Содержание
-
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛУХ»
СЛУХ - это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать, различать звуки. Показатели функции слуховой системы: диапазон слышимости частот; чувствительность слуха к звукам этого диапазона; дифференциальная чувствительность по частоте и интенсивности – пороги чувствительности; пространственная и временная разрешающая способность слуха. Диапазон частот, воспринимаемых взрослым человеком, охватывает около 10 октав музыкальной шкалы - от 16-20 Гц до 16-20 кГц. По данным Г. Бекеши, после 40 лет верхняя частота слышимых звуков уменьшается на 80 Гц каждые последующие полгода.
-
Факторы снижения слуха
В настоящее время факторы, вызывающие патологию слуха или способствующие её развитию, подразделяют на три группы: - факторы наследственного генеза, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственного снижения слуха. - факторы патологического воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственного отягощающего фона), которые вызывают появление врожденных нарушений слуха. - факторы, действующие на орган слуха здорового от рождения ребёнка в один из периодов его развития, – приобретённые нарушения слуха. Слуховойаппарат ребёнка особенно чувствителен к действию патогенных факторов с 4-й недели беременности до 4-5 лет жизни. При этом в разные возрастные сроки могут поражаться различные звенья слухового анализатора.
-
Наследственные нарушения слуха
Наследственные факторы могут передаваться по доминантному и рецессивному типу или через ген, связанный с Х-хромосомой. По аутосомно-доминантномутипу снижение слуха наследуется по вертикали от более старшего к младшему поколению. Угроза рождения ребенка с нарушением слуха при заболевании одного из родителей составляет 50 %. При аутосомно-рецессивномтипе родители могут являться носителями мутантного гена, но сами быть клинически здоровыми. Гомозиготное состояние они могут передать 25 % своего потомства. Однако при рецессивном типе нарушения даже оба глухих родителя могут иметь нормально слышащих детей.
-
Около 75% всех случаев наследственной тугоухости относятся к рецессивным несиндромальным формам нарушения слуха(РННС) или рецессивной несиндромальной тугоухости. Поднесиндромальнойформой понимают то, что снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем, которые передавались бы по наследству вместе с тугоухостью, что имеет место при синдромальных формах (например, синдром Пендреда, синдромВаардербурга, БОР-синдром, синдром Стиклера, Болезнь Педжета, синдром Джервелла-Ланге-Нильсена, синдромУшера и др.).
-
Врожденные нарушения слуха
Врождённая патология слуха выявляется у 27,7 % обследованных детей, страдающих разной степенью снижения слуха. Причинами такой патологии являются: Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, сифилис, корь); Общесоматические заболевания матери во время беременности; Хронические патологии у матери во время беременности (сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз, авитаминоз, тромбоцитопения и др.) Различные интоксикации антибиотиками (группы аминогликозидов, а также производные хинина), алкоголем, наркотическими средствами, радиационное облучение, химическое отравление во время беременности; Несовместимость плода и матери по резус-фактору или принадлежность к разным группам крови; Патология беременности, родов (гипоксия, асфиксия, наложение щипцов и т.п.); Недоношенность, а также роды, протекающие с различными осложнениями.
-
Приобретенные нарушения слуха
Поражение слухового прохода в результате попадания инородных тел или образования серной пробки; Различные заболевания ЛОР-органов (воспаление аденоидов, острый или хронический ринит); Заболевания среднего уха (хронический, гнойный, экссудативный средние отиты); Различные травмы (механические, акустические, баротравмы, ожоги и т.п. ); Различные инфекционные заболевания (корь, паротит, краснуха, грипп, скарлатина, коклюш, нейроинфекции (менингит, энцефалит) и т.п.; Воздействие ототоксических антибиотиков (стрептомицин, мономицин, неомицин, лицерин, гентамицин); Профессиональные вредности (длительное (многолетнее) воздействие производственного шума, вибрации (преимущественно высокочастотного).
-
Классификации нарушений слуха
-
Понятие «нарушение слуха» используется для всех видов патологии органа слуха. Различают два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии речи и самостоятельном овладении речью. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.
-
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). Ее отличие от ранее разработанных в том, что диагноз глухота ставится при меньшей степени потери слуха (75...80 дБ). Устанавливается степень тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц). Нейман Лев Владимирович доктор медицинских наук, профессор (1902 - 1977)
-
Классификация тугоухости по Л.В. Нейману
Критерий: средняя потеря слуха в речевом диапазоне(на частотах от 500 до 4000 Гц.). Выделяют три степени тугоухости: I-я ст. – снижение слуха до 50 дБ (для ребёнка остается доступным речевое общение. Он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м, шёпот около уха); II-я ст. – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ (речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шёпот не воспринимается); III-я ст. – потеря слуха от 70 до 85 дБ (общение нарушено, т.к. речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха, шёпот не воспринимается. Снижение слуха свыше 85 дБ рассматривается как глухота.
-
Классификация глухоты по Л.В. Нейману
Критерий: объём диапазона воспринимаемых частот. Выделены четыре слуховые группы глухих детей, имеющих остатки слуха: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки до 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.
-
Международная классификация нарушений слуха
При оценке потерь слуха у пациента определяют пороги слуха (от самых громкость до самых тихих звуков, которые он может слышать). Пороги слуха измеряют в децибелах (дБ), чем хуже человек слышит, тем большие пороги слуха он имеет. Пороги слуха измеряются для звуков разной высоты (частоты, Гц) и таким образом получают аудиограмму. Степень потери слуха определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В Международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне, при этом оцениваются средние пороги слуха для тонов 500,1000, 2000,4000 Гц. 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25-40 дБ; 2-я степень — 40-55 дБ; 3-я степень — 56-70 дБ; 4-я степень — 71-90 дБ. Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
-
Типы нарушений слуха
Критерий: нарушение механизма преобразования звуковых сигналов: - Кондуктивная тугоухость (нарушение механизма звукопроведения); - Нейросенсорная тугоухость (нарушение механизма звуковосприятия); - Смешанная тугоухость (нарушение звукопроведения и звуковосприятия). Критерий: причина нарушения слуха: - Наследственные; - Врождённые; - Приобретённые
-
Критерий: локализация повреждения: - Периферические нарушения слуха (поражение наружного, среднего, внутреннего уха, нейронов спирального ганглия и слухового нерва); - Центральные нарушения слуха (повреждение подкорковых и корковых центров слуховой системы). Критерий: сторона повреждения: - Одностороннее нарушение слуха (повреждение одного какого либо уха); - Двустороннее нарушение слуха (повреждение левого и правого уха).
-
Критерий: возраст начала возникновения нарушения слуха в связи с развитием речи: - Врождённые нарушения слуха (с момента рождения); - Долингвальные нарушения слуха (в период с рождения до 1 года); - Перилингвальные нарушения слуха (в период активного овладения речью 1-5 лет); - Постлингвальные нарушения слуха (после 5 лет). Критерий: разница в средней потери слуха при двустороннем нарушении: - Симметричное нарушение слуха(разница не более 10дБ); - Асимметричное нарушение слуха(разница более 10дБ).
-
Критерий: характер течения заболевания нарушения слуха: - Острое нарушение слуха (длится не более 3-х месяцев); - Хроническое нарушение слуха (более 3-х месяцев); - Проградиентноенарушение слуха (постепенно ухудшающееся).
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ГЛУХИЕ ДЕТИ СЛАБО СЛЫШАЩИЕ ДЕТИ дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. К ним относятся дети со снижением слуха от 20 до 75 дБ.
-
Если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органа слуха занимают неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование современной аудиомузыкальной техники – плейеров). Важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста, которые можно установить на основе тщательного изучения анамнестических данных. Это прежде всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, особенно такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например расщелинами губы и нёба, а также при недоношенности, когда вес при рождении составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отрицательно влиять неблагополучные роды.
-
Методы выявления нарушения слуха у детей
Существует государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает: в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; в детских поликлиниках по месту жительства — обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрипинг-методике с использованием звукореакто-теста (ЗРТ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет (центр, отделение); в сурдологических кабинетах — проведение комплексного медико-педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.
-
Речевая аудиометрия позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи. Восприятие слабослышащим специально подобранных списков высокочастотных и низкочастотных слов переменной громкости позволяет аудиологам определить реальные границы восприятия и понимания слабослышащим словесной речи и соответственно более точно подобрать и настроить для него слуховой аппарат. Диагностика состояния слуховой функции человека находится сегодня на таком уровне развития, который позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Существуют тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, детская аудиометрия, аудиометрия раннего возраста и др. Тональная аудиометрия - исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе звука. Задача обследуемого - внимательно следить за своим восприятием звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте (в герцах) и по интенсивности (в децибелах) фиксируются в аудиограмме. Тональная аудиометрия применяется при обследовании состояния слуховой функции у взрослых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно подойти к этой процедуре (в 8-10 лет). Для детей раннего и дошкольного возраста этот способ исследования слуха неэффективен.
-
Приемы речевой аудиометрии позволяют педагогу массового детского сада или школы, родителям без специальных технических средств провести первичную проверку слуха у ребенка при наличии симптомов его нарушения. Выбор способа исследования слуха у детей зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентрации внимания, готовности к сотрудничеству, а также от его самочувствия на момент обследования. Существует два основных способа исследования слуха у маленьких детей: до и после трех лет. Для исследования слуха у детей от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять глаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за спиной и найти источник звука. Очень маленький ребенок может заплакать). Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблюдая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму (которая не будет отражать абсолютно точно состояние слуховой функции ребенка). У детей после трех лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при обследовании взрослых, но способ обследования иной: ребенка постепенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью игры, которая ему доступна. Например, ребенок при каждом восприятии услышанного им звукового тона кладет в стоящую перед ним коробочку кубик (или совершает какое-либо другое, интересное для него игровое действие).
-
Технические возможности компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции отражают развитие возможностей техники и технологий в целом. Прообраз первого слухового аппарата (микрофон и телефонная трубка), телефон, был изобретен А. Г. Беллом в 1875 г. В начале XX в. была изобретена электронная лампа, позволяющая во много раз усиливать электрические колебания, что сняло все препятствия для развития производства слуховых аппаратов. В 1901 г. в США был запатентован первый основанный на этом принципе слуховой аппарат под названием «Акустикой». Однако непомерные размеры и вес затрудняли его применение.С тех пор технический прогресс в создании слуховых аппаратов был направлен на: миниатюризацию (от устройства значительных размеров до современного слухового аппарата, свободно помещающегося в наружном слуховом проходе в виде вкладыша); совершенствование качества передачи звуковой информации; комфортность пользования; учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей органа слуха и возможностей каждого пользователя; надежность.
-
Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет сегодня в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация - это частичная имплантация (за ушной раковиной) при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухопротезирующей системы. Далеко не всем неслышащим специалисты рекомендуют кохлеарную имплантацию. Она показана тем, кто отвечает следующим медицинским, психологическим и логопедическим критериям: имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно пользование общепринятыми слуховыми аппаратами, имеются функционирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего уха и заболевания, ослабляющие иммунную систему, имеется общее хорошее состояние здоровья; сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутствует снижение интеллектуальных возможностей и нет психических заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окружение, существуют реалистические ожидания последствий данной операции и позитивная мотивация;
-
Опираясь на психологическую концепцию школы Л.С.Выготского, его ученица Р.М.Боскис провела исследование особенностей развития детей с недостатками слуха. Результаты легли в основу созданной ею педагогической классификации детей с нарушениями слуха. Творчески применив учение Л.С.Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные (связанные непосредственно с дефектом, в данном случае со слуховой недостаточностью) и факторы вторичные (производные от первых, возникшие как результат своеобразного развития ребенка), Р.М.Боскис разработала научное обоснование их классификации, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время возникновения нарушения слуха. Боскис Рахиль Марковна Ученая степень: доктор педагогических наук Место работы: ученый-дефектолог, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук
-
глухие состояние слуха не создает возможности для спонтанного формирования речи Основные группы детей с недостатками слуха слабослышащие возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в min степени ранооглохшие дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (до 2 лет) позднооглохшие дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована слабослышащие дети, имеющие на момент поступления в школу тяжелое недоразвитие речи слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении категории
-
специальная школа для глухих детей Типы школ специальная школа для слабослышащих и позднооглохших I тип II тип для детей, владеющих развернутой речью отделения для детей с глубоким речевым недоразвитием
-
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ОПОРА НА СОХРАННЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ
-
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА I ВИДА Увеличение срока обучения Занятия по формированию звукопроизношения Формирование специфических форм речи: жестовой, чтения с губ, дактильной речи Обучение проводят сурдопедагог и сурдопсихолог Проведение занятий по развитию слухового восприятия Занятия социальной направленности
-
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИЧтение с губ
Схематическое изображение киношрифта, из которого состоит слово «шуба»
-
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИДактильная речь
-
ОБУЧЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОАППАРАТУРЫ: ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ ОПОРА НА ОСТАТОЧНЫЙ СЛУХ МИКРОФОНОВ, НАУШНИКОВ АУДИО-ТЕЛЕАППАРАТУРЫ КОМПЬЮТЕРОВ
-
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА II ВИДА Увеличение срока обучения Создание специальных условий для фронтального обучения – микрофонные классы Обучение проводит сурдопедагог Использование специальных индивидуальных аудиосредств Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения Использование специальной системы обучения языку, обучение чтению с губ
-
Образовательные учреждения для детей с нарушенным слухом
Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей (принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей (в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей) Сурдологические центры и кабинеты. Центры реабилитации и коррекции.
-
Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха
-
Ощущения и восприятие Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
-
Внимание зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры. Память давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
-
Абстрагирование Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.
-
Воображение образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть. Мышление долгое время преобладает наглядно- образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.
-
Психологическиеособенности формирования речи у неслышащих детей
Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.
-
Письменная речь
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.
-
Мимико-жестовая речь
Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).
-
Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащихдетей, появлению фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий. Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.
-
Самооценка и уровень притязаний
Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.
-
Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих
-
Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается.
-
У глухих детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
-
Интересы и жизненные ценности
Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей - счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).
-
Учебная деятельность
Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.
-
Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы, у других - к бездеятельности и иждивенчеству.
-
Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке.
-
Межличностные отношения
В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.
-
Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.
-
Самочувствие
Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.
-
Двигательная сфера
У неслышащих наблюдается: -недостаточно точная координация и неуверенность движений. -замедленность в овладении двигательными навыками. -трудности в овладении статического и динамического равновесия. -нарушение плавности и синхронности движения. -низкий уровень пространственной ориентировки. -замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.
-
Психологические особенности детей с нарушением слуха
Нарушение речи напрямую зависит от степени поражения слуха и времени возникновения дефекта; Обострение зрительного и тактильного восприятия; Сниженная двигательная активность и координация; Сложности концентрации внимания и соотнесения слова и предмета; Более позднее овладение понятийным мышлением, логической памятью.
-
Особенности личности
Неточные и фрагментарные представления о себе и окружающих; Сложности коммуникации и взаимодействия; Снижение самооценки, уровня притязаний, самокритичность, Эгоцентричность и инфантилизм; Трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки; Затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний и выделение и осознание личностных качеств.
-
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
-
Специфические принципы процесса обучения
Коррекционно-компенсирующая направленность обучения Единство процесса обучения основам наук и процесса формирования словесной речи Опора на предметно-практическую деятельность Интенсификация речевого общения Интенсивное развитие слухового восприятия
-
Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Раннее слухопротезирование Раннее начало обучения чтению Использование вспомогательных средств обучения: письменная речь, дактилология
-
Модели интеграции
временная интеграция: объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий; частичная интеграция: включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы; комбинированная интеграция: 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога; полная интеграция: ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь
-
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХАПедагог должен соблюдать следующие правила:
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТЕСНУЮ СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ И МЕДРАБОТНИКОМ ПОСАДИТЬ РЕБЕНКА ЗА ПЕРВУЮ ПАРТУ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ МАТЕРИАЛА СТОЯТЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, С ЧЕТКОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВТОРНО ОБЪЯСНИТЬ МАТЕРИАЛ
-
Инклюзивное обучение
Таких детей следует рассаживать ближе к педагогу, обращать внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел лицо педагога, при объяснении материала громко и четко произносить слова, давая задания, следует проверять, насколько четко дети восприняли на слух сообщаемый материал, при необходимости повторить задание.
-
При оценке их работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, то не следует снижать оценки. Важно учитывать, что эти дети, являясь полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают свои неудачи, теряют уверенность в своих силах, иногда в связи с этим у них появляется повышенная раздражительность. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других детей его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию.
-
С такими детьми следует проводить индивидуальные занятия, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова, обогащению словарного запаса. Важно разъяснить родителям природу трудностей ребенка в обучении, показать, как правильно помогать готовить домашнее задание, обратить внимание родителей на важность и необходимость выработки в семье требований к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком.
-
Основные направления коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога:
-
Этапы работы по развитию слухового восприятия
К организации работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся на уроках и во внеклассное время предъявляется ряд требований.Работа по развитию слухового восприятия школьников с нарушением слуха основывается на поэтапном формировании слуховых представлений.
-
I этап – восприятие речевого материала
Целью работы является формирование (уточнение) слуховых представлений ребенка, формирование точного слухового образа определенной речевой единицы (слова, фразы). Этап восприятия предполагает обязательное использование наглядной опоры (табличек, картинок, реальных предметов) и четко определенную последовательность предъявления ребенку речевого материала (ребенок знает, что он будет слушать и в какой последовательности).
-
Методика работы. Учитель раскладывает перед учеником таблички с записанными на них фразами и дает инструкцию: «Слушай по порядку». Указывая на соответствующую табличку, предъявляет фразу на слух (за экраном). Ученик воспроизводит фразу. Аналогично проводится работа с оставшимся речевым материалом.
-
Этап восприятия речевого материала планируется только при значительном нарушении слуха ребенка (более 70 дБ). Восприятие материала осуществляется как на слухо-зрительной, так и на слуховой основах.
-
II этап – различение речевого материала
Цель работы – формирование умения дифференцировать на слух знакомый по звучанию речевой материал в ситуации ограниченного наглядного выбора (ребенок знает, что он будет слушать, но не знает,в какой последовательности).
-
На этом этапе начинают образовываться связи между зрительным, кинестетическим и слуховым анализаторами. Меру сложности таких заданий при организации индивидуальной работы определяет количество речевых единиц, предлагаемых ребенку (выбор из 2-3-х, 4-5-ти, 8-10-ти фраз). Различение также осуществляется слухо-зрительно и на слух.
-
Методика работы. Учитель раскладывает перед учеником таблички с записанными на них словами, дает инструкцию: «Слушай не по порядку» и предъявляет слова на слух в произвольной последовательности Ученик должен определить, какое именно слово произнес учитель-дефектолог.
-
Реакции ребенка на воспринятый речевой стимул должны быть естественными: при восприятии поручения ребенок должен его выполнить (не повторяя его), в ответ на вопрос – дать полный или краткий ответ (в зависимости от ситуации коммуникации). Следует подчеркнуть, что работа по различению ведется на «удобном» для ребенка расстоянии, т.е. таком, при котором ребенок в состоянии дифференцировать слова (фразы). Постепенно расстояние увеличивается.
-
III этап – опознавание речевого материала (слухо-зрительно, на слух)
Целью работы является формирование умения дифференцированно воспринимать знакомый по звучанию речевой материал вне ситуации наглядного выбора (ребенок не знает, что он будет слушать).
-
Переход к данному этапу возможен тогда, когда «слуховой словарь» ребенка в определенной мере пополнился, т.е. на этапе опознавания предъявляется материал, отработанный на предыдущих этапах. Этот речевой материал должен быть разнообразным как по тематике, так и по семантике
-
Методика работы. Учитель-дефектолог дает инструкцию: «Слушай» и предъявляет фразы, которые были отработаны на занятиях по развитию слухового восприятия ранее. Ученик должен воспроизвести их (ответить на вопрос, выполнить поручение).
-
IV этап – распознавание на слух речевого материала
предполагает восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т.е. незнакомого по звучанию. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
-
Необходимо подчеркнуть,
что этот этап является основным при работе со слабослышащими детьми, так как именно формирование умения воспринимать на слух материал, незнакомый по звучанию, будет способствовать подготовке ребенка с нарушением слуха к осуществлению коммуникации со слышащими людьми
-
В процессе работы по развитию слухового восприятия формируются и уточняются слуховые образы слов, фраз, что позволяет ребенку в дальнейшем, в процессе общения с окружающими людьми, использовать свой остаточный слух при слухо-зрительном восприятии речи собеседника
-
В процессе целенаправленной слуховой работы происходит своеобразное «перемещение» речевого материала: тот материал, который был отработан на этапе различения, предлагается для опознавания, а для различения планируется новый материал (отработанный на этапе восприятия).
-
Такая преемственность работы по формированию слуховых представлений детей с нарушением слуха будет способствовать развитию слухо-речевых способностей ребенка. При этом для каждого индивидуального занятия обязательно планируется речевой материал и для различения, и для опознавания, и для распознавания.
-
Учет состояния слуховой функции
Индивидуализация коррекционной работы по развитию слухового восприятия невозможна без учета состояния слуховой функции учащихся. Дети с нарушением слуха имеют как разную степень потери слуха (динамический диапазон слуха), так и различные возможности восприятия частотного диапазона звуков. Кроме того, частотный диапазон звуков, доступных восприятию учащихся, может быть разным при одинаковой степени нарушения.
-
Для правильной организации слуховой работы учитель-дефектолог должен прежде всего осуществить педагогический анализ аудиограммы каждого ученика и определить: а) среднюю степень потери слуха; б) диапазон воспринимаемых ребенком частот; в) примерное расстояние, на котором ребенок может воспринимать речь разговорной громкости.
-
Список литературы
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., 1991. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.