Презентация на тему "Обучение сочинениям повествовательного характера"

Презентация: Обучение сочинениям повествовательного характера
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Обучение сочинениям повествовательного характера", включающую в себя 14 слайдов. Скачать файл презентации 0.09 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обучение сочинениям повествовательного характера
    Слайд 1

    Обучение сочинениям повествовательного характера

  • Слайд 2

    Рассказ

    Повествовательными текстами называют такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий. Рассказ — это литературное произведение, в котором, как правило, речь идет об одном очень важном событии в жизни героев, в основе рассказа лежит эпизод, случай, происшествие. Следовательно, не всякое повествование является рассказом. Поэтому нельзя, особенно на первых порах, предлагать для рассказов такие, например, темы: «Посещение театра, музея», «По пушкинским (лермонтовским, тургеневским) местам», «Мы идем в поход» и т. п. Эти темы требуют изложения ряда последовательных событий, но не наталкивают ученика на раскрытие одного какого-нибудь эпизода, случая, происшедшего во время посещения театра или путешествия по пушкинским местам. Поэтому формулировки типа «Как я однажды (помогал маме, чуть не утонул, возвращался домой)» больше стимулируют учеников к созданию рассказов, чем такие темы, как «Моя помощь маме», «На реке», «По дороге домой», которые могут быть раскрыты как описания.

  • Слайд 3

    Композиция рассказа

    В рассказе выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 3авязка — событие, с которого начинается действие и oт которого зависит развитие последующих событий. Кульминация — момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа. Развязка — заключительное действие, которое явилось результатом развития событий. Мастерство рассказчика проявляется в умении выделить узловое событие, именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности. Описание героев, места и времени (обстановки, природы и т. п.), должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

  • Слайд 4

    Виды рассказов

    В соответствии с программой на уроках русского языка проводится работа над рассказами, предметом которых может быть: эпизод, известный всему классу (подобные темы удобны для коллективной подготовительной работы); случай, происшедший с самим учащимся («Как я...»); происшествие, которое наблюдал ученик или о котором он слышал от кого-нибудь (с некоторыми элементами, введенными по догадке, по воображению) – услышанный рассказ, или рассказ с обрамлением; история, целиком выдуманная, но опирающаяся на жизненный опыт ученика и его знания – выдуманный рассказ.

  • Слайд 5

    Рассказы о случае из жизни автора

    Методические пути работы над рассказом. 1.Работа над рассказом после изучения соответствующей темы по литературе; в качестве образца используется отрывок из литературного произведения, изучаемого в данный момент в V классе, нпр., Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»; И. С. Тургенев «Муму». 2. Работа над рассказом может начинаться с рассказа по сюжетным рисункам. 3. От изложения к сочинению-рассказу.

  • Слайд 6

    Начало работы над рассказом

    Независимо от выбранного пути на начальных этапах обучения рассказу важно правильно использовать образец. Цель анализа образца - познакомить учащихся с требованиями к рассказу. Вопросы для анализа образца: 1. Определите тему рассказа и его основную мысль. 2. Достаточно ли описано главное событие? 3. Мотивированы ли поступки героев (т.е. причины действий героев должны быть объяснены)? 4. Какова роль описания места действия (обстановки, природы и т. п.)? 5. С какой целью в рассказе использован диалог героев? Эти же вопросы могут использоваться при анализе рассказов учащихся. Не обязательно каждый рассказ завершать письменной работой. Коллективная работа в классе может заканчиваться устным рассказом.

  • Слайд 7

    В качестве домашнего задания Т.А. Ладыженская предлагает общие темы (для всех учащихся класса): «Как я однажды...», «Что слу­чилось со мной однажды...», которые конкретизируются каждым учащимся на основе их жизненного опыта. Как я однажды (заблудился в лесу, чуть не утонул, чуть не устроил пожар, пекла пироги т. п.). Что случилось со мной однажды (в лесу, на реке, в лагере, на охоте, на дачеи т. п.). См.: Компл. 3, упр.915.

  • Слайд 8

    УСЛЫШАННЫЕ РАССКАЗЫ

    Рассказы, написанные на основе услышанной от кого-либо ' истории, более сложны, чем рассказы, в основе которых лежит/ происшедший с автором случай. Схема услышанного рассказа: обрамлениеобрамление ВI части обрамления : сообщается, почему рассказчик вспомнил и рассказал эту историю, когда, при каких обстоятельствах был услышан этот рассказ; нужно познакомить читателей с рассказчиком: кто он, если нужно, дать ему характеристику, описать его внешность, манеру говорить; можно рассказать о слушателях. В заключительной части обрамления говорится о том, какое впечатление произвел на слушателей рассказ. В основной части рассказа может сообщаться о том, как ведет себя рассказчик, как слушатели воспринимают рассказ. Работа над услышанным рассказом начинается с анализа образца (нпр., рассказ А.С. Глобовой из повести Пушкина «Дубровский».

  • Слайд 9

    ВЫДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ

    К выдуманным относят такие рассказы, в которых выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о случаях из жизни автора или других лиц. Виды выдуманных рассказов: Рассказ по данному сюжету. При составлении рассказа по данному сюжету общая линия развития действия известна, однако автор должен решить, что он внесет в рассказ, как обрисует действующих лиц и мотивирует их поступки, будет ли использовать описание и диалог, от какого лица будет вестись повествование и т. п. Учащимся необходимо показать процесс развертывания предложенного сюжета в рассказ. После окончания работы созданный учащимися рассказ сравнивается с авторским.

  • Слайд 10

    3. Рассказ по началу. В качестве начала рассказа могут использоваться: одно-два предложения; более или менее законченный по мысли отрывок, представляющий собой в ряде случаев завязку, кульминацию (а иногда и развязку) или их сочетание, картины, отрывки из кинофильмов. 1 - 2 предложения, предложенные для начала рассказа далеко не всегда подсказывают нужное направление фантазии учащихся. Так, например, по началу «Однажды в морозный зимний день мы отправились на лыжную прогулку...» может быть создано описание (а не рассказ). Для написания рассказов по данному началу Т.А. Ладыженская предлагает использовать отрывки, которые наталкивают учащихся на продолжение рассказа. Однако в школьных учебниках в качестве начала обычно предлагается 2 – 3 предложения (см.: комплекс 1, 8 кл., упр. 220). Целесообразно в итоге прочитать рассказ, из которого было взято начало.

  • Слайд 11

    2. Рассказ по предложенной теме. К выдуманным относятся также самостоятельные рассказы детей на заданную или выбранную ими тему, в том числе на тему, выраженную в форме пословицы, крылатого изречения, афоризма и т. п., нпр., «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Труд человека красит, а лень портит», «Усердие — мать удачи». Учащиеся должны рассказать о каком-нибудь случае, к которому можно было бы применить данную пословицу. В основу рассказа можно положить случай, известный автору или выдуманный им.

  • Слайд 12

    4. Выдуманные рассказы могут написаны - по сюжетной картине (нпр., по картинам К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку», Ф. Решетникова «Опять двойка!», «М. Чернова «Обидел» и др. - на основе учебных кинофильмов сюжетного характера, нпр., «Андрюша думает», «Вася, Петя и Шарик», «Дима, чижик и папины сапоги», «Верный друг».

  • Слайд 13

    ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ

    Любой вид рассказа может быть написан как юмористический. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ вызывают затруднения учащихся. Для их написания нужно - вспомнить или придумать смешной случай, - использовать приемы создания комического эффекта: неожиданные повороты в развитии действия, гиперболы, сравнения, смешные имена и т. п. Начинают такую работу обычно с анализа художественного произведения (нпр., см.: Ираклий Андроников «Первый раз на эстраде»), основное внимание обратить на то, какими средствами автор добивается комического эффекта.

  • Слайд 14

    Этапы работы над рассказом:

    Знакомство с особенностями данного вида рассказа. Анализ предложенного учителем материала (авторского или ученического рассказа, его части, картины, серии картинок, учебного фильма) по вопросам. Редактирование сочинений-рассуждений учащихся прошлых лет с целью предупреждения типичных недочетов. 4. Коллективное создание рассказа в классе. Самостоятельное написание учащимися черновиков рассказов. Чтение и обсуждение самостоятельно подготовленных рассказов в классе. Редактирование учащимися черновиков сочинений. Самостоятельное написание окончательного варианта рассказа.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке