Презентация на тему "Определение уровня качества продукции экспертным методом"

Презентация: Определение уровня качества продукции экспертным методом
1 из 88
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Определение уровня качества продукции экспертным методом". Презентация состоит из 88 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.83 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    88
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Определение уровня качества продукции экспертным методом
    Слайд 1

    Определение уровня качества продукции экспертным методом

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

    Наиболее распространены следующие методы: – инструментальные, с использованием различных измерительных и контрольных приборов; – расчетно-аналитические – методы расчета показателей и установления взаимосвязи между ними (например, определение производительности станочного оборудования по величине подачи); – опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значение показателей, найденных другими методами (например, испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т.д.); – лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов и испытаний;

  • Слайд 4

    – социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса потребителей; – балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие общепринятых размерностей, с помощью баллов; – экспертные – методы, использующие экспертов в анкетных опросах с целью получения более точных значений величины показателя. – органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью органов чувств (например, контроль окраски, наличие царапин и т.д.);

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Экспертный метод

    Наряду с различными аналитическими методами, практически для каждой ситуации принятия решения может быть применено экспертное оценивание. Метод решения задач, основанный на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Применяется , когда невозможно или затруднительно использовать инструментальный, расчетный или регистрационный методы.

  • Слайд 7

    Применяется :

    При общей оценке качества продукции; Классификации; Определении номенклатуры показателей свойств; Определении коэффициентов весомости; Оценивании органолептическим методом; Выборе базовых образцов ; Определении итогового комплексного показателя качества; Аттестации продукции и сертификации

  • Слайд 8

    Экспертизы сами по себе весьма разнообразны:

    По количеству экспертов: индивидуальные и коллективные. По числу итераций: однотуровые и многотуровые. По возможности обмена измерения информации: без обмена и с обменом. По степени закрытости: открытые и анонимные

  • Слайд 9

    Эксперт

    – это специалист, компетентный в решении данной задачи (от латинского слава «expertus» – опытный). Компетентность эксперта в отношении объекта исследования – профессиональная компетентность, а в отношении методологии принятия экспертного решения исследуемой задачи – это экспертная компетентность. Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценивании объекта исследования.

  • Слайд 10

    Экспертный метод

    – это метод решения задач, основанный на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов. Экспертный метод оценки уровня качества продукции используется в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно использовать методы объективного определения значений единичных или комплексных показателей свойств такими методами, как инструментальный, эмпирический или расчетный.

  • Слайд 11

    Необходимость и правомерность экспертной оценки качества: 1. Человек способен решат определенные логические задачи быстрее компьютера за счет включения интуиции, озарения, и т.п. методов. 2. Для некоторых объектов (лекарства, парфюмерия), при существующем на сегодня уровне развития техники, человек является единственным «инструментом», позволяющим осуществить органолептическую оценку качества товара.

  • Слайд 12

    3. В случаях, связанных с неопределенностью ситуации, её вероятностным характером, невозможно получить точные данные имеющимися на сегодняшний момент методами оценки качества. Поэтому эвристическое решение, данное экспертном, зачастую оказывается более правильным, чем полученные расчетным путем с помощью математических формул.

  • Слайд 13

    типичные ошибки

    Излишнее увлечение здравым смыслом по принципу «я знаю все сам». Пример: решение Лигачева об антиалкогольной компании, лысенковщина, грачевщина…. Использование некомпетентных экспертов. Нечеткая постановка задачи. Стремление остаться в рамках одной экспертной процедуры. Нарушение принципов теории измерений Неточность процедуры коллективного отбора и отсутствие обмена информацией. Конформизм или конъюнктурность экспертов. Предположим почти все эксперты поставили высший балл, а один наиболее авторитетный низкий. И эксперты согласились с мнением одного. Неправильная обработка результатов экспертизы и некорректная интерпретация результатов

  • Слайд 14

    Экспертные методы целесообразно применят в следующих случаях: 1. Когда другими методами задача не может быть решена. 2. Другие методы более трудоемки или мене точны. 3. Когда необходимо определение номенклатуры показателей качества и построение структурной или иерархической схемы. 4. Органолептическая оценка – только экспертным путем. 5. Определение коэффициентов весомости. 6. Определение значений ряда показателей качества, для которых отсутствуют на текущий момент методы инструментального измерения. При соблюдении всех необходимых процедур и правил проведения экспертного опроса, его погрешность находиться в пределах 5–10%, что сопоставимо с методами технического измерения.

  • Слайд 15

    1. Неточность экспертных оценок

    - недостаточную компетентность экспертов; - недостаточную подготовленность экспертизы; - несовершенство используемых экспертных технологий: - использование неподходящих методик сравнительного оценивания альтернативных вариантов: - несовершенство используемых методов обработки экспертной информации.

  • Слайд 16

    2. Противоречивость экспертных оценок

    Эксперты не всегда последовательны в своих оценочных суждениях. Иногда противоречивость суждений можно устранить в результате повторного, более точного, оценивания экспертом альтернативных вариантов.

  • Слайд 17

    3. Несогласованность при коллективной экспертизе

    Согласованность может быть результатом формального проведения экспертизы. Несогласованность суждений может отражать различное понимание экспертами целей экспертизы, противоположность интеpecoв экспертов и т. д.

  • Слайд 18

    Основные этапы работы экспертной комиссии

    Назначение лиц, ответственных за организацию и проведение работ Формирование экспертной и рабочей группы Разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества Подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов Оценивание и опрос экспертов Обработка экспертных оценок Анализ и оформление результатов

  • Слайд 19

    В экспертную группу включаются высококвалифицированные и специально подготовленные работники в области создания и функционирования оцениваемой продукции: исследователи, конструкторы, технологи, дизайнеры, товароведы, экономисты и т.д. Число экспертов, входящих в группу, зависит от требуемой точности средних оценок и должно составлять от семи до двадцати человек. При заочном опросе верхний предел количества опрашиваемых экспертов не ограничивается.

  • Слайд 20

    Способы отбора экспертов

    1- определение первоначального круга экспертов («кандидатов» в эксперты) Сведения обычно в отделе кадров 2 – отбор экспертов из числа кандидатов Сведения в банке данных (реестр)

  • Слайд 21

    Способы назначения

    1- непосредственное назначение заказчиком экспертизы Используется в 2-х ситуациях: Когда вы приступаете к работе в некоторой организации и стремитесь получить результат, желаемый заказчиком Когда цель экспертизы – поиск новых, нетрадиционных решений, и члены экспертной группы не рискуют своей репутацией или служебным положением (SONY) 2 – назначение по выбору эксперта – руководителя группы Способ рекомендуется для ситуаций, когда требуется провести оперативный анализ проблемы и найти эффективное решение. Но при этом не может быть обеспечен широкий охват проблемы

  • Слайд 22

    3 – назначение комиссией, состоящей из руководителей экспертных групп Способ удобен при формировании экспертных групп отраслевого уровня, когда необходимо подготовить решения, затрагивающие интересы нескольких организаций близкого профиля.

  • Слайд 23

    1 - Отбор по критерию максимальной авторитетности 2 - Отбор по условию полноты охвата проблемы

  • Слайд 24

    Документальные способы

    Стаж, возраст, ученая степень Область знаний, науки, техники и т.п., основные направления работ Показатели, определяемые инструкцией по профессиональной аттестации Количество научных трудов, изобретений Частота участия в конференциях Количество ссылок на работы эксперта (индекс цитирования) Количество премий, поощрений за результаты работ

  • Слайд 25

    Способы взаимных рекомендаций

    1 – «снежного кома» 2 – взаимных выборов 3 - последовательных рекомендаций («прогнозного дерева»)

  • Слайд 26

    Из банка данныхспособы, основанные на использовании коэффициентов компетентности

    1 – оцениванием со стороны коллег 2 – формальным расчетом по формуле 3 – по результатам тестирования 4 – самооценкой 5 – путем расчета рейтинга эксперта

  • Слайд 27

    Способы выдвижения

    1 – выдвижение экспертов коллективами подразделений 2 - выдвижение экспертов заинтересованными организациями («кота в мешке») 3 – максимального соответствия 4 – «фокус-групп»

  • Слайд 28

    Методики

    «личное интервью» «телефонное интервью» «холл-тест» «глубинное интервью» (in-depthinterview) «фокус-группа» «кабинетное исследование» «экспертный опрос»

  • Слайд 29

    Телефонное интервью

    индивидуальное интервью, которое проводится по телефону. Методом телефонного опроса можно собирать информацию как по физическим лицам (жителям города, потребителям определенного товара и т.п.), так и по юридическим лицам (руководители, менеджеры организаций и т.п.) Каковы преимущества телефонного опроса? оперативность проведения; возможность охвата большой выборки в сжатые сроки; сравнительно низкая стоимость: телефонный опрос – один из самых недорогих методов исследования; возможность опроса труднодоступных респондентов; высокая степень контроля качества работы интервьюера;

  • Слайд 30

    Каковы недостатки телефонного опроса? затруднён контроль понимания и искренности респондента; невозможно использовать визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов); ограниченная продолжительность интервью – обычно не более 15 минут; нежелание респондентов отвечать на интимные, деликатные вопросы; невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов; телефонные опросы физических лиц могут проводиться только в населённых пунктах с высоким уровнем телефонизации, в противном случае выборка будет нерепрезентативной.

  • Слайд 31

    Холл – тесты

    Холл-тест – специальный метод маркетинговых исследований, который можно отнести одновременно и к количественным, и к качественным исследованиям. Метод подразумевает проведение интервью с респондентами в специально отведенном для этого помещении с целью тестирования определенных свойств продукта (вкус, запах, цвет, упаковка, дизайн) или рекламных материалов. Помещения для холл-тестов оборудованы для тестирования товаров, моделирования ситуации потребительского выбора и просмотра рекламы.

  • Слайд 32

    Достоинства методики «холл-тест»: возможность тестирования громоздких образцов, которые неудобно носить по квартирам; возможность проведения большого числа интервью при ограниченном запасе тестируемых образцов; возможность использования спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала; интервью можно проводить недалеко от мест продаж, но при этом есть возможность обеспечить более комфортные условия для продолжительного интервью; можно эффективно изучать труднодостижимые целевые группы; есть возможность оценки реакции потенциальных потребителей на различные «раздражители» (вкусовые, осязательные), а не только графические изображения; метод отличается достаточно сжатыми сроками выполнения, поскольку одновременно в помещении может проводиться несколько интервью

  • Слайд 33

    Глубинные интервью

    Глубинные (углубленные) интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку.

  • Слайд 34

    Фокус – группы

    Фокус-группа (фокусированное групповое интервью) – это один из методов качественных исследований. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (товар, услуга, реклама). Фокус-группа направлена на определение отношения участников к определённой проблеме, получение информации о мотивации потребителей, их личном опыте, восприятии объекта исследования. Таким образом, фокус-группа – это, в некотором роде, групповое интервью, которое проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария фокус-группы. Оно известно только модератору – профессиональному ведущему, под руководством которого проходит обсуждение.

  • Слайд 35

    Как правило, продолжительность группового обсуждения составляет 1,5-2 часа. Все участники группы получают вознаграждение по окончании дискуссии. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении. Ход обсуждения фиксируется на аудио- или видеоплёнку. Это необходимо для последующей расшифровки высказываний и фиксации невербального поведения (мимики, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы. Полученные стенограммы служат основой аналитического отчета. При желании заказчика ему предоставляется возможность наблюдать за ходом фокус-группы из отдельной комнаты и передавать модератору свои уточнения и пожелания по поводу обсуждаемых вопросов

  • Слайд 36

    Преимущества методики «фокус-группа» психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому высказыванию суждений; групповые процессы стимулируют свежие идеи и мысли; реакции и ответы респондентов носят спонтанный характер; Недостатки методики «фокус-группа» когда предмет обсуждения сугубо интимен (контрацепция, личная гигиена) или касается финансового положения (страхование, банковские услуги, вопросы личного благосостояния); если предмет исследования связан с действием доминирующих в обществе социальных норм (искусственное вскармливание, обучение детей навыкам дорожной безопасности); в случае, когда есть интерес к персональной истории жизни или необходимо детальное понимание определенного процесса (покупка машины, принятие решения о месте проведения отдыха);

  • Слайд 37

    когда персональные мнения настолько варьируются, что нарушается гомогенность группы и получить полезную информацию практически невозможно (музыка, мода); когда необходимо достичь понимания комплексных социально-психологических аспектов (роль женщин, отношение к работе, значение материнства); в случае, когда целевая группа – это люди, которых по тем или иным причинам трудно собрать в одном месте в одно и то же время; когда изучаемая категория продуктов предполагает наличие групп потребителей, значительно различающихся по тому, что они знают о продукте и своим к нему отношением.

  • Слайд 38

    Холл-тесты используются, когда необходимо: оценить потребительские свойства товаров с целью их улучшения, сравнить различные варианты товара; протестировать концепции брендов; дать оценку рекламных материалов, образцов упаковки и характера их воздействия на целевую аудиторию; выявить реакцию на коммерческое предложение прайс-листы, тарифные планы; оценить чувствительности к цене и вероятность покупки.

  • Слайд 39

    Кабинетные исследования

    Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников. Кабинетные исследования опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объемы данных, сравнивать и анализировать полученные результаты. В кабинетных исследованиях данные всегда являются нецелевыми, поскольку не создаются в ходе исследования, а берутся из других источников уже готовыми к анализу. Многие материалы, полученные в ходе кабинетных исследований, являются недорогими или просто бесплатными, так как получены из доступных источников информации.

  • Слайд 40

    Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают: Публикации Законодательство Электронные источники Достоинства методики «кабинетное исследование» достаточно короткое время невысокая стоимость

  • Слайд 41

    Экспертные опросы

    это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов.

  • Слайд 42

    Виды экспертных процедур

    а) для простых и наиболее быстрых оценок (метод комиссий, суда, мозговой атаки). б) для более сложных и аналитически обоснованных оценок (группа методов известных под именем «метод Делфи»). в) для оценки сложных, иерархических систем (метод решающих матриц, прогнозного графа, ПАТТЕРН и так далее). г) для оценки в сложных ситуациях (метод сценариев).

  • Слайд 43

    Простые оценки

    Метод комиссий – открытая дискуссия, по обсуждаемой проблеме при тайном или явном голосовании. Недостаток - отсутствие анонимности, то есть конформизм наиболее силен. Метод суда – аналогия с судебным процессом с защитниками и противниками (те же достоинства и недостатки, что 1). Метод мозговой атаки предназначен для выявлений новых идей. Большую роль играет руководитель аналитическая группа вне помещения экспертизы. Знаменитые японские «кружки качества» могут быть отнесены к этому виду экспертизы.

  • Слайд 44
  • Слайд 45

    Метод комиссий

    состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преимущества метода комиссий: возможен рост информированности экспертов, поскольку при обсуждении эксперты приводят обоснования оценок, и обратная связь – под воздействием полученной информации эксперт может изменить первоначальную точку зрения. Недостатки метода комиссий: Отсутствие анонимности. Это приводить к присоединению мнения эксперта к мнению более компетентных и авторитетных экспертов даже при наличии противоположной собственной точки зрения. Дискуссия часто сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов.

  • Слайд 46

    Метод суда

    используются аналогии с судебным процессом. Часть экспертов объявляется сторонниками рассматриваемой инициативы и выступает в качестве защиты, приводя доводы в пользу рассматриваемой инициативы и выступает в качестве защиты, приводя доводы в пользу защиты этой инициативы. Часть экспертов объявляется ее противниками и пытается выявить отрицательные стороны. Часть экспертов регулирует ход экспертизы и выносит окончательное решение. В процессе экспертизы по методу суда функции экспертов могут меняться. Метод суда обладает теми же преимуществами и недостатками, что и метод комиссий.

  • Слайд 47

    Метод Делфи( разработан Хелмероми Делки

    В методе Делфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии. Это достигается анонимностью процедуры, с одной стороны, и возможностью пополнить информацию о предмете экспертизы, с другой стороны. Ещё одно важное свойство – обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказывавших крайние точки зрения. Экспертизы по методу Делфи проводятся чаще всего в 4 тура. В первом туре экспертам сообщают цель экспертизы и формулируются вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. Вопросы для эксперта предъявляются в виде анкеты, иногда с пояснительной запиской. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы.

  • Слайд 48
  • Слайд 49

    Во втором туре экспертам предъявляются усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших крайние оценки. Указания представляются анонимно. После получения дополнительной информации эксперты, как правило корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу. Третий и четвертый туры не отличаются от второго. Характерная особенность метода Делфи – уменьшающийся от тура к туру разброс оценок, их возрастающая согласованность. Основные особенности метода Делфи: анонимность суждений, обоснование точек зрения экспертов, давших крайние оценки, обратная связь, реализуемая с помощью многотуровой процедуры.

  • Слайд 50

    При использовании метода Делфи необходимо, чтобы: – каждый эксперт располагал одинаковой информацией, достаточной для осуществления оценки; – оценка по каждому вопросу была обоснована экспертом; – поставленные вопросы допускали возможность оценки в виде числа. Структура опросных анкет от тура к туру претерпевает изменения и становится более конкретной. В классической форме метода анкета первого тура может вообще ставить бесструктурные вопросы, относящиеся к началу экспертизы, связанные с целями и проблематикой экспертизы. В этом случае полагают, что эксперты знают проблемную область лучше, чем организаторы экспертизы.

  • Слайд 51

    Во втором туре экспертам предлагают их коллективное мнение, прошедшее через обработку группой аналитиков, и просят высказать мнение по правильности ранжировки, после чего аналитики могут оценить статистические характеристики. Полученные статистики доводятся до сведения всех экспертов. Подобная процедура с уточнением вопросов анкеты и определением тенденции к росту согласованности мнений (коэффициент конкордации) оканчивается, как только достигается заданный уровень коэффициента конкордации. При анализе промежуточных результатов происходит формирование группового решения, выделяются группы экспертов с близким мнением, выявляются причины разброса мнений, оценивается качество оценок и компетентность оценок

  • Слайд 52

    Метод ПАТТЕРН

    «Помощь планированию посредством количественной оценки технических данных» 1962-64 гг Подлежащая решению проблема делится на ряд подпроблем (до простых задач)- дерево качества Определяются весовые коэффициенты открытым обсуждением Широкое применение ЭВМ

  • Слайд 53

    Метод решающих матриц (1966 г. Г.С. Поспелов).

    Этот метод был предложен Г. С. Поспеловым как средство повышения достоверности экспертной оценки путем разделения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. В результате при использовании метода решающих матриц оценка относительной важности сложной альтернативы сводится к последовательности оценок более частных альтернатив, которые эксперт способен осуществить. Иными словами, большая неопределенность, имевшая место в начале решения задачи, как бы разделена на более «мелкие», лучше поддающиеся исследованию и оценке, т. е. метод решающих матриц реализует одну из основных идей системного анализа.

  • Слайд 54

    Метод сценариев

    Оценка развития ситуации, как под воздействием управляющих, так и под воздействием фоновых факторов. Метод обеспечивают высокую вероятность выработки эффективного решения в просчитываемых ситуациях и высокую вероятность минимизации потерь в ситуациях, когда потери неизбежны. В этих методах неминуемо обращение к ЭВМ.

  • Слайд 55

    Сценарии позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, получать возможные состояния, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. В настоящее время известны такие варианты метода сценариев, как метод получения согласованного мнения, повторяющегося объединения независимых сценариев и др.

  • Слайд 56
  • Слайд 57
  • Слайд 58
  • Слайд 59

    Способы проведения экспертизы

    • непосредственное измерение; • ранжирование; • сопоставление. При непосредственных измерениях экспертным методом значения физических величин или показателей качества определяются сразу в установленных единицах (единицах СИ, в баллах, нормочасах, рублях и т.д.). Такие измерения могут проводиться как по шкале отношений, так и по шкале интервалов или шкале порядка.

  • Слайд 60

    Процедура экспертной оценки как измерительного метода сводится к следующему: 1) устанавливают ограниченный перечень свойств конструкции (5…10 свойств), наиболее полно характеризующий качество; 2) устанавливают трехбалльную шкалу качественных оценок; 3) приглашают экспертную группу из семи специалистов, обычно стабильную по составу; оценка считается принятой, если число голосов за нее не менее пяти; 4) оценки проставляют в два тура тайным голосованием в каждом туре, но публично каждый эксперт обосновывает свою оценку между турами

  • Слайд 61

    При трехбалльной шкале применяют три оценки качества: 1 балл – «удовлетворительно», 2 балла – «хорошо» и 3 балла – «отлично». «Плохо» соответствует нулю баллов, так как определяется уровень качества, а не степень непригодности. Выбранные баллы обеспечивают значительную разницу между оценками «удовлетворительно» и «хорошо» и между «хорошо» и «отлично», что психологически обосновано и правомерно. Привычная шкала («удовлетворительно» – 3 балла, «хорошо» – 4 балла и «отлично» – 5 баллов) имеет меньшее различие, между «удовлетворительно» и «хорошо» (всего 33 %) и между «хорошо» и «отлично» (всего 25 %).

  • Слайд 62

    Ранжирование состоит в расстановке объектов измерений или показателей в порядке их предпочтения, по важности или весомости. Место, занятое при такой расстановке, называется рангом. Чем выше ранг, тем предпочтительнее объект, весомее, важнее показатель. Численное определение оценок экспертов в данном способе состоит в следующем: 1. Все объекты оценки (изделия, свойства) нумеруются произвольно. 2. Эксперты ранжируют объекты по шкале порядка. 3. Ранжированные ряды объектов, составленные экспертами, сопоставляются.

  • Слайд 63

    Пример

    Пусть пять экспертов о семи объектах экспертизы Q составили такие ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка: эксперт №1 – Q5

  • Слайд 64

    Метод ранжирования (по шкале порядка)

  • Слайд 65

    Суммы рангов

  • Слайд 66

    5. На основании полученных сумм рангов строят обобщенный ранжированный ряд. Для нашего примера он имеет вид 6. Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, т.е. коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле:

  • Слайд 67

    Бальный метод

  • Слайд 68

    Метод попарного сравнения

    «олимпийская система»: группа различных видов продукции делится на несколько подгрупп, в каждой подгруппе методом попарного сравнения определяется несколько лучших и несколько худших видов. Лучшие собираются в новую группу…. «каждый с каждым»

  • Слайд 69

    Попарное сопоставление –

    самое простое и наиболее оправданное с психологической точки зрения. Сопоставление и расчеты численных значений экспертных оценок в попарном сопоставлении проводят по следующей методике. Во-первых, составляют таблицу, по которой каждый эксперт осуществляет сопоставление и оценку рассматриваемых объектов. При этом каждый i-й объект сопоставляется с другими j-ми объектами сравнения. Если при по парном сопоставлении i-й объект признается качественнее j-го, то это обозначается цифрой 1, противоположная оценка обозначается цифрой -1, а равнокачественные объекты отмечаются в таблице цифрой 0 (ноль).

  • Слайд 70
  • Слайд 71
  • Слайд 72
  • Слайд 73

    Обработка данных экспертизы

    1. Объекты располагаются в порядке их предпочтения. Место занятое объектом называется рангом. 2. Наиболее важному объекту приписывается балл (весовой коэффициент) равный 1, всем остальным в порядке уменьшения от 1 до 0. Чаще всего используется шкала Харрингтона

  • Слайд 74

    Шкала Харрингтона

  • Слайд 75

    3. Сопоставляется первый объект с совокупностью всех остальных, если он предпочтительнее, то результат измерения в баллах корректируется в сторону увеличения и наоборот. 4. Сопоставляется второй объект и так далее до последнего объекта. 5. Полученные результаты нормируют, они принимают значения от 0 до 1, а их сумма равна 1.

  • Слайд 76
  • Слайд 77

    Социальный метод

    Метод спроса потребителей Сбор мнений потребителей производится опросом или с помощью распространения и заполнения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п.

  • Слайд 78
  • Слайд 79
  • Слайд 80
  • Слайд 81
  • Слайд 82

    Расчет числа экспертов

  • Слайд 83

    Количество экспертов тоже играет важную роль. С ростом числа экспертов в группе точность измерения повышается.

  • Слайд 84

    ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭКСПЕРТИЗЫ

    1) формулировка ЛПРешения, цели экспертного опроса; 2) подбор ЛПР основного состава Рабочей группы; 3) разработка РГ и утверждение у ЛПР технического задания на 4)проведение экспертного опроса; 5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью; 6) формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение ЛПР состава экспертной комиссии); 7) проведение сбора экспертной информации; 8) анализ экспертной информации; 9) при наличии нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов; 10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для ЛПР; 11) официальное окончание деятельности РГ.  

  • Слайд 85

    Степень согласованности мнений экспертов определяется при помощи коэффициента конкордации V. При использовании метода строгого ранжирования, когда у объектов отсутствуют равные ранги, величина коэффициента конкордации определится из выражения

  • Слайд 86

    Где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; п — число экспертов; m — число объектов экспертизы. В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).

  • Слайд 87
  • Слайд 88

    К =∑ m ∙ x K = 0,4 k арг + 0,6 kсам

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке