Содержание
-
Объект и предмет социологии культуры
-
Культура
Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura — заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XVII—XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.
-
Основные функции культуры:
Человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция); Гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека; Информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего; Коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; Ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек; Нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
-
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
-
В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.
-
Задачи социологических исследований
При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.
-
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений:
-
1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.
-
2.По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии. Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.
-
3. По происхождению (генезису) выделяют народнуюкультуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.
-
4. По видам культуры принято выделять материальнуюкультуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.). Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.
-
5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской. Важнейшим элементом выступает культурная норма, которая является определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Этот стандарт закрепляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой деятельности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, некоторый диапазон ожидаемых действии. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.
-
-
Презентацию подготовили: Миел Жанна, Копытова Анастасия и Сафонова Любовь, 201 СКД Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.