Содержание
-
-
В деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области существует интересный промысел - изготовление из глины свистулек в виде птичек, барашков, козликов. Это очень древний вид игрушки.
-
Глиняннаягрушка- это свой мир образов, бытие русского народа и сопричастность к его цельной глубинной традиции. Рождаясь из Матери-земли, она проявляется в руках мастера и рождает свой мир.
-
В одной из дошедших до нас легенд рассказывается, как однажды к Хлынову (ныне город Киров) подошли целые полчища кочевников. Городу грозила неминуемая гибель. И тогда жители пошли на хитрость: все взрослые и дети, взяв по свистульке, подкрались ночью к вражескому стану и начали свист. Такие звуки, должно быть, издавал Соловей-разбойник, от свиста которого облетали маковки теремов, шатались деревья и падали кони. Вот и враги, осаждавшие Хлынов, решили, что их окружает неведомая сила, и в страхе бежали. Легенда о свистульке Глиняная игрушка звучит, наполняет мир особенными, загадочными, волшебными звуками. Недаром ещё в языческие времена считалось, что с помощью свиста можно отогнать злых и призвать добрых духов-спасителей.
-
Историческое название глиняных свистулек – «гудок». Ритуальные свистки назывались ещё «окаринами». Мастеров, которые изготовляют свистульки-дудки звали «дудошники».
-
Туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на 3-х ногах-основах. При этом «туловище» любой игрушки не отличается от другой- будь то петушок, барашек, или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделированием головы. Особенности жбанниковскойсвистульки
-
Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а даёт сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущение обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности.
-
В качестве фона при росписи игрушки используется темная эмалевая краска, по которому потом наносится украшения светлых тонов. Раскрашивание светлым делалось «тычком» с помощью губки или мягкой тряпочки. Рога, уши, копытца, у птиц- гребешки, ровно как и конец хвоста-свистка, серебрятся аллюминевой краской. Раскраска жбанниковской игрушки символична. Белый - цвет жизни, красный - тепла, желтый - хлеба, достатка в доме, черный - плодородия, зеленый - роста, здоровья, синий - неба, исполнения желаний.
-
Поначалу свистульки делали лишь в виде птиц и животных, чаще всего рогатых. Символика рога изобилия в и грушке-обереге выражала общую идею плодородия. Трёхголовый баран мог обозначать целое Стадо, Олень — Золотые рога - удачу в охоте, Петушок - Золотой гребешок — благополучие, что созвучно сказочным героям устного народного фольклора. Свистулька-утка - символ плодородия. Свистулька-курица - своим свистом должна привлекать богатства. Свистулька-корова - символ достатка и здоровья в семье. В восьмидесятых годах прошлого века глиняная игрушка в деревне Жбанниково и соседних с ней считалась обережной. Её использовали, например, во время Святок, высвистывая нечистую силу из всех тёмных уголков.
-
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный инструмент. Делается полость, затем вытягивается глина для свистка, и залепляется – получается полая внутри основа для игрушки. Определяется в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно не нажимая на нутро, тянется глина наверх, и из получившегося кусочка глины уже вылепливаются голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе - от свистка через первое отверстие. Мастера говорят, « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала». Изделие сохнет и, как и всякая вещь из глины, работа требует обжига. Игрушки обжигали вместе с гончарными изделиями в больших печах – «горнах». Иногда использовали печи, или копали яму и делали костер. Лепка жбанниковскойсвистульки
-
-
-
-
-
Интересно, что многие жбанниковские мастера упоминают о подобии промыслового обряда, связанного с культом предков: палочки для протыкания свистулек мастера делают из жимолости, которая растёт на родовом кладбище. Вот как об этом рассказывает Тимофеева П. С. (1925 г.р.) – жбанниковская мастерица, член Союза художников РФ: «Палочки делали всегда из жимолости. Деревья эти росли у Жбанникова «на могилках». И вся деревня брала веточки только в этом месте – так предками установлено. Всё по особой традиции делалось. Вот в родительское воскресение (после Пасхи) все съедутся в Жбанниково, родителей помянуть, яички принесут и тогда жимолость срежут». (в кн. Климовой Л.А.»Легенды Городецкой земли»-СТР.24)-4 Легенда о изготовлении стеков жбанниковксих мастеров
-
-
Страницы истории В русле реки Узоры в старинных деревнях Жбанниково, Роймино, Язвицы, Проскурино, Крутец, Рыжухино, Мошкйно,расположенных в 40 км от Городца, в начале XX столетия получил распространение яркий и самобытный промысел народной глиняной игрушки, которую принято называть жбанниковской. Промысел возник на основе издавна развитого здесь гончарного производства, сейчас почти совсем заглохшего.
-
Сначала из глины делали жбаны для кваса - отсюда название села, а потом и игрушки-свистульки, которые издавали очень красивый чистый звук. До 1917 г. письменных источников о жбанниковской свистульке не встречается. Интересоваться ею стали лишь в 1930-х гг., когда на территории средневекового Городца археологами были найдены глиняные свистульки в слоях XIII века. Жбан(бидон) — небольшой сосуд для жидкостей с крышкой, отсюда жба́нить"пить помногу (жбанами).
-
По услышанной от старожилов легенде во времена седой древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов. Как-то в середине позапрошлого века случайно раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков птичку-свистульку «пигалу». Стали на том кругу выкручивать посуду и жбаны для кваса. И от этого, говорят, и деревня стала называться Жбанниковым. Легенда о возникновении глинянного промысла в д. Жбанниково. Гончар из посёлка Смиркино Фёдор Денисович Батманов на Празднике города.
-
Долгое время игрушки-свистульки для жителей Жбанникова и его окрестностей были побочным подспорьем гончарному промыслу. Кстати, в этих местах свистульку называли дудкой. Говорили так: «Пошли делать дудку!». Лепили дудки взрослые и дети, лепили везде, где только был доступ к глине. Большие партии продавали лишь отдельные мастера; но делать свистульки «для своих» умели многие. Гончары брали весёлый товар с собой на ярмарки, чтобы привлекать внимание покупателей к горшечным рядам. «Свист хорош, товар пригож.»
-
В числе первых мастеров-«дудошников» старожилы называют Макара Андреевича Белова (дер. Роймино), умершего в 1810-х годах, и Василия Ефимовича Дудкина, который работал в соседней деревне Язвицы еще до революции, Трифон Потугаев.
-
В начале 1930-х годов становится известным молодой мастер Ларион ТрифоновичПотатуев(1912– 1941). Он не только доводит до совершенства традиционные изображения животных, связанные с широко распространенными зооморфными образами, но и ищет новые формы и современные сюжеты. В результате этой работы появились, например, необыкновенные кони . В одном из них (хранится в Музее народного искусства в Москве) еще сохранена композиция обычной свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают новый силуэт. Другой (из Загорского музея игрушки) является уже вполне самостоятельной скульптурой. Этот сказочный конь, пожалуй, лучшее из сделанного Потатуевым.
-
О стремлении мастера перейти к сюжетам, взятым из окружающей жизни, свидетельствуют сделанные им многочисленные фигурки: человек, играющий с собакой, рыболов с рыбой, всадник, стреляющий из ружья, и т.п. Мастер соединяет привычные формы конусообразной свистульки с фигурой человека или даже создает самостоятельные небольшие скульптуры. В конце 1930-х годов Потатуев вытянул на гончарном круге две большие (около 30 см высотой) скульптуры, добавив к ним лепные детали. Это были фигуры солдата и няньки с младенцем, напоминающие традиционные деревянные игрушки.
-
Степан Григорьевич Сироткин не менее известный мастер свистульки. Свои секреты он успел передать детям. В деревне Шадрино жила его дочь - Марфа Степановна Валяева(1923 -2001 гг.). А её сын научил мастерить свистульку Василия Николаевича Жаркова(р. в.1950-х гг.), жителя деревни Старцево, поддерживающего развитие промысла в наши дни.
-
В деревне Рыжухино проживала и другая дочь Сироткина - Прасковья Степановна Тимофеева (р. в 1925 г.). Изготовление свистулек Прасковья Степановна освоила, как это часто и бывает в народном искусстве, глядя на работу старших мастеров. Она училась их делать, прежде всего, у отца, "за его работой глядючи". Хорошо помня старые потутаевские образцы, она в начале 1970-х гг. вновь начала лепить военных и всадников, представляла их на выставках и ярмарках. Прасковья Степановна учила лепить свистульки своих детей и внуков. Хотя и знала, что жить они, скорее всего данным промыслом не будут, а уедут в большой город, говорила: «Лишнее ремесло плеч не утянет».
-
Её произведения находятся в самых престижных музеях России и частных коллекциях. Медали ВДНХ, многочисленные дипломы за участие во всероссийских и всесоюзных выставках народного творчества, членство в Союзе художников России – свидетельства признания ее таланта и преданности любимому делу. В доме Прасковьи Степановны Тимофеевой создан своеобразный музей жбанниковской свистульки.
-
Ее сын, Константин Фомич Тимофеев, – также мастер игрушки. Воин со щитом, воин 1812 года, всадник на олене, казак, гармонист и офицер-кентавр – образы, имеющие много общего со свистульками Прасковьи Степановны, и вместе с тем отличающиеся своей изюминкой. Лепит игрушки и дочь Прасковьи Степановны Анна, внуки Михаил и Евгений, которые часто осовременивают образы: мышь с сыром и утенок-макряк с долларом напоминают персонажей из мультипликационных фильмов, хотя традиционные черты в них также прослеживается. Особенно эффектно смотрится белый дракон с типичной городецкой росписью Евгения Тимофеева. Образ совсем не страшный, а сказочно нарядный и веселый.
-
Дудки лепили даже в суровые военные годы. Прасковья Степановна Тимофеева вспоминала, как её отправили в Балахну рыть окопы. Когда Пане удавалось побывать дома, в Жбанникове, она привозила оттуда дудки в Балахну. Уже на перевозе её поджидали ребятишки. Завидев мастерицу, кричали: «Ну, Паня, привезла петушков?». Свистульки помогали голодным детям выжить, верить, что победа не за горами, что будет ещё мирная, счастливая жизнь. Нет, не зря говорят: «Игрушка — не балушка»...
-
Разгулова Анна Дмитриевна (1929-2000гг.) Ещё одна старейшая мастерица часто обращающаяся к маленьким игрушкам, к "пигалам" — пигалицам, которые представляют собой разноцветный глиняный зверинец: розовые кони, красные собачки, желтые, зеленые и синие бараны, с разрисованными точками боками. Геннадий Разгулов, сын Анны Дмитриевны, чаще всего делает черных зверьков и животных с росписью.
-
В 1980-х гг. продолжал делать игрушки в ЖбанниковеВенедикт Степанович Сироткин (-1929-1985). К туловищам птиц-свистулькам присоединял крылья и веерообразные хвосты. Сейчас мастеров в промысле остались единицы. Другая игрушечница, Валяева Марфа Степановна, предпочитает оранжевый и коричневый цвета, а ее дочь – роспись по черному фону.
-
В 1960-1980-х гг. попытка наладить производство жбанниковской игрушки была предпринята на сёминской фабрике «Хохломской художник». Подготовленное мастерицами «бельё» расписывали в цехе трафаретным способом. Конечно, товар получался механистичным и бездушным.
-
Из современных городецких мастеров активно с белым фоном и яркой раскраской работает Елена Акимовна Рябинина. А Вадим Николаевич Жарков из деревни Старцево предпочитает контрастные сочетания красного с черным – олень – или черного с желтым – петух, – или совсем неожиданное цветовое решение: собачки черного цвета с голубым и желтым оформлением.
-
ТерёшинаАнна Фоминична -народный мастер России, потомственный художник творческой династии Тимофеевых. Декоративно-прикладным искусством занимается с детства. С семи лет изделия, выполненные Анной экспонировались на нижегородских выставках. С 1988 года Анна Фоминична участвует в выставках как самостоятельный мастер. С 1988 года с целью возрождения традиции народного промысла жбанниковской игрушки Анна Фоминична организовала Студию, где обучает детей основам декоративной лепки из глины.
-
Сейчас ассортимент Жбанниковская свистульки насчитывает - более 40 видов изделий.
-
-
-
-
Климова Л.А., Усова Е.Д «Городецкая глиняная игрушка.» — Городец, 2013. В книге рассказано о судьбах и творчестве двадцати мастеров жбанниковской свистульки. Степан Сироткин, Прасковья Смирнова, Марфа Валяева, Евгений и Константин Тимофеевы, Анна Терёшина, Вадим Жарков, супруги Фёдор и Наталья Лавровы… Наверняка среди хорошо известных фамилий заинтересованный читатель найдёт и те, о которых он ничего не слышал. Звонкие жбанниковские свистульки много лет радуют слух, славят Городец — теперь, наконец, мы узнаем и об их создателях.
-
Выполнил преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» города ГородцаТолстова В.Л.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.