Содержание
-
Общие закономерности психического развития
Понятие психического развития, факторы Принципы и закономерности психического развития Психическое развитие и деятельность Психическое развитие и возраст Кризисы психического развития
-
Понятие психического развития
Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к качественным, количественным и структурным преобразованиям в психике человека. Развитие в филогенезе – весь процесс становления психики в истории и биологии. Онтогенетическое развитие – процесс индивидуального развития Основные области (сферы) развития: 1. Психофизическая (внешние – рост и вес; внутренние – кости, мышцы, мозг, железы, ОЧ, нейро- и психодинамика, психомоторика, …) характеризуется термином «созревание» 2. Когнитивная (развитие познавательной сферы, интеллекта) 3. Психосоциальная (развитие личности, общения, субъекта /СЗН, Я-концепция)
-
Понятия «созревание» и «рост»
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида. Состоит процесс созревания в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
-
Факторы (ведущие детерминанты) развития
Наследственность– (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом). «генотип содержит в себе прошлое в свёрнутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» Три отличительные черты наследственности человека: Универсальность (человек способен развиваться, выживать в условиях среды) Неограниченные возможности для развития человека Высокая степень активности (человек приспосабливает окружающую среду под себя). Человек имеет свою видовую специфику.
-
2. Среда (окружающие человека общественные – исторические, культурные, экономические, материальные и духовные условия его существования) «Духовное развитие не есть простое выступление прирождённых свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. … о какой-либо психической функции или свойстве правильно выяснять: «Что в нём происходит извне? А что изнутри?»» В.Штерн ребёнок – биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой различна. Воздействие генотипа всегда признавалось исследователями…НО его воздействие уменьшается по мере «удаления» интересующего нас признака от свойств организма /биологического уровня человека. Влияние среды неустойчиво. Это может свидетельствовать о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не отрицает влияния последней.
-
3. Активность человека (деятельное состояние организма как условие его существования) – системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды
-
Принципы психического развития
Принцип – основополагающее положение , которое предполагает наиболее общие характеристики психического развития 1.Принцип –устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы: любая система стремится к состоянию равновесия. ( Э.БАУЭР: неравновесные системы оказываются более работоспособны. Принцип доминанты, разработанный А.А.УХТОМСКИМ. Б.Г.АНАНЬЕВ - разработал концепцию билатерального контура регулирования: в ходе онтогенеза регуляция психических процессов и свойств осуществляется за счет двух систем регуляции: иерархическая (вертикальная)-ведущая роль принадлежит структурам стволовых отделов мозга => чем старше ребенок , тем более включенная регуляция дополнительная (билатеральная) большие полушария мозга. Между этими системами неравновесные отношения.
-
2. Принцип взаимодействия тенденции к сохранению и тенденции к изменению: Сохранение – генотипическая, а изменение – средовая функции. Наследственность и изменчивость – сохранение и выживание. Тейяр де Шарден: «ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере»
-
3. Принцип дифференциации – интеграции, как критерий развития систем. Дифференциация – процесс развития, связь с процессом разделения глобальных, целостных форм на части; результатом может быть автономия структуры и установление новых взаимосвязей между появившимися структурами системы. Интеграция – процесс развития, связанный с объединением единого целого разрозненных частей ,характеризуется интенсивностью взаимосвязи и ростом объема ;взаимодействия элементов .система качественно меняется и появляются новые свойства. В ходе развития – возрастания дифференцированных и интегрированных структур. Х. Вернер вывел показатели развития систем (в том числе и психических): Синкретичность -дискретность Cлитность , нерасчленённость в восприятии. Дискретность – выделение частей. Диффузность–расчлененность н-р, особенности восприятия обобщения детьми (гага , утка ,собака, машина, галстук...) c) Неопределенность - определенность Неопределенность – трудность в различении друг от друга каких- либо свойств по форме или содержании.Определенность – различие функции. Ригидность - подвижность Ригидность – однообразие поведения ребенка. Подвижность – разнообразие. Лабильность - стабильность Лабильность – быстрый переход из одного состояние в другое (быстрый перепад настроения).
-
4.Принцип – цельности, как критерии развития . Цельность – единство средств и целей их достижения; обеспечивается повторяемостью, соразмерностью , соподчиненностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Показывает меру связности элементов целого, и уровень его развития. соподчиненность – единство, достигаемое объединением элементов вокруг главного элемента; соразмерность - единство, обеспеченное общей закономерностью ; согласованность, выраженность элементов целого; уравновешенность- единство согласования противоположностей; сбалансированность всех элементов психики; повторяемость - единство целого, по его ведущему признаку.
-
Закономерности психического развития
1.НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии ПФ развитие отдельных функций происходит по-разному: стадии подъема, стабилизации, спада – т.е. развитию присущ колебательный характер. Чем выше развитие, тем больше колебание. Гетерохронность – разновременность , асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных функций. разновременность развертывания наследственной информации: Внутри системы . Разновременное созревание отдельных элементов функций. Межсистемно . Разновременное созревание развитие структурных образований, которые необходимы организму в разные периоды его развития.
-
2. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ Развитие проходит через кризисы. 3.СЕНЗИТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ (сензитивный – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно воздействиям обучения и воспитания).Возникновение связано с критическим периодом развития мозга.
-
4. КУМУЛЯТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -накопление в ходе развития свойств, качеств , умений , навыков , приводящих к качественным изменениям психики. 5.ДИВЕРГЕНТНОСТЬ И КОНВЕРГЕНТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Дивергентность – многообразие признаков, свойств в процессе развития. Конвергентность – сходство, сближение, синтез, усиление избирательности этих признаков.
-
Психическое развитие и деятельность
Психическая деятельность - целенаправленная, осознанная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей . Два основных положения: Сама по себе деятельность, как сложный процесс содержит в себе внутренние противоречия, которые порождают психику, как необходимый момент деятельности. Механизмы развития деятельности являются условиями формирования аффективной , интеллектуальной и мотивационной потребностной сферы. Существуют два процесса, связанные с предметом деятельности: Распредмечивание - в ходе деятельности , субъект деятельности присваивает качества объекта деятельности субъектом в процессе деятельности. Опредмечивание - субъект в процессе деятельности определенным образом воплощается в объекте деятельности. Можно говорить о деятельности двух видов: Внешняя Внутренняя Одинаковы по своей психологической структуре; Переходят одна в другую - экстериоризация и интериоризация. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- условие психического развития.
-
Психологическая структура деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ действия операции переход мотив цель условиями понимаемые смыслообразующие
-
ПонятиеВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая деятельность – деятельность, которая является оптимальным условием психического развития, так как особенности действий соотносятся с психическими возможностями ребенка. Первоначально все виды ведущей деятельности появляются внутри предыдущего этапа развития в виде действий, а при появлении мотивации становятся деятельностью. Любая ведущая деятельность обладает тремя свойствами: Именно, внутри этой деятельности появляются новые виды деятельности Внутри этой деятельности возникают основные новообразования личности Внутри этой деятельности возникают основные новообразования психических процессов
-
Проблема периодизаций психического развития
Выделяют три группы периодизации: Основанная на расчленении хода развития путем ступенчатого построения, основанного на каких- либо внешних параметрах, определенным образом, связанных с этим развитием. ( С. Холл ). 2)Основанная на одном признаке детского развития, который берется как условный критерий членения этого развития на периоды, при этом признак должен обладать следующими особенностями: Должен быть показательным для суждения об общем развитии общества. Легко должен быть доступен наблюдению. Должен быть объективным ( присуще всем детям ). Периодизация БЛОНСКОГО – дентиция ( процесс смены зубов ) : Беззубое детство Молочно-зубое детство Постоянно- зубое детство Постоянно- зубаявзросласть 3) Основанная на выделении существенных особенностей самого детского развития (ВЫГОТСКИЙ) (– рассматривал процесс развития, как чередование стабильных и нестабильных критических периодов и новообразования.
-
Кризис психического развития
КРИЗИС- условное наименование относительно непродолжительных отрезков онтогенеза , в которых происходит наиболее кардинальные изменения психики. В отечественной психологии существуют две основные точки зрения на кризис: ( Выготский , Эльконин ) , как необходимая закономерность момента развития, в котором происходит наибольшее преобразование психики ( Божович, Леонтьев ) , как следствие несвоевременного перехода в новую стадию и своевременное возникновение ведущих видов деятельности. В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на кризис: ( Пиаже ), как результат смены структуры или организованности. Кризис - в смене структур интеллекта ( Я. Бом), механизм возникновения нового ( Эриксон ), кризис- вовсе не переходное явление, а характеристика отрезков онтогенеза Модель перехода, т.е. кризис- явление незакономерное и он возникает только в том случае, если человек заранее не готовится к тем изменениям, которые в его жизни неизбежно произойдут
-
Виды кризисов психического развития
кризис детства зрелости ОТЛИЧИЯ: Все детские кризисы совпадают с границами возрастных периодов, а кризис зрелости может совпадать, а может и не совпадать с границами возрастных периодов. По характеру протекания ( могут протекать ярко, бурно, скрытно, неявно и сам человек слабо ощущает какие-то изменения в себе; может протекать сглажено . Детские , как правило, либо бурно, либо сглажено. Взрослые , как правило, чаще всего протекают скрыто, а характер протекания не связан с внешними условиями. По целям и результатам. Причины: являются определенные противоречия между человеком, его потребностями, сложившимися системами отношений.
-
ОСОБЕНОСТИ КРИЗИСА
Размытость границ, неотчетливость Негативный характер развития Новообразования, появляющиеся в кризисе являются переходными и при успешном завершении кризиса не остаются в неизменной форме Трудновоспитуемость у детей; у взрослых осложнение социального положения.
-
НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА КРИЗИСА
1 фаза: предкритическая или фаза влечения . Человек впервые открывает неполноту той ситуации , в которой он живет. 2 фаза: собственно критическая. 3 этапа: Материализации .«идеальная форма» – человек формулирует для себя то, что он хочет, но пытается это воплотить внешне, в поведении. Конфликтный. Достаточно явно обнажаются позиции человека и окружающих его людей. Положительный смысл конфликта, он очевиден. Коррекция «идеальной формы». Рефлексивный (интериоризация внешнего конфликта; отказ от наиболее неэффективных действий). 3 фаза: посткритическая. Новая ситуация развития, складываются новые отношения, завершается процесс перехода от идеального к реальному. Взрослый человек намечает пути достижения цели. Может наблюдаться патология конфликта: застревание на одной из фаз. Если внешние обстоятельства очень ригидны, то формируются психические защиты, либо отвержение каких-либо видов деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.