Содержание
-
Определение уровня качества продукции экспертным методом
-
-
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА
Наиболее распространены следующие методы: – инструментальные, с использованием различных измерительных и контрольных приборов; – расчетно-аналитические – методы расчета показателей и установления взаимосвязи между ними (например, определение производительности станочного оборудования по величине подачи); – опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значение показателей, найденных другими методами (например, испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т.д.); – лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов и испытаний;
-
– социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса потребителей; – балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие общепринятых размерностей, с помощью баллов; – экспертные – методы, использующие экспертов в анкетных опросах с целью получения более точных значений величины показателя. – органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью органов чувств (например, контроль окраски, наличие царапин и т.д.);
-
-
Экспертный метод
Наряду с различными аналитическими методами, практически для каждой ситуации принятия решения может быть применено экспертное оценивание. Метод решения задач, основанный на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Применяется , когда невозможно или затруднительно использовать инструментальный, расчетный или регистрационный методы.
-
Применяется :
При общей оценке качества продукции; Классификации; Определении номенклатуры показателей свойств; Определении коэффициентов весомости; Оценивании органолептическим методом; Выборе базовых образцов ; Определении итогового комплексного показателя качества; Аттестации продукции и сертификации
-
Экспертизы сами по себе весьма разнообразны:
По количеству экспертов: индивидуальные и коллективные. По числу итераций: однотуровые и многотуровые. По возможности обмена измерения информации: без обмена и с обменом. По степени закрытости: открытые и анонимные
-
Эксперт
– это специалист, компетентный в решении данной задачи (от латинского слава «expertus» – опытный). Компетентность эксперта в отношении объекта исследования – профессиональная компетентность, а в отношении методологии принятия экспертного решения исследуемой задачи – это экспертная компетентность. Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценивании объекта исследования.
-
Экспертный метод
– это метод решения задач, основанный на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов. Экспертный метод оценки уровня качества продукции используется в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно использовать методы объективного определения значений единичных или комплексных показателей свойств такими методами, как инструментальный, эмпирический или расчетный.
-
Необходимость и правомерность экспертной оценки качества: 1. Человек способен решат определенные логические задачи быстрее компьютера за счет включения интуиции, озарения, и т.п. методов. 2. Для некоторых объектов (лекарства, парфюмерия), при существующем на сегодня уровне развития техники, человек является единственным «инструментом», позволяющим осуществить органолептическую оценку качества товара.
-
3. В случаях, связанных с неопределенностью ситуации, её вероятностным характером, невозможно получить точные данные имеющимися на сегодняшний момент методами оценки качества. Поэтому эвристическое решение, данное экспертном, зачастую оказывается более правильным, чем полученные расчетным путем с помощью математических формул.
-
типичные ошибки
Излишнее увлечение здравым смыслом по принципу «я знаю все сам». Пример: решение Лигачева об антиалкогольной компании, лысенковщина, грачевщина…. Использование некомпетентных экспертов. Нечеткая постановка задачи. Стремление остаться в рамках одной экспертной процедуры. Нарушение принципов теории измерений Неточность процедуры коллективного отбора и отсутствие обмена информацией. Конформизм или конъюнктурность экспертов. Предположим почти все эксперты поставили высший балл, а один наиболее авторитетный низкий. И эксперты согласились с мнением одного. Неправильная обработка результатов экспертизы и некорректная интерпретация результатов
-
Экспертные методы целесообразно применят в следующих случаях: 1. Когда другими методами задача не может быть решена. 2. Другие методы более трудоемки или мене точны. 3. Когда необходимо определение номенклатуры показателей качества и построение структурной или иерархической схемы. 4. Органолептическая оценка – только экспертным путем. 5. Определение коэффициентов весомости. 6. Определение значений ряда показателей качества, для которых отсутствуют на текущий момент методы инструментального измерения. При соблюдении всех необходимых процедур и правил проведения экспертного опроса, его погрешность находиться в пределах 5–10%, что сопоставимо с методами технического измерения.
-
1. Неточность экспертных оценок
- недостаточную компетентность экспертов; - недостаточную подготовленность экспертизы; - несовершенство используемых экспертных технологий: - использование неподходящих методик сравнительного оценивания альтернативных вариантов: - несовершенство используемых методов обработки экспертной информации.
-
2. Противоречивость экспертных оценок
Эксперты не всегда последовательны в своих оценочных суждениях. Иногда противоречивость суждений можно устранить в результате повторного, более точного, оценивания экспертом альтернативных вариантов.
-
3. Несогласованность при коллективной экспертизе
Согласованность может быть результатом формального проведения экспертизы. Несогласованность суждений может отражать различное понимание экспертами целей экспертизы, противоположность интеpecoв экспертов и т. д.
-
Основные этапы работы экспертной комиссии
Назначение лиц, ответственных за организацию и проведение работ Формирование экспертной и рабочей группы Разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества Подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов Оценивание и опрос экспертов Обработка экспертных оценок Анализ и оформление результатов
-
В экспертную группу включаются высококвалифицированные и специально подготовленные работники в области создания и функционирования оцениваемой продукции: исследователи, конструкторы, технологи, дизайнеры, товароведы, экономисты и т.д. Число экспертов, входящих в группу, зависит от требуемой точности средних оценок и должно составлять от семи до двадцати человек. При заочном опросе верхний предел количества опрашиваемых экспертов не ограничивается.
-
Способы отбора экспертов
1- определение первоначального круга экспертов («кандидатов» в эксперты) Сведения обычно в отделе кадров 2 – отбор экспертов из числа кандидатов Сведения в банке данных (реестр)
-
Способы назначения
1- непосредственное назначение заказчиком экспертизы Используется в 2-х ситуациях: Когда вы приступаете к работе в некоторой организации и стремитесь получить результат, желаемый заказчиком Когда цель экспертизы – поиск новых, нетрадиционных решений, и члены экспертной группы не рискуют своей репутацией или служебным положением (SONY) 2 – назначение по выбору эксперта – руководителя группы Способ рекомендуется для ситуаций, когда требуется провести оперативный анализ проблемы и найти эффективное решение. Но при этом не может быть обеспечен широкий охват проблемы
-
3 – назначение комиссией, состоящей из руководителей экспертных групп Способ удобен при формировании экспертных групп отраслевого уровня, когда необходимо подготовить решения, затрагивающие интересы нескольких организаций близкого профиля.
-
1 - Отбор по критерию максимальной авторитетности 2 - Отбор по условию полноты охвата проблемы
-
Документальные способы
Стаж, возраст, ученая степень Область знаний, науки, техники и т.п., основные направления работ Показатели, определяемые инструкцией по профессиональной аттестации Количество научных трудов, изобретений Частота участия в конференциях Количество ссылок на работы эксперта (индекс цитирования) Количество премий, поощрений за результаты работ
-
Способы взаимных рекомендаций
1 – «снежного кома» 2 – взаимных выборов 3 - последовательных рекомендаций («прогнозного дерева»)
-
Из банка данныхспособы, основанные на использовании коэффициентов компетентности
1 – оцениванием со стороны коллег 2 – формальным расчетом по формуле 3 – по результатам тестирования 4 – самооценкой 5 – путем расчета рейтинга эксперта
-
Способы выдвижения
1 – выдвижение экспертов коллективами подразделений 2 - выдвижение экспертов заинтересованными организациями («кота в мешке») 3 – максимального соответствия 4 – «фокус-групп»
-
Методики
«личное интервью» «телефонное интервью» «холл-тест» «глубинное интервью» (in-depthinterview) «фокус-группа» «кабинетное исследование» «экспертный опрос»
-
Телефонное интервью
индивидуальное интервью, которое проводится по телефону. Методом телефонного опроса можно собирать информацию как по физическим лицам (жителям города, потребителям определенного товара и т.п.), так и по юридическим лицам (руководители, менеджеры организаций и т.п.) Каковы преимущества телефонного опроса? оперативность проведения; возможность охвата большой выборки в сжатые сроки; сравнительно низкая стоимость: телефонный опрос – один из самых недорогих методов исследования; возможность опроса труднодоступных респондентов; высокая степень контроля качества работы интервьюера;
-
Каковы недостатки телефонного опроса? затруднён контроль понимания и искренности респондента; невозможно использовать визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов); ограниченная продолжительность интервью – обычно не более 15 минут; нежелание респондентов отвечать на интимные, деликатные вопросы; невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов; телефонные опросы физических лиц могут проводиться только в населённых пунктах с высоким уровнем телефонизации, в противном случае выборка будет нерепрезентативной.
-
Холл – тесты
Холл-тест – специальный метод маркетинговых исследований, который можно отнести одновременно и к количественным, и к качественным исследованиям. Метод подразумевает проведение интервью с респондентами в специально отведенном для этого помещении с целью тестирования определенных свойств продукта (вкус, запах, цвет, упаковка, дизайн) или рекламных материалов. Помещения для холл-тестов оборудованы для тестирования товаров, моделирования ситуации потребительского выбора и просмотра рекламы.
-
Достоинства методики «холл-тест»: возможность тестирования громоздких образцов, которые неудобно носить по квартирам; возможность проведения большого числа интервью при ограниченном запасе тестируемых образцов; возможность использования спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала; интервью можно проводить недалеко от мест продаж, но при этом есть возможность обеспечить более комфортные условия для продолжительного интервью; можно эффективно изучать труднодостижимые целевые группы; есть возможность оценки реакции потенциальных потребителей на различные «раздражители» (вкусовые, осязательные), а не только графические изображения; метод отличается достаточно сжатыми сроками выполнения, поскольку одновременно в помещении может проводиться несколько интервью
-
Глубинные интервью
Глубинные (углубленные) интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку.
-
Фокус – группы
Фокус-группа (фокусированное групповое интервью) – это один из методов качественных исследований. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (товар, услуга, реклама). Фокус-группа направлена на определение отношения участников к определённой проблеме, получение информации о мотивации потребителей, их личном опыте, восприятии объекта исследования. Таким образом, фокус-группа – это, в некотором роде, групповое интервью, которое проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария фокус-группы. Оно известно только модератору – профессиональному ведущему, под руководством которого проходит обсуждение.
-
Как правило, продолжительность группового обсуждения составляет 1,5-2 часа. Все участники группы получают вознаграждение по окончании дискуссии. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении. Ход обсуждения фиксируется на аудио- или видеоплёнку. Это необходимо для последующей расшифровки высказываний и фиксации невербального поведения (мимики, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы. Полученные стенограммы служат основой аналитического отчета. При желании заказчика ему предоставляется возможность наблюдать за ходом фокус-группы из отдельной комнаты и передавать модератору свои уточнения и пожелания по поводу обсуждаемых вопросов
-
Преимущества методики «фокус-группа» психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому высказыванию суждений; групповые процессы стимулируют свежие идеи и мысли; реакции и ответы респондентов носят спонтанный характер; Недостатки методики «фокус-группа» когда предмет обсуждения сугубо интимен (контрацепция, личная гигиена) или касается финансового положения (страхование, банковские услуги, вопросы личного благосостояния); если предмет исследования связан с действием доминирующих в обществе социальных норм (искусственное вскармливание, обучение детей навыкам дорожной безопасности); в случае, когда есть интерес к персональной истории жизни или необходимо детальное понимание определенного процесса (покупка машины, принятие решения о месте проведения отдыха);
-
когда персональные мнения настолько варьируются, что нарушается гомогенность группы и получить полезную информацию практически невозможно (музыка, мода); когда необходимо достичь понимания комплексных социально-психологических аспектов (роль женщин, отношение к работе, значение материнства); в случае, когда целевая группа – это люди, которых по тем или иным причинам трудно собрать в одном месте в одно и то же время; когда изучаемая категория продуктов предполагает наличие групп потребителей, значительно различающихся по тому, что они знают о продукте и своим к нему отношением.
-
Холл-тесты используются, когда необходимо: оценить потребительские свойства товаров с целью их улучшения, сравнить различные варианты товара; протестировать концепции брендов; дать оценку рекламных материалов, образцов упаковки и характера их воздействия на целевую аудиторию; выявить реакцию на коммерческое предложение прайс-листы, тарифные планы; оценить чувствительности к цене и вероятность покупки.
-
Кабинетные исследования
Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников. Кабинетные исследования опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объемы данных, сравнивать и анализировать полученные результаты. В кабинетных исследованиях данные всегда являются нецелевыми, поскольку не создаются в ходе исследования, а берутся из других источников уже готовыми к анализу. Многие материалы, полученные в ходе кабинетных исследований, являются недорогими или просто бесплатными, так как получены из доступных источников информации.
-
Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают: Публикации Законодательство Электронные источники Достоинства методики «кабинетное исследование» достаточно короткое время невысокая стоимость
-
Экспертные опросы
это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов.
-
Виды экспертных процедур
а) для простых и наиболее быстрых оценок (метод комиссий, суда, мозговой атаки). б) для более сложных и аналитически обоснованных оценок (группа методов известных под именем «метод Делфи»). в) для оценки сложных, иерархических систем (метод решающих матриц, прогнозного графа, ПАТТЕРН и так далее). г) для оценки в сложных ситуациях (метод сценариев).
-
Простые оценки
Метод комиссий – открытая дискуссия, по обсуждаемой проблеме при тайном или явном голосовании. Недостаток - отсутствие анонимности, то есть конформизм наиболее силен. Метод суда – аналогия с судебным процессом с защитниками и противниками (те же достоинства и недостатки, что 1). Метод мозговой атаки предназначен для выявлений новых идей. Большую роль играет руководитель аналитическая группа вне помещения экспертизы. Знаменитые японские «кружки качества» могут быть отнесены к этому виду экспертизы.
-
-
Метод комиссий
состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преимущества метода комиссий: возможен рост информированности экспертов, поскольку при обсуждении эксперты приводят обоснования оценок, и обратная связь – под воздействием полученной информации эксперт может изменить первоначальную точку зрения. Недостатки метода комиссий: Отсутствие анонимности. Это приводить к присоединению мнения эксперта к мнению более компетентных и авторитетных экспертов даже при наличии противоположной собственной точки зрения. Дискуссия часто сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов.
-
Метод суда
используются аналогии с судебным процессом. Часть экспертов объявляется сторонниками рассматриваемой инициативы и выступает в качестве защиты, приводя доводы в пользу рассматриваемой инициативы и выступает в качестве защиты, приводя доводы в пользу защиты этой инициативы. Часть экспертов объявляется ее противниками и пытается выявить отрицательные стороны. Часть экспертов регулирует ход экспертизы и выносит окончательное решение. В процессе экспертизы по методу суда функции экспертов могут меняться. Метод суда обладает теми же преимуществами и недостатками, что и метод комиссий.
-
Метод Делфи( разработан Хелмероми Делки
В методе Делфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии. Это достигается анонимностью процедуры, с одной стороны, и возможностью пополнить информацию о предмете экспертизы, с другой стороны. Ещё одно важное свойство – обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказывавших крайние точки зрения. Экспертизы по методу Делфи проводятся чаще всего в 4 тура. В первом туре экспертам сообщают цель экспертизы и формулируются вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. Вопросы для эксперта предъявляются в виде анкеты, иногда с пояснительной запиской. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы.
-
-
Во втором туре экспертам предъявляются усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших крайние оценки. Указания представляются анонимно. После получения дополнительной информации эксперты, как правило корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу. Третий и четвертый туры не отличаются от второго. Характерная особенность метода Делфи – уменьшающийся от тура к туру разброс оценок, их возрастающая согласованность. Основные особенности метода Делфи: анонимность суждений, обоснование точек зрения экспертов, давших крайние оценки, обратная связь, реализуемая с помощью многотуровой процедуры.
-
При использовании метода Делфи необходимо, чтобы: – каждый эксперт располагал одинаковой информацией, достаточной для осуществления оценки; – оценка по каждому вопросу была обоснована экспертом; – поставленные вопросы допускали возможность оценки в виде числа. Структура опросных анкет от тура к туру претерпевает изменения и становится более конкретной. В классической форме метода анкета первого тура может вообще ставить бесструктурные вопросы, относящиеся к началу экспертизы, связанные с целями и проблематикой экспертизы. В этом случае полагают, что эксперты знают проблемную область лучше, чем организаторы экспертизы.
-
Во втором туре экспертам предлагают их коллективное мнение, прошедшее через обработку группой аналитиков, и просят высказать мнение по правильности ранжировки, после чего аналитики могут оценить статистические характеристики. Полученные статистики доводятся до сведения всех экспертов. Подобная процедура с уточнением вопросов анкеты и определением тенденции к росту согласованности мнений (коэффициент конкордации) оканчивается, как только достигается заданный уровень коэффициента конкордации. При анализе промежуточных результатов происходит формирование группового решения, выделяются группы экспертов с близким мнением, выявляются причины разброса мнений, оценивается качество оценок и компетентность оценок
-
Метод ПАТТЕРН
«Помощь планированию посредством количественной оценки технических данных» 1962-64 гг Подлежащая решению проблема делится на ряд подпроблем (до простых задач)- дерево качества Определяются весовые коэффициенты открытым обсуждением Широкое применение ЭВМ
-
Метод решающих матриц (1966 г. Г.С. Поспелов).
Этот метод был предложен Г. С. Поспеловым как средство повышения достоверности экспертной оценки путем разделения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. В результате при использовании метода решающих матриц оценка относительной важности сложной альтернативы сводится к последовательности оценок более частных альтернатив, которые эксперт способен осуществить. Иными словами, большая неопределенность, имевшая место в начале решения задачи, как бы разделена на более «мелкие», лучше поддающиеся исследованию и оценке, т. е. метод решающих матриц реализует одну из основных идей системного анализа.
-
Метод сценариев
Оценка развития ситуации, как под воздействием управляющих, так и под воздействием фоновых факторов. Метод обеспечивают высокую вероятность выработки эффективного решения в просчитываемых ситуациях и высокую вероятность минимизации потерь в ситуациях, когда потери неизбежны. В этих методах неминуемо обращение к ЭВМ.
-
Сценарии позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, получать возможные состояния, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. В настоящее время известны такие варианты метода сценариев, как метод получения согласованного мнения, повторяющегося объединения независимых сценариев и др.
-
-
-
-
Способы проведения экспертизы
• непосредственное измерение; • ранжирование; • сопоставление. При непосредственных измерениях экспертным методом значения физических величин или показателей качества определяются сразу в установленных единицах (единицах СИ, в баллах, нормочасах, рублях и т.д.). Такие измерения могут проводиться как по шкале отношений, так и по шкале интервалов или шкале порядка.
-
Процедура экспертной оценки как измерительного метода сводится к следующему: 1) устанавливают ограниченный перечень свойств конструкции (5…10 свойств), наиболее полно характеризующий качество; 2) устанавливают трехбалльную шкалу качественных оценок; 3) приглашают экспертную группу из семи специалистов, обычно стабильную по составу; оценка считается принятой, если число голосов за нее не менее пяти; 4) оценки проставляют в два тура тайным голосованием в каждом туре, но публично каждый эксперт обосновывает свою оценку между турами
-
При трехбалльной шкале применяют три оценки качества: 1 балл – «удовлетворительно», 2 балла – «хорошо» и 3 балла – «отлично». «Плохо» соответствует нулю баллов, так как определяется уровень качества, а не степень непригодности. Выбранные баллы обеспечивают значительную разницу между оценками «удовлетворительно» и «хорошо» и между «хорошо» и «отлично», что психологически обосновано и правомерно. Привычная шкала («удовлетворительно» – 3 балла, «хорошо» – 4 балла и «отлично» – 5 баллов) имеет меньшее различие, между «удовлетворительно» и «хорошо» (всего 33 %) и между «хорошо» и «отлично» (всего 25 %).
-
Ранжирование состоит в расстановке объектов измерений или показателей в порядке их предпочтения, по важности или весомости. Место, занятое при такой расстановке, называется рангом. Чем выше ранг, тем предпочтительнее объект, весомее, важнее показатель. Численное определение оценок экспертов в данном способе состоит в следующем: 1. Все объекты оценки (изделия, свойства) нумеруются произвольно. 2. Эксперты ранжируют объекты по шкале порядка. 3. Ранжированные ряды объектов, составленные экспертами, сопоставляются.
-
Пример
Пусть пять экспертов о семи объектах экспертизы Q составили такие ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка: эксперт №1 – Q5
-
Метод ранжирования (по шкале порядка)
-
Суммы рангов
-
5. На основании полученных сумм рангов строят обобщенный ранжированный ряд. Для нашего примера он имеет вид 6. Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, т.е. коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле:
-
Бальный метод
-
Метод попарного сравнения
«олимпийская система»: группа различных видов продукции делится на несколько подгрупп, в каждой подгруппе методом попарного сравнения определяется несколько лучших и несколько худших видов. Лучшие собираются в новую группу…. «каждый с каждым»
-
Попарное сопоставление –
самое простое и наиболее оправданное с психологической точки зрения. Сопоставление и расчеты численных значений экспертных оценок в попарном сопоставлении проводят по следующей методике. Во-первых, составляют таблицу, по которой каждый эксперт осуществляет сопоставление и оценку рассматриваемых объектов. При этом каждый i-й объект сопоставляется с другими j-ми объектами сравнения. Если при по парном сопоставлении i-й объект признается качественнее j-го, то это обозначается цифрой 1, противоположная оценка обозначается цифрой -1, а равнокачественные объекты отмечаются в таблице цифрой 0 (ноль).
-
-
-
-
Обработка данных экспертизы
1. Объекты располагаются в порядке их предпочтения. Место занятое объектом называется рангом. 2. Наиболее важному объекту приписывается балл (весовой коэффициент) равный 1, всем остальным в порядке уменьшения от 1 до 0. Чаще всего используется шкала Харрингтона
-
Шкала Харрингтона
-
3. Сопоставляется первый объект с совокупностью всех остальных, если он предпочтительнее, то результат измерения в баллах корректируется в сторону увеличения и наоборот. 4. Сопоставляется второй объект и так далее до последнего объекта. 5. Полученные результаты нормируют, они принимают значения от 0 до 1, а их сумма равна 1.
-
-
Социальный метод
Метод спроса потребителей Сбор мнений потребителей производится опросом или с помощью распространения и заполнения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п.
-
-
-
-
-
Расчет числа экспертов
-
Количество экспертов тоже играет важную роль. С ростом числа экспертов в группе точность измерения повышается.
-
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
1) формулировка ЛПРешения, цели экспертного опроса; 2) подбор ЛПР основного состава Рабочей группы; 3) разработка РГ и утверждение у ЛПР технического задания на 4)проведение экспертного опроса; 5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью; 6) формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение ЛПР состава экспертной комиссии); 7) проведение сбора экспертной информации; 8) анализ экспертной информации; 9) при наличии нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов; 10) интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для ЛПР; 11) официальное окончание деятельности РГ.
-
Степень согласованности мнений экспертов определяется при помощи коэффициента конкордации V. При использовании метода строгого ранжирования, когда у объектов отсутствуют равные ранги, величина коэффициента конкордации определится из выражения
-
Где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; п — число экспертов; m — число объектов экспертизы. В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).
-
-
К =∑ m ∙ x K = 0,4 k арг + 0,6 kсам
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.