Презентация на тему "Основные центры художественной росписи по дереву в России"

Презентация: Основные центры художественной росписи по дереву в России
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Основные центры художественной росписи по дереву в России", состоящую из 35 слайдов. Размер файла 2.83 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основные центры художественной росписи по дереву в России
    Слайд 1

    Основные центры художественной росписи по дереву в России

    Выполнила: Педагог доп. образования по ИЗО деятельности Каширина А.А.

  • Слайд 2

    Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

  • Слайд 3

    Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д..

  • Слайд 4

    Северные центры росписи:

    Мезенская Пинежская  Печорская (пижемская)   Вологодская    Олонецкая (онежская)    Северодвинская     Пермогорская     Верхнеуфтюгская    Ракульская    Борецкая     Нижнетоемская     Пичужская     Шенкурская     Каргопольская    

  • Слайд 5

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

  • Слайд 6

    Пинежская роспись

    Роспись, близкую к палащельской, можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге, притоке Северной Двины. Грубоватый получался рисунок, гораздо меньше было элементов, не такое плотное заполнение плоскости орнаментом, отсутствие летящих линий и многих «закорючек».  

  • Слайд 7

    Печорская(пижемская) роспись

    На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края.

  • Слайд 8

    Вологодская роспись

    Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность. Особую известность приобрела так называемая вологодская хохлома. Это голубая роспись по серебру, придуманная именно в Вологде.

  • Слайд 9

    Олонецкая (онежская)

    Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера

  • Слайд 10

    Северодвинская роспись

    Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

  • Слайд 11

    Пермогорскаяроспись

    Колористикапромысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

  • Слайд 12

    Верхнеуфтюгская 

    Верхнеуфтюгскаяроспись по дереву была истинно народным искусством, ее основная тема - крестьянская жизнь на фоне природы. Стилизованные изображения растений встречаются на туесах, прялках, резных наличниках. Часто художники изображали птиц. Среди них - популярные на всем Севере лебеди, а также куры, голуби и даже павлины

  • Слайд 13

    Ракульская роспись

    В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

  • Слайд 14

    Борецкая роспись

    Борецкаятехника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы. Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

  • Слайд 15

    Нижнетоемскаяроспись

    Нижнетоемскиепрялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно "коренушки", то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева.

  • Слайд 16

    Пичужскаяроспись

    В основе пучужской росписи по дереву лежит яркий рисунок, в котором преобладает красный оттенок. Он был выбран как основной, основываясь не только на эстетических показателях. Данный цвет нес в себе и практическое назначение. При ежедневной эксплуатации древесина теряла внешний вид. Чтобы как можно дольше сохранить нарядность изделиям, узор выполнялся в ярких, контрастных тонах

  • Слайд 17

    Шенкурская роспись

    Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний. Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

  • Слайд 18

    Каргопольскаяроспись

    Каргопольскаяроспись по дереву, весьма оригинальная, не похожая на другие северные росписи, так как сочетает в себе резьбу и роспись одновременно. 

  • Слайд 19

    Поморская роспись

    Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний. Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

  • Слайд 20

    Центр Росии:

    Костромская Загорская (Сергиев Посад) Мстёрская Тверская

  • Слайд 21

    Костромская роспись

    Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон, на котором писали крупные распластанные розаны с белыми оживками, ягоды и фрукты. Жанровые сцены были редкостью, но не исключением.

  • Слайд 22

    Загорская роспись (Сергиев Посад)

    Загорская роспись – это сочетание выжигания и росписи по дереву. Родоначальник этого стиля Владимир Иванович Соколов.

  • Слайд 23

    Мстёрскаяроспись

    Характерной особенностью мстёрской живописи является ярко выраженная декоративность, разнообразие колорита, которые составляют единое целое с общим тоном композиции. Живопись на изделиях напоминает панно, она отличается цветовым многообразием, но при этом преобладают голубоватый, красный и охристо-жёлтые тона.

  • Слайд 24

    Тверскаяроспись

    В Тверской росписи преобладают незамысловатые растительные орнаменты с использованием белого цвета.

  • Слайд 25

    Поволжская роспись:

    Городецкая Хохломская Мериновская Семеновская Полховско-Майданская

  • Слайд 26

    Городецкая роспись

    Мастера городецкой росписи для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

  • Слайд 27

    Хохломская роспись

    Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

  • Слайд 28

    Мериновскаяроспись

    Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится мериновская роспись

  • Слайд 29

    Семеновская роспись

    История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству.Семеновцыусложняли роспись: они использовали эффектное фоновое письмо – нарядная роспись считалась более трудоемкой, нежели знаменитая хохломская.

  • Слайд 30

    Полховско-Майданскаяроспись

    Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

  • Слайд 31

    Урало-сибирская роспись

    Уральская роспись по дереву – это следующие особенности: один цвет для всей зелени; один цвет для группы цветов; один цвет для ягод; цвета в росписи контрастируют с цветом фона; разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон; для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом); черный цвет используется для приписок.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Алтайская роспись

     Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанны­ми движениями кисти приемом "разбел". Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При на­писании цветов получали объем­ные лепестки, построенные на цветотени. Непременным моти­вом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цве­тами, или куст, растущий из вазона. 

  • Слайд 34

    Искусство росписи по дереву – это исконно русское достояние, которое наш народ не должен забывать. 

  • Слайд 35

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке