позволяет лучше разбираться в людях, более эффективно организовывать деловое общение.
-
Чтобы скрыть свои мысли, целесообразно: специально отрабатывать комплекс жестов, придающих весомость и правдоподобие высказываниям; стараться свести к минимуму жестикуляцию при общении; соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрожесты (румянец, изменение величины зрачков) и поза в целом; шире использовать положительные жесты, привлекающие других, и по возможности избавляться от отрицательных.
-
Жестика
-
Пантомимика
Изучает моторику всего тела. К пантомимике относится поза человека, которую он принимает во время делового общения.
-
Такесика
Изучает прикосновения в ситуации общения. К такесикеотносятся: рукопожатия, поцелуи, отталкивание, похлопывание и пр.
-
Рукопожатие
партнер при пожатии руки располагает ее таким образом, что она оказывается повернутой ладонью вниз - собеседник хочет доминировать в процессе общения; собеседник протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. Это рукопожатие бывает необходимо, когда нужно отдать инициативу партнеру или позволить ему чувствовать себя хозяином положения; если руки партнеров остаются в одинаковом положении, то такое рукопожатие свидетельствует о том, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения, симпатии и взаимопонимания;
-
пожатие прямой рукой является признаком доминирования и неуважения. Его основное назначение в том, чтобы указать собеседнику на дистанцию и напомнить о различии в статусах; если в процессе рукопожатия подаются только пальцы, то такое пожатие рук следует расценивать как знак, показывающий на желание партнера дистанцироваться от собеседника; короткое, вялое рукопожатие сухих рук свидетельствует о безразличии; продолжительное рукопожатие влажными руками свидетельствует о волнении, психическом и эмоциональном напряжении;
-
немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом свидетельствует о дружелюбии, теплом отношении к собеседнику; рукопожатие «перчатка», когда для приветствия используются обе руки, когда левая рука закрывает тыльную сторону руки партнера. Такое рукопожатие показывает открытость и честность инициатора, искренность или глубину чувств по отношению к собеседнику.
-
Проксемика
Исследует расположение людей в пространстве при общении.
-
настраивает на определенную позицию в отношениях между людьми определяет психический и этический комфорт в процессе общения Ориентация Дистанция
-
Ориентация
1 2 3 4 1. позиция углового расположения 2. позиция делового взаимодействия 3. конкурирующе – оборонительная позиция 4. независимая позиция
-
Позиция углового расположения характерна для собеседников, ведущих дружескую непринужденную беседу. Позиция способствует постоянному визуальному контакту и дает возможность для жестикуляции и наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в деловом общении и создает между собеседниками определенную дистанцию.
-
Позиция делового взаимодействия характерна в том случае, когда собеседники совместно решают какую-то проблему, обсуждают общую задачу, вырабатывают решение. Это одна из самых удачных стратегических позиций для эффективного делового взаимодействия.
-
Конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет взаимопонимание собеседников и не создает непринужденной атмосферы. Разговор при таком пространственном расположении должен быть коротким с четкой передачей необходимой информации. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если между ними существует конкуренция или когда один из собеседников по своему статусу выше другого.
-
Независимая позиция характерна для людей, которые не хотят общаться друг с другом, что говорит об отсутствии интереса и даже негативного отношения к другой стороне, если один из людей вторгся в интимную зону другого. Ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.
-
Дистанция
Сверхинтимная зона — радиус в 15 см вокруг человека. Интимная зона (15-45 см), в которую допускаются только близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, легкие прикосновения. Вторжение в интимную зону в процессе общения, как правило, воспринимается собеседником негативно, как покушение на его неприкосновенность.
-
Личная, или персональная, зона (45-120 см) предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разговор, и соблюдается во время беседы с друзьями и коллегами.
-
Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается в процессе трудовой деятельности, в кабинетах, офисах и других служебных помещениях, а также во время официальных встреч, как правило, с теми собеседниками, которых не очень хорошо знают.
-
Публичная зона (свыше 400 см) поддерживается при публичном выступлении, при общении с аудиторией, состоящей из большой группы людей — на митингах, при чтении лекций и т. д.
-
Просодика
Включает в себя различные характеристики голоса. Просодические средства невербального делового общения регулируют поток речи, экономят языковые средства общения, выражают эмоциональное состояние, дополняют и предвосхищают высказывания. Силой голоса, его звучанием можно передать слушателям свое отношение к предмету делового общения, передать им свои переживания или помочь точнее и ярче воспринять смысл сказанного
-
Основные формы просодического невербального общения
Модуляция речи Громкость голосового тона Скорость речи Окраска звучания голоса Дикция Ритмичность речи
-
Модуляция речи
Модуляция речи сильная слабая Модуляция речи характеризует выразительность речи.
-
Слабая модуляцияпредставляет собой монотонный голос, который действует усыпляюще и подразумевает закрытость собеседника. Если слабая модуляция сочетается с высоким тоном голоса, то это может указывать на дисциплинированность, деловитость, но в то же время и на недостаточную заинтересованность, отсутствие внутреннего участия, робость, стесненность и т. д.
-
Сильная модуляция характеризуется изменением высоты голоса в широком диапазоне и указывает на открытость, внутреннюю свободу, восприимчивость чувств, многообразие интересов, богатый внутренний мир и т. д. Однако в некоторых случаях сильная модуляция может указывать на недостаток внутренней дисциплины
-
Скорость речи
Скорость речи, как правило, соответствует темпераменту собеседника. Ее трудно произвольно изменить, и при истинной внутренней включенности в вербальную коммуникацию характерная для человека скорость речи снова восстанавливается.
-
Скорость речи Быстраяречь Спокойнаямедленнаяречь Торопливая, беспокойная, беспорядочная Ускоряющийсятемпречи Замедляющаясяречь
-
Быстрая речь указывает на темпераментную личность, ее импульсивность, живость, уверенность в себе.
-
Торопливая, беспокойная, беспорядочная речь, как правило, сопровождается чрезмерной жестикуляцией и срывающимся голосом. Все это свидетельствует о робости, неуверенности, непостоянстве, неуправляемости.
-
Спокойная медленная речь указывает на невозмутимость собеседника, вдумчивость, рассудительность, но также может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, робости и т. д.
-
Ускоряющийся темп речи указывает на то, что говорящий весь погружен в рассматриваемую проблему и вдохновлен тем, о чем говорит собеседнику.
-
Замедляющаяся речь свидетельствует о задумчивости по поводу сказанного, потере уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил.
-
Окраска звучания голоса
Окраска звучания голоса несет важную информацию о характере человека. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные.
-
«Металлически»звучащийголос Консональнаяречь Вокальнаяречь Елейныйголос Окраска звучания голоса
-
«Металлически» звучащий голос свидетельствует об энергии и твердости собеседника.
-
Елейный голос характеризует человека, который лицемерно изображает дружелюбие.
-
Вокальная речь характеризуется подчеркнутым произношением гласных звуков и указывает на добродушие, превалирование темперамента и чувств.
-
Консональнаяречь в противоположность вокальной речи характеризуется подчеркиванием звучания согласных. Такая речь свидетельствует об аналитическом складе ума, превалировании разума и воли над чувствами.
-
Дикция
Дикция четкая нечеткая
-
Четкая дикция создает впечатление твердого, уверенного в себе человека, с жесткой самодисциплиной и осознанной жизненной позицией.
-
Нечеткое, неясное произношение указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, слабоволие, отсутствие установки на собеседника в деловом взаимодействии.
-
Ритмичность речи
Ритмичнаяречь Цикличнаяправильнаяречь Неравномерностьвритме Ритмичность речи
-
Ритмичная речь отражает уравновешенность, богатство чувств, радостное восприятие окружающего мира.
-
Неравномерность в ритме отражает живой, подвижный характер, эмоциональную зависимость, недостаток самоконтроля, нерасчетливость, резкие перепады в настроении.
-
Цикличная правильная речь указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.
-
Экстралингвистика
Экстралингвистика изучает различного рода психофизиологические проявления человека, к которым относятся: паузы, плач, смех, покашливание, вздохи и т. д. В зависимости от эмоционального настроя плач, смех, покашливания, вздохи могут нести различную смысловую нагрузку Важной формой экстралингвистического общения является пауза. Исследования показали, что пауза способствует 10—15% дополнительному восприятию информации собеседником. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что участник делового общения активно включился в коммуникационный процесс. В момент самостоятельного осмысления получаемой информации полезно сделать паузу.
-
изучает различного рода психофизиологические проявления человека, к которым относятся: паузы, плач, смех, покашливание, вздохии т. д.
-
Пауза способствует 10—15% дополнительному восприятию информации собеседником. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что участник делового общения активно включился в коммуникационный процесс. В момент самостоятельного осмысления получаемой информации полезно сделать паузу.
-
Типы визуальных контактов
Степень открытости глаз. Свидетельствует об оптическом восприятии собеседника и окружающего мира. Характеризует множество психических состояний человека, поэтому знание зависимости такого вида визуального контакта от внутреннего состояния человека позволяет корректировать свое поведение в процессе делового общения.
-
Направление взгляда. Показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Прежде чем сделать соответствующие выводы о намерениях партнера по общению, следует учитывать культурную среду, в которой вырос собеседник.
-
Движения глаз. Они в процессе общения наиболее заметны. Беспокойный, бегающий взгляд производит неблагоприятное впечатление на собеседника. При этом твердый фиксированный или спокойный взгляд располагает к общению и доброжелательным отношениям.
-
-
Толкование визуальных контактов
-
-
-
-
-
Тип взгляда
-
-
Типы жестов
В жестах проявляется состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции, что позволяет судить о темпераменте человека. Жесты выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В жестах и движениях проявляется и социальный статус личности. В жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Жестам приписываются чисто условные символические значения.
-
Категории жестов
Жесты-иллюстраторы Жесты-регуляторы Жесты-эмблемы Жесты – адапторы Жесты - аффекторы
-
Жесты-иллюстраторы— это жесты сообщения. К ним относятся: указатели, дающие возможность ориентироваться в пространстве; пиктографы,передающие образные картины; кинетографы— жесты, выполняемые движением тела; идеографы — своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
-
Жесты-регуляторы— это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, целенаправленные движения руками. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Жесты-аффекторы— жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.
-
Жесты-адапторы— это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. К ним можно отнести: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, легкие прикосновения к партнеру; перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
-
Эмоциональные жесты
Расположения НеискренностиГотовности Подозрительности Защиты Сомнения и неуверенности Оттягивания времени Размышления и оценки Открытости Уверенности Доминирования Самоконтроля Нервозности Ожидания Отрицания
-
Жесты размышления и оценки. Отражают состояние человека, который оценивает информацию и стремится решить какой-либо вопрос или проблему. К таким жестам относятся: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание, «пощипывание переносицы». Все это говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Жесты открытости. Свидетельствуют об искренности, доброжелательном отношении к собеседнику и желании говорить откровенно. К таким жестам относятся «раскрытые руки», что демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости, готовности к общению. Собеседники, дружески расположенные друг к другу, в деловом общении часто расстегивают, а иногда даже снимают пиджаки. По этому жесту можно определить, как проходят переговоры. Партнеры в застегнутых пиджаках приходят к деловому соглашению с большими эмоциональными издержками. Можно заметить, что в ходе обсуждения на деловых переговорах при достижении положительного результата участники расстегивают пиджаки, снимая напряжение, и пододвигаются ближе к столу, сокращая расстояние между собою. Жесты уверенности. Указывают на убежденность собеседника в правильности своей позиции. Такие жесты выражаются в соединении пальцев в купол пирамиды, раскачивании на стуле. К ним также относится популярный жест — скрещенные руки на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении, второй — о чувстве превосходства. Собеседник, прибегающий к такому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жесты доминирования. Проявляются у человека, имеющего высокий статус, превосходство над собеседником. Жесты доминирования выражаются в выставлении больших пальцев напоказ, резких взмахах рукой сверху вниз, закладывания рук за голову или за спину. Последний жест следует дифференцировать от подобного жеста, который характеризует нервозность человека, его расстроенность из-за какой-либо проблемы. При этом собеседник пытается не выдать своего состояния. Поэтому данный жест относится к жестам самоконтроля.
-
Жесты самоконтроля. Проявляются в критической ситуации, когда человек пытается сохранить самообладание. Для сохранения уверенности человек может свести руки за спину, однако при этом одной рукой сжимать другую, собирать несуществующие ворсинки с костюма и др. Следует отметить, что постоянное собирание ворсинок с одежды — достаточно распространенный жест, он указывает на внутренний протест и сдерживание своего эмоционального состояния. Жесты нервозности. Проявляются при эмоциональной нестабильности человека. Такие жесты выражаются в пощипывании ладони, постукивании по столу пальцами, прикосновении к носу или его легком потираний. Эти жесты указывают на то, что какая-либо проблема вызвала у собеседника эмоциональную напряженность. Жесты ожидания. Указывают на нервозность человека в ситуации длительного ожидания какого-либо события. Они выражаются в потираний ладоней, медленном вытирании влажных ладоней о ткань и т. д. Жесты отрицания. Проявляются в случае возникновения несогласия собеседника с полученной информацией. Такие жесты проявляются вследствие сдерживания своего мнения и выражаются в сложенных на груди руках, потупленном взгляде, отклоненном назад корпусе, скрещенных руках и др.
-
Жесты расположения. Указывают на симпатию к собеседнику, доброжелательное отношение, желание установить контакт. Расположение к человеку проявляется в прикладывании руки к груди, прерывистое прикосновение к партнеру и др. 10.Жесты неискренности. Указывают на то, что собеседник пере-дает неверную информацию, скрывает какие-то факты. К ним отно-сятся «прикрытие рукой рта», поворот корпуса в сторону от собесед-ника, «бегающий взгляд» и др. Если в момент речи собеседник пы-тается прикрыть рот рукой, это свидетельствует о том, что он говоритнеправду Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когдаговорите вы, а он слушает, это значит, что собеседник чувствует вашунеискренность. Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, также свидетельствует о том, что человек излагает неверные факты. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются спонтанные щекотливые позывы нервных окончаний носа, и его хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений. Жест, связанный с потиранием века, также вызван тем, что появляется желание уйти от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь достаточно серьезная, то отводят взгляд в сторону. Женщины редко потирают глаза из-за нанесенной косметики или делают это очень деликатно, что следует учитывать при беседе с ними. Ложь обычно вызывает зудящие ощущения в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что обманывают их.
-
Жесты готовности. Сигнализируют о желании закончить разговор, беседу или встречу. На это указывает подача корпуса тела вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за ручки кресла, поворот тела в сторону двери и т. д. Кроме этого, сигналом о нежелании продолжать разговор являются опущенные веки, которые показывают, что собеседник стал неинтересным, просто надоел или партнер чувствует свое превосходство. Жесты подозрительности и скрытности. Свидетельствуют о недоверии, сомнении в правоте собеседника, о желании что-то утаить или скрыть от собеседника. К таким жестам относятся потирание юдбородка, отведение глаз в сторону, общая несогласованность ов, которая выражается, например, в искусственной улыбке, зывающей преднамеренное желание скрыть свою неискрен-ь. 3. Жесты защиты. Это знак того, что собеседник чувствует опас-ь или угрозу. Простое скрещивание рук на груди является уни-альным жестом, обозначающим оборонительное или негативное ояние собеседника. Правда, этот жест может также означать гго спокойствие и уверенность, но это бывает в том случае, когда эсфера беседы не носит конфликтного характера. Кроме этого та на оборонительную позицию указывают сжимание пальцев лак, кисти скрещенных рук обхватывают плечи и т. д. Жесты сомнения и неуверенности. Проявляются в ситуациях, да собеседника охватывает неуверенность по поводу решения жной проблемы. Сомнение и неуверенность проявляются в по-ывании указательным пальцем под мочкой уха или боковой час-шеи. Подобные жесты указывают, что партнеру трудно ответить поставленный вопрос. Он не может принять решение, сомнева-:я в правильности своих умозаключений. Жесты оттягивания времени. Это знак того, что человек затя-вает время с целью обдумать окончательное решение. Для этого беседник снимает и надевает очки, протирает их, сосет дужку оч-в, протирает лицо и пр. Если собеседник вновь надел очки, это начает, что он хочет еще раз ознакомиться с фактами.
-
Обучаясь сенсорному восприятию, надо освоить три основных навыка: Фиксировать изменения в поведении человека и анализировать их. Различать паттерны — повторяющиеся моменты в поведении человека. У каждой личности существуют свои повторяющиеся движения, которые выдают определенные эмоции, т. е. для каждого человека характерны свои индивидуальные паттерны. Один человек в случае эмоционального возбуждения может переминаться с ноги на ногу, другой — расхаживать по комнате, третий — сжимать кулаки, покусывать губы и т. д. Такие выражения внутреннего состояния у человека возникают неосознанно и, как правило, плохо контролируются. Выполнять калибровку полученных невербальных сигналов, которая позволяет на основе их анализа сделать вывод о внутреннем состоянии человека и скоординировать свое поведение для организации продуктивного делового общения. Однако специалисты предупреждают, что трактовка изменений во внешнем поведении собеседника, исходя из своего опыта, может привести к ошибкам, так как одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей. Каждый человек индивидуален, и необходимо избегать обобщений.
-
Чтобы приобрести гибкость, надо освоить следующие основные навыки: Изменение старых паттернов поведения. Для этого необходимо выявить свои основные паттерны, которые проявляются у вас в процессе достижения какой-либо цели. При этом следует представить себе как минимум три новых возможных способа проявления внутреннего состояния. Изобретение и использование новых возможностей поведения. Для этого можно вообразить себя на месте партнера по деловому общению и представить его мотивы, намерения, восприятие мира. Далее на основе этих наблюдений необходимо сопоставить внутреннее состояние собеседника с внешними его проявлениями. Продумайте, как бы вы вели себя на его месте с учетом его позиции, мировоззрения и т. д. Полный отказ от старых паттернов поведения и использование новых. Например, в процессе спора отказаться от своей позиции и сказать собеседнику: «Вы абсолютно правы. Что вы хотите теперь?» Использование в деловом общении паттернов собеседника. Почувствовав внутреннее состояние партнера по общению, попробуйте (очень деликатно) повторить его основные паттерны, настроиться на его состояние. Это приведет к большему взаимопониманию.
-
Важным элементом в организации делового общения является конгруэнтность, под которой в деловом общении понимают внутреннюю психическую согласованность человека, которую можно рассматривать как ролевую установку или отдельный элемент личности, проявляющийся в определенной ситуации (например, начальника на службе, родителя дома, критика в театре, весельчака в компании друзей и т. д.)
-
Быть конгруэнтным — значит иметь личностную целостность, которая может быть достигнута за счет освоения следующих навыков. Определение собственного состояния конгруэнтности, которое выражается в максимальной вовлеченности и сосредоточенности всех сил на выполняемой задаче. Также необходимо выявить свою неконгруэнтность, которая определяется внутренней конфронтацией, конфликтом с самим собой, противоречием между желаниями, словами, мыслями и делами. Определение различных элементов и ролевых установок своей личности, проявляющихся в разных ситуациях. Определение целей, намерений и желаний каждого элемента личности, так как конгруэнтность вырабатывается только в том случае, когда человек точно знает, чего хочет, к каким результатам стремится. Выделение приоритетных целей, т. е. определение, что необходимо достичь прежде всего, какая цель может быть самой главной на данное время и в перспективе. Достижение согласия между отдельными элементами личности и установления приоритетной цели. Только в этом случае человек будет конгруэнтен в своих действиях, жестах, интонациях, в выборе слов и его общение будет максимально способствовать достижению желаемых результатов.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.