Содержание
-
Образ коня в каргопольской игрушке
Методическая разработка педагога дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» Шевелевой Ольги Валентиновны 2012 г.
-
Комментарии. Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой. Презентацию можно использовать на уроках с целью дать более широкое понятие о каргопольской игрушке, её глубоких корнях и способах её изготовления. Разнообразие сюжетов с использованием коня позволит шире взглянуть на этот удивительный образ, разбудить детскую фантазию, и получить новый импульс для творчества.
-
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа
«Всадник». Каргопольская игрушка, Шевелев Вал. Д.
-
Народное искусство всегда понятно и любимо. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Её содержание конкретно и лаконично.
-
Многие из традиционных промыслов, изготовляющих такие игрушки, существуют и в наше время. Один из таких центров - старинный город Каргополь, что расположен на севере нашей родины в Архангельской областиу истока реки Онеги.
Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д.
-
Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д. Здесь сохранилась великолепная белокаменная архитектура, выстроенная несколько столетий назад.
-
Каргополь. Церковь Рождества Богородицы /1678-1680/.Фото Шевелева Вл. Д.
-
Своеобразным символом города стала каргопольская глиняная игрушка
«Полкан», Бабкина У. И. «Баба с птицей», Дружинин И.В.
-
С давних пор жители Каргополя и его окрестностей занимались гончарным делом, лепили игрушки из глины
-
Этот промысел был рождён крестьянским бытом. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот.
«Уборка хлеба», Грузинский П.Н. ,1883г.
-
Каргопольская игрушка.Шевелев Д. В.
-
И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Мастера делали разную посуду, а из остатков глины - величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, свистульки.
Фрагмент экспозиции Музея каргопольской глиняной игрушки
-
Среди домашних животных каргопольские крестьяне больше всего почитали коня. В облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Существует миф о солнечном боге, едущем по небу на колеснице.
-
Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением конской головы.
-
Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу. В композиции русской избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях, оно неотделимо от этого полета. Амулеты с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучими оберегами.
-
Летающие и скачущие до небес кони - излюбленные образы русскогофольклора.
-
С детства и навсегда врезаются в память завораживающие строки,дошедшие из незапамятных времен и звучащие как заклинания:"Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет". "Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!""В правое ухо влезь, в левое вылезь - станешь таким красавцем, каких свет не видывал".
-
Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. В сюжетах древних творений кони, как правило, изображаются вместе с Солнцем.
"Солнцеворот" на тульском полотенце.
-
Рассмотрим фрагмент русской народной вышивки. Посередине дева или баба, солярные знаки (ромб, крест), дерево. Справа и слева от нее - кони или конники. Здесь возможны варианты двух солнц, солнца восходящего, и солнца заходящего, зари утренней и зари вечерней. Или более широкое толкование этих двух коней-солнц - «весна - красна и осень - матушка» . Конники - знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, Москва, 1990 "Встреча весны" на олонецкой женской рубахе. Начало 19 века. Из коллекции Якуничковой М.Ф. и Давыдовой Н.Я
-
У каргопольского глиняного коня впереди обязательно нарисован или выдавлен солярный знак , обозначающий солнце, которое кони везут с востока на запад в подземный мир
Каргопольская игрушка. Центр народныхремёсел «Берегиня», Каргополь
-
И всё же, главная функция коня, прежде всего - помощь в крестьянском хозяйстве, возделывании земли, работах по заготовке леса.А на праздники повозки лошадей украшали и разъезжали по деревне.
«Тройка», Каргопольская игрушка, Шевелев Д.В.
-
Конь был незаменимым животным в хозяйстве, без него жизнь крестьян была тяжёлой и бедной. И не удивительно, что его образ считался символом счастья.
Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел «Берегиня», Каргополь
-
Лошадок лепили в большом количестве, и дарили друг другу с пожеланиями достатка, благополучия, счастья. За многие годы разработано множество сюжетов с использованием этого прекрасного животного.
Каргопольские игрушки. Центр народных ремёсел «Берегиня», Каргополь
-
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Например - соединение коня и повозки в единую композицию.
«Повозка», Шевелева К.П.
-
Лепят игрушки из одного куска глины, постепенно распределяя её на все части изделия. Такая технология напрямую связана со свойствами глины.
-
Вылепленные изделия сушат и обжигают в специальных печах. Древний способ декорирования изделий - обварка. Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными разводами.
«Кони», каргопольская игрушка. Шевелева О.В.
-
Также расписывают игрушки темперными красками, рисуя на поверхности различные традиционные символы
-
Используя сложившиеся традиционные приёмы, характерные для конкретного региона, мастера проявляют свою творческую индивидуальность, настроение и понимание в изображениях образов, создавая при этом не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой.
«Повозка». Каргопольская игрушка, Шевелева К.П.
-
Для методической разработки использованны материалы следующих источников: Семейный фотоархивсемьи Шевелевых Фото игрушек Центра народных ремёсел «Берегиня», Каргополь Литература: Л. Латынин. Основные сюжеты русского народного искусства Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь. Издание «Искусство – детям».Художник: Т. Носова. 2008 Интернет-источники: http://www.goskatalog.ru/data/items/00000001000000/000000100000/0000010000/70008000/uborka_hleba_kartina_1972788/index.php?lang=ru, http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st007.shtml, http://bvsv.livejournal.com/13374.html, http://xreferat.ru/41/403-1-russkaya-narodnaya-vyshivka.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.