Презентация на тему "Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большихполушарий головного мозга."

Презентация: Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большихполушарий головного мозга.
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.89 Мб). Тема: "Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большихполушарий головного мозга.". Содержит 19 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2019 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большихполушарий головного мозга.
    Слайд 1

    Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большихполушарий головного мозга.

    Выполнили: Тарасенко Дина Башлыкова Дарья

  • Слайд 2

    Передние отделы коры больших полушарий, расположенные спереди от Роландовой борозды на конвекситальной поверхности мозга, включают: ядерную корковую зону двигательного анализатора (первичное 4-е поле и вторичные 6, 8, 44, 45-е поля) ассоциативные префронтальные отделы коры (третичные 9, 10, 11, 12, 46, 47, 32-е поля)

  • Слайд 3

    Передние отделы входят в третий структурно-функциональный блок мозга (анализируют «последовательные ряды» событий (по И. М. Сеченову) и осуществляют в широком смысле, регуляторные функции. ) Их поражение (и «ближайшей подкорки») приводит к двум типам синдромов: синдромы поражения премоторных отделов коры синдромы поражения префронтальных корковых зон

  • Слайд 4

    1.Синдромы поражения премоторных отделов коры

    Приводит к нарушению: модально-специфического фактора(временной организацией двигательных актов,последовательное развертывание движений во времени) когда фактор распространяется и на другие сферы психической деятельности, это позволяет выделить весь комплекс нарушений психических функций в единый синдром. модально-неспецифического двигательного фактора (фактор «подвижности—инертности» нервных процессов) нарушение этого фактора отражается на нейродинамикевсех высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность.

  • Слайд 5

    При поражении премоторных отделов коры больших полушарий возникают два основных типа синдромов:

  • Слайд 6

    Двигательные персеверации

    Это бесконтрольные, плохо осознаваемые циклические движения, повторениераз начавшихся двигательных актов. Двигательные персеверации особенно отчетливы при серийных однотипных движениях- письме, выполнении графических проб, постукиваниях . Двигательные персеверации наблюдаются не только в движениях руки (где они наиболее отчетливы), но и в комплексных локомоторных актах, особенно при массивных поражениях премоторных отделов мозга, распространяющихся и на базальные ганглии. Иногда они приобретают характер пропульсий— неконтролируемых продолжений локомоторных актов (больной не может остановиться при ходьбе, беге .Описанные нарушения произвольных движений и действий обозначаются как «кинетическая апраксия». Нарушения автоматизированности движений у «премоторных» больных проявляются и в глазодвигательной системе (в трудностях осуществления произвольных движений глаз и др.). Для больных с поражением премоторной области мозга характерны также симптомы «двигательного невнимания» — отключение внимания от одной работающей руки (чаще левой) при выполнении двуручных проб (на реципрокную координацию и др.).

  • Слайд 7

    2.Синдромы поражения коры префронтальной области мозга

    Приводит к нарушению: факторов «ассоциативного типа»-обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга. Нарушение высших форм регуляторных процессов, произвольной регуляции психической деятельности, отражается на широком спектре психических функций — от моторных до интеллектуальных. Оно ведет также и к регуляторным нарушениям эмоционально-личностной сферы. модально-неспецифических факторов (медиобазальные отделы) «факторов активации—дезактивации». Нарушение этого типа факторов обусловливает появление самостоятельной группы симптомов: адинамии, нарушений избирательности и селективности протекания психических процессов Фактор«спонтанности—аспонтанности», характеризующий уровень активности по отношению к целостному поведению человека.

  • Слайд 8

    Таким образом, в соответствии с современным уровнем знаний о функциях лобных долей мозга, нарушения высших психических функций при поражении префронтальных отделов коры больших полушарий обусловлены патологией по крайней мере двух типов факторов — регуляторных и активационных, что и объясняет сложный характер возникающих при этом нейропсихологических синдромов.

  • Слайд 9

    Два основных типа синдромов, связанных с поражением префронтальных отделов коры больших полушарий:

    префронтальныеконвекситальные синдромы префронтальныемедиобазальные синдромы.

  • Слайд 10

    Префронтальныеконвекситальные синдромы (или классические «лобные» синдромы)

    В одних случаях они проявляются в виде грубого, развернутого «лобного» синдрома с грубым нарушением поведения, распадом даже простейших программ целенаправленной психической деятельности; в других — поражение префронтальных отделов коры протекает почти бессимптомно, и характерные для «лобного» синдрома нарушения высших психических функций наблюдаются только в специальных сенсибилизированных условиях опыта. Эту вариативность синдромов поражения префронтальнойконвекситальной коры нельзя объяснить только массивностью поражения мозга. «Загадка функций лобных долей» (H. L. Teuber, 1964) до конца еще не раскрыта.

  • Слайд 11

    Префронтальныеконвекситальные синдромы включают себя несколько групп симптомов:

    общие нарушения поведения и изменения личности в целом(нарушения «внутреннего плана» деятельности, потеря целесообразности отдельных поведенческих актов (замена их штампами), нарушения произвольной регуляции поведения) изменения эмоционально-личностной и мотивационной сфер (исчезновение профессиональных интересов, привязанности к родным ) двигательные симптомы проявляются в дефектах регуляции сложных произвольных движений и действий, которые обозначаются как регуляторная апраксия, или «апраксия целевого действия» симптомы нарушений психологической структуры различных видов познавательной психическойдеятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной.) адинамия познавательной деятельности, прежде всего на вербально-логическом уровне.

  • Слайд 12

    Регуляторная апраксия (и апраксия целевого действия)

    Ведущая роль в апраксии этого вида - нарушения речевого опосредования движений, их регуляции с помощью речи. Эти нарушения наблюдаются при выполнении как словесных инструкций, данных экспериментатором, так и движений, регулируемых собственными намерениями, в том числе и сформулированными в речевой форме.

  • Слайд 13

    «Системные» персеверации

    Для «префронтальных» больных характерны сложные системные персеверации Больной после выполнения операций письменного счета может написать слово «дом» как «3, 3, 3», где персеверирует уже не отдельный исполнительный двигательный акт (или элемент движения), а программа целого действия — в данном случае программа написания цифр. Цифра «3» тоже не случайна. В слове «дом» три буквы, которые больной и изобразил в виде трех цифр «3». Примеры системных персевераций многократно приводились А. Р. Лурия при описании последствий поражения лобных долей мозга

  • Слайд 14

    Симптомы нарушений психологической структуры познавательной деятельности

    Гностическая: при решении зрительных гностических задач (рассматривание «загадочных картинок») больные теряют задачу, у них нарушен активный зрительный поиск, отсутствуют этап построения гипотез, последовательность в просмотре картин, т. е. нарушены структурные компоненты произвольной гностической деятельности. Мнестическая словесного (или любого другого) материала страдает стратегический аспект деятельности.Больные многократно воспроизводят три-четыре слова из десяти (известное «плато» кривой запоминания«лобных» больных), не стараясь запомнить и воспроизвести большее их количество. Нарушены процессыкак произвольного запоминания, так и произвольного воспроизведения мнестического материала. Интеллектуальная:При решении арифметических задач у них отсутствует этап предварительной ориентировки в условиях задачи и формирования плана ее решения. Больные выполняют случайные операции с числами, которые даны в условиях задачи, без сличения их с основной целью. Во всех случаях ошибки больными самостоятельно не осознаются и не корректируются.

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Префронтальныемедиобазальные синдромы

    В сравнении в конвексикальными синдромами: в первую очередь нарушения модально-неспецифических факторов (например, фактора «активации—инактивации»).Модально-неспецифические нарушения высших психических функций, сочетающиеся с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности. нет двигательных персевераций(зрительное, слуховое и тактильное восприятие у них сохранно, что характерно для всех «лобных» больных);полностью сохранны и речевые функции Центральный признак - изменения состояний бодрствования, сознания и эмоциональных процессов. нарушения целесообразного поведения нарушения селективности и избирательности психических процессов на семантическом уровне личностные дефекты.

  • Слайд 18

    Изменения состояний бодрствования, сознания и эмоциональных процессов

    Больные характеризуются, как правило, снижением уровня бодрствования, быстрой истощаемостью, колебаниями общего функционального состояния. Они обнаруживают различные признаки нарушений сознания в виде неправильной ориентировки в месте, времени и в себе. Эти симптомы часто непостоянны; более отчетливы они в остром периоде заболевания (например, после кровоизлияния в области передней соединительной артерии) или после операции. Эмоциональная сфера таких больных также явно изменена: либо по типу, близкому к эмоциональным нарушениям, характерным для больных с поражением медиобазальных отделов коры височных долей мозга (аффективные приступы раздражения, вспыльчивости), либо в форме эйфории или эмоционального безразличия.

  • Слайд 19

    Нарушения селективности и избирательности психических процессов на семантическом уровне

    при воспроизведении семантически организованного материала (например, коротких рассказов) больные вплетают в текст побочные ассоциации (конфабуляции), нарушающие его структуру. нарушения селективности семантических связей проявляются у таких больных и в интеллектуальных тестах, например при решении вербально-логических задач, особенно в ситуации пассивного выбора ответа из списка. В этих случаях больные легко отклоняются от нужного решения, выбирая ответ по принципу побочных ассоциаций. неустойчивость семантических связей наблюдается и при выполнении заданий на определение понятий нарушения целесообразного поведения в виде неустойчивости программ, аспонтанности, а также личностные дефекты в виде неадекватной самооценки, некритичности и т. п. при базальной локализации очагов поражения существенное место в структуре синдрома занимают модально-неспецифические нарушения памяти и внимания

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке