Содержание
-
Обеспечение конкурентоспособности предприятия
1. Оценка конкурентоспособности организации 2. Методики определения конкурентоспособности организации
-
Конкурентоспособность предприятия
— это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.
-
Цель оценки конкурентоспособности предприятия
определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках
-
Конкурентный статус предприятия
Конкурентный статус предприятия (лат.status - состояние, положение) согласно формулировке И. Ансоффа представляет собой характеристику конкурентных позиций предприятия на рынке. Конкурентный статус отвечает на вопрос: Какова позиция предприятия на рынке по сравнению с другими конкурентами? Конкурентные преимущества позволяют ответить на вопрос: Какие факторы вешнего и внутреннего характера повлияли на возможность достижения предприятием этой позиции? Конкурентный статус предприятия является функцией уровня его конкурентных преимуществ.
-
Конкурентный статус (конкурентная позиция) предприятия
— совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов. Конкурентный статус — позиция в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке.
-
Конкурентные преимущества
в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей
-
От чего зависит оценка конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности компании зависит от целей анализа; практической возможности получения нужной информации; используемой методики измерения показателей.
-
Принципы оценки конкурентоспособности
Принципы оценки конкурентоспособности аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров: комплексность и относительность. Комплексность оценки означает необходимость анализа совокупности (комплекса) критериев. Относительность предполагает сравнительный характер оценки, сравнения с конкурентами.
-
Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:
определение цели оценки; определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе; выбор базы сравнения; определение характеристик, подлежащих измерению; оценка выбранных характеристик; расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности; выводы о конкурентоспособности.
-
характеристика конкурентоспособности
В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются — оцениваются их способности к достижению успеха.
-
Оценка конкурентоспособности на основе анализа устойчивости предприятия к возможным рискам
Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.
-
Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности
в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной (обычно экспертной) информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов
-
Оценка конкурентоспособности организации на основе 16 факторов результативности деятельности
имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др., которые дополняются за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
-
доля предприятия на рынке - показатель конкурентоспособности организации
Чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке снижается, то это значит, что оно не способно конкурировать
-
Методики определения конкурентоспособности организацииSWOT-анализ
это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. В табл. 1 приводится контрольный лист для проведения SWOT- анализа.
-
Таблица 1- контрольный лист для проведения SWOT- анализа
-
Расшифровка граф таблицы 1
В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу: Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли. Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные. Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке. Графа 4. Уровень ниже среднего. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации. Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и, как следствие — затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.
-
Оценка конкурентоспособности предприятия на базе 4Р
Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. В таблице 2 представлен лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
-
Таблица 2 - Лист оценки конкурентоспособности (систематизация результатов анализа «4Р»)
-
Оценка конкурентоспособности Ж.Ж. Ламбена
Метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний, действующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок компаний к балльным оценкам лидера. Лидер — это компания, получившая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень — при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкий уровень конкурентоспособности — при коэффициенте ниже 0,7.
-
Таблица 3 - Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия
-
Алгоритм оценки конкурентоспособности:
подсчитываются баллы по каждому конкуренту; выявляется конкурент с максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1; устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотнесения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера: в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места.
-
Рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия
Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия — установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях. Порядок определения рейтинговой оценки: 1. получение исходной информации по всем сравниваемым предприятиям; 2. исходная информация представляется в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2...., m);
-
3. исходные показатели соотносятся с соответствующими показателями предприятия-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного предприятия) по формуле: гдехij - относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия:
-
4. для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле: где Rj — рейтинговая оценка j-го предприятия; Х1Х2,.. .Хn — относительные показатели j-того анализируемого предприятия;
-
5. предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наибольший рейтинг имеет предприятие с максимальным значением сравнительной оценки, рассчитанной по формуле выше.
-
Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия
Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления: определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия, определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.
-
Выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности компании
Исследование основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:
-
Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:
Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам). Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам). Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу). Общая рентабельность производственных средств (общая прибыль к средней величине основных производственных и оборотных средств).
-
Вторая группа — это показатели оценки эффективности управления:
Чистая прибыль к объему реализации продукции. Общая прибыль к объему реализации продукции.
-
Третья группа - это показатели оценки деловой активности:
Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам). Отдача основных средств (выручка от реализации продукции к основным средствам). Оборачиваемость оборотных средств (выручка от реализации продукции к оборотным средствам). Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности). Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам). Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).
-
Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности:
Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам). Прочие активы к срочным обязательствам. Индекс постоянного актива (основные средства и прочие внеоборотные активы к собственным средствам). Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса). Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).
-
Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности:
устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности; постоянная нехватка оборотных средств: высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств; отсутствие долгосрочных контрактов; низкая рентабельность производства; недостаточная диверсификация деятельности; высокий уровень финансового риска: невысокий уровень доходности финансовых инвестиций; снижающиеся объемы производства и рост себестоимости продукции и др.
-
Второе направление исследования — определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей
осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ. Этот анализ можно проводить в разрезе: всей совокупности функциональных подсистем; одной или нескольких функциональных подсистем; одного или нескольких элементов (например, организационной структуры, технического обеспечения, информационного обеспечения и др.) функциональных подсистем; одного элемента функциональной подсистемы.
-
Оценка сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия
Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия предусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их относительная значимость (важность) и количественные значения; по горизонтали — подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценка получается путем перемножения количественного значения характеристики на ее важность. Если просуммировать количественные значения сравниваемых характеристик, получим общую взвешенную оценку конкурентной силы компании и конкурентов: где К - интегральный показатель конкурентной силы;n — число оцениваемых характеристик; аi- важность i-й характеристики; Ei — экспертная оценка i-й характеристики.
-
Матричная оценка конкурентоспособности предприятия
Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Матрица «Скорость рынка — рыночная доля» — матрица БКГ (growth - sharematrix) - инструмент анализа стратегических хозяйственных единиц, хозяйственного и продуктового портфелей организации. Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
-
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции
Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов — ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей конкурентоспособности.
-
четыре групповых показателей конкурентоспособности
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных средств, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. И четвертая группа — показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
-
Преимущества и недостатки метода, основанного на теории эффективной конкуренции
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Однако в этой формуле не учитывается отношение потребителей данной продукции к качеству товаров, вырабатываемых на данном предприятии.
-
Метод оценки Grandars.ru
Авторы данного сайта рекомендуют оценку конкурентоспособности предприятия проводить на основе оценки конкурентоспособности продукции, рыночной доли, степени износа основных средств, инновационной активности. Конкурентоспособность предприятия оценивается по формуле: Фбi — средняя балльная оценка по каждому фактору конкурентоспособности предприятия общим числомn; аi - весомость каждого фактора в интегральной оценке конкурентоспособности предприятия. Баллы для оценки конкурентоспособности продукции представлены в табл. 4.
-
таблица 4 - Баллы для оценки конкурентоспособности продукции
-
Весомость показателей качества продукции и его цены выражается соотношением 2 : 1 или в долях значимости 0,67 : 0,33 (2 = 1>0). Оценку рыночной доли предлагается проводить на основе анализа занимаемой предприятием доли рынка и ее динамики (с использованием матрицы БКГ). Система баллов оценки рыночной доли представлена в табл. 5
-
Рыночная доля предприятия определяется по формуле
ОП — объем продаж основных видов продукции предприятия; ООПР — общий объем продаж данной продукции на рынке региона.
-
Таблица 5 - Баллы для оценки рыночной доли предприятия
-
Коэффициент износа
характеризует потенциал предприятия в перспективе и является одним из обобщающих показателей, характеризующих состояние основных средств, и показывает, в какой степени находящиеся в эксплуатации основные средства изношены, т.е. какая часть их стоимости уже перенесена на изготовленные изделия; определяется по формуле: Ио.ф — степень износа основных средств; ОФп.ст — первоначальная стоимость основных средств. Баллы для оценки степени износа основных средств предприятия: высокая степень износа (более 40%) — 0 баллов; средняя степень износа (20-40%) — 1 балл; низкая степень износа (менее 20%) — 2 балла.
-
Инновационная активность определяется по формуле:
ИП — число инноваций предприятия; ИО — среднее число инноваций в отрасли. Баллы для оценки инновационной активности предприятия: количество инноваций предприятия превышает среднее число инноваций в отрасли — 2 балла; количество инноваций предприятия равно среднему числу инноваций в отрасли — 1 балл; количество инноваций предприятия меньше среднего числа инноваций в отрасли — 0 баллов.
-
многоугольник конкурентоспособности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.