Содержание
-
ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
О. И. Касаткина, учитель-логопед Н. А. Братских, воспитатель МБДОУ №11, Архангельск
-
Статистические данные последних лет говорят о неукоснительном росте числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-логопатов. В своей работе по преодолению речевых нарушений, учитель-логопед и воспита- тели групп ТНР исходят из того положе- ния, что при нарушении речи (на примере нашей группы- у 93% воспитанников имеется заключение «ОНР 2-3 уровня, дизартрия», у 7% заключение «ОНР 3 уровня») не речь – произносительная, с качеством высказывания, и невербальная- нарушена сама по себе, изолированно, а это целый комплекс психических особенностей, нарушений, в котором речь- один из компонентов. И в процессе коррекционно-педагогической работы большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.
-
Из коррекционного процесса не стоит исключать и третью сторону, принимаю- щую участие в Коррекционном процессе- семью воспитанника. Но, к сожалению, родители воспитанников чаще всего демонстрируют очень низкий уровень понимания состояния своего ребёнка.
-
В личной беседе с родителями воспитанников выяснилось, что под «нарушением речи» понимается: «Я его понимаю, только другие не понимают»-27%, «Плохо буквы говорит»-45%, «Плохо говорит»-28%. На вопрос о сопутствующих проблемах, других трудностях ребёнка от мам получены следующие ответы: «Неусидчивый» (т. е. не может долго заниматься, как пояснили те же родители)-45%, «Ленивый»-27%, «Нет других проблем»-27%. При этом мы, педагоги группы, наблюдаем следующие проявления (из 11 детей-100%): 18% детей имеют пограничное состояние с ЗПР?, 27% с СДВГ?, 27% склонны к истерическим проявлениям, 18% склонны к проявлению агрессии, у 9% энкопрез, 36% выраженный негативизм, у 9% энурез, 36% повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, 80% сниженное восприятие...
-
К сожалению, большинство родителей имеют очень низкую педагогическую осведомлённость, грамотность. И это не смотря на то, что в данном случае нет семей, называемых «неблагополучными». Проживают эти семьи в городе, являющемся областным центром, с разветвлённой инфраструктурой, информационной сетью, несколькими ВУЗами, среди которых педагогический и медицинский, множеством педагогов, психологов… И, не смотря на всё это, представление данных семьях о проблемах своих детей таково. Мы посчитали, что эту ситуацию необходимо изменить: невозможно воспитать ребёнка полноценной личностью, социализировать его, обеспечить ему принятие общества, если родители считают своих детей просто ленивыми и неусидчивыми, и не видят реальных причин состояния собственных детей, а так же способов решения этих проблем.
-
По результатам исследований ряда авторов (Мастюкова Е. Чиркина Г. В., Филичева Т. Б.) «дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям». Происходит это вследствие того, что развитие речи при наличии ОНР осуществляется на фоне функциональных или органических нарушений деятельности ЦНС. По мнению Г.В.Чиркиной, основными особенностями познавательной сферы детей-логопатов являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы; недостаточная концентрация и устойчивость внимания; слабость в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики; трудности пространственного гнозиса и праксиса. Без целенаправленной коррекционной работы данные трудности в дальнейшем выражаются резче и грубее, и приводят к различным школьным трудностям: к отсутствию интереса к обучению, сужению объема памяти, ошибкам и трудностям запоминания, трудностям и ошибкам в овладении письмом, слабому овладению грамматикой.
-
По наблюдениям ряда авторов (Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, И. Ю. Левченко, О. Е. Грибовой) к психолого-педагогическим особенностям детей с нарушениями речи относятся так же: быстрая пресыщаемость, утомляемость от любого вида деятельности; повышенная раздражительность, возбудимость, повышенная двигательная расторможенность, сменяющаяся быстрым резким переутомлением, этим детям сложно спокойно сидеть, им «мешают» собственные руки и даже ноги и т.п.; подавляющее большинство детей с ТНР эмоционально неустойчивы, их настроение быстро меняется, возникают скачки настроения, проявляются агрессия, беспокойство. Зачастую у детей с ОНР, дизартриями отмечаются низкая устойчивость внимания и памяти, особенно речевой, слабый уровень понимания словесных инструкций, особенно многоступенчатых, слабый уровень самоконтроля за деятельностью, нарушение познавательной деятельности, слабая умственная работоспособность. Нередки проявления негативизма, агрессии.
-
Со всеми этими особенностя- ми мы познакомили родите- лей на первом родительском собрании. Но такого рода сообщения- неэффективная мера. Нами было принято решение о необходимости проведения цикла совместных с родителями творческих мастерских, где будут показаны некоторые приёмы повышения продуктивности контакта с детьми, а так же будут раскрыты особенности психического состояния детей-логопатов.
-
В процессе проведения совместно с родите- лями творческих мастерских, педа- гогами группы наглядно были продемонстрированы приёмы, повышающие продуктивность, результативность контакта с детьми в различных видах деятельности:
-
Ободрение, дружелюбный тон в общении с ребёнком-логопатом. Позитивный настрой, убеждённость в положительном результате в работе с ребёнком- залог успеха. Подробный, дробный характер инструкций, при том условии, что эта инструкция максимально- трёхступенчатая. Частые, даже систематические переключения внимания ребёнка на другие, более желаемые, игровые моменты. Это могут быть динамические паузы, упражнения на развитие мелкой моторики. Чёткий контроль за состоянием ребёнка, избегание переутомления, проявляющегося как в повышенной расторможенности, так и в подавленности, вялости. Следует избегать формулировок: «Неправильно», « У тебя не вышло», «Не так, надо по другому». Эти формулировки (констатация неудачи) ещё больше снижают самооценку ребёнка и начисто лишают желания стараться, достигать цели. Лучше заменить их на «Уже лучше», «Молодец, начинает получаться». Доводите начатое дело конца- за один подход или за несколько, выполняя дробно- доводите дело до конца! В результате не только взрослый, но и ребёнок получит удовлетворение. И самооценка у ребёнка будет повышаться- достигать это здорово!
-
После цикла творческих мастерских родителям были предложены анкеты со следующими вопросами: Можете ли Вы обозначить проблемы ребёнка по другому, чем «леность» и «неусидчивость»? Все 100% родителей, принимавших участие в творческих мастерских смогли назвать значительно больше сложностей, присущих ребёнку. Увидели ли Вы какие-то новые приёмы, помогающие улучшить результат выполняемой работы с ребёнком? Большинство родителей, посещавших занятия в творческих мастерских, поняли и необходимость переключений на динамические паузы, и необходимость частых дробных инструкций, и необходимость подразделить работу на несколько частей, этапов, повышение самооценки ребёнка. Хотелось бы Вам продолжить цикл занятий творчеством совместно с ребёнком в группе? Все 100% родителей, посещавших занятия в творческих мастерских, ответили утвердительно.
-
Таким образом, можно утверждать, что ситуация по пониманию реального состояния детей- логопатов их родителями, имеет положительный результат. Конечно, ситуация ещё далека от идеальной, но она уже лучше, чем была до занятий.
-
Источники:
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р. Е. Левиной М., Просвещение, 1965., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. - М., 1993. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. Ковшиков В.А.. Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной. 8. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб.. 1994. 9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.