Презентация на тему "Основы эмбриологии человека(особенности внутриутробного и постнатального развития человека)"

Презентация: Основы эмбриологии человека(особенности внутриутробного и постнатального развития человека)
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Основы эмбриологии человека(особенности внутриутробного и постнатального развития человека)". Содержит 43 слайдов. Скачать файл 2.15 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы эмбриологии человека(особенности внутриутробного и постнатального развития человека)
    Слайд 1

    Основы эмбриологии человека(особенности внутриутробного и постнатального развития человека)

  • Слайд 2

    эволюция нервной системы живых существ (филогенез нервной системы)

    В процессе многомиллионных лет эволюции живых организмов у них постоянно развивалась и усложнялась нервная система. При этом усложнение ЦНС у животных происходило в основном за счет процесса цефализации (разростания краниального отдела нервной трубки). Именно с появлением нервной системы, как считал выдающийся отечественный эмбриолог А.Н. Северцов, живые организмы получили возможность быстрой адаптации к изменяющимся факторам среды.

  • Слайд 3

    Северцов Алексей Николаевич (1866-1936). Выдающийся отечественный морфолог, биолог, эмбриолог. А.Н. Северцов является основа-телем теории эволюционной морфологии животных. Данное направление было посвящено изучению законо-мерностей процесса эволюции живых организмов. В своей теории автор опи-сывает частные (и общие меха-низмаы приспособления живых организмов к окружающей сре-де.

  • Слайд 4

    Шмальгаузен  Иван Иванович (1884-1963), советский теоретик эволюционного учения, академик АН СССР. Ученик А. Н. Северце- ва. И.И. Шмальгаузеном написана масса ра- бот по сравнительной анатомии и эволюци- онной морфологии, феногенетике и др. Автор концепции ароморфногомеханиз- ма эволюции (ароморфоза), объясняющей основные этапы антропогенеза.

  • Слайд 5

    Особенности филогенеза нервной системы у живых организмов

    В процессе филогенеза нервная система пос- ледовательно проходила три основные стадии. На первом этапе эволюции сформировалась наиболее просто устроенная сетевидная (или диф- фузная) нервная система. В ней разазличают два вида клеток: -одни специлиазированы на приеме информации извне. Такие клетки называются рецепторными клетками; -другие находятся в глубине организма, связаны отростками друг с другом и с клетками, обеспечи- вающими ответную реакцию. Эти клетки называ- ваютсяэффекторными клетками.

  • Слайд 6

    Узловая нервная система

    Второй этап филогенеза нервной системы - (этап формированиянервной системы узловой формы, хара- ктерной для насекомых и червей и др.) В ходе развития у них образуются узлы (скопление нервных клеток), которые соединяются между собой поперечными и продольными нервными стволами. От этих узлов отходят нервы, разветвления которых заканчиваются в пределах данного сегмента. Эти нервы иннервируют сегменты тела. В головном конце тела располагается одна пара бо- лее крупных узлов. Эти узлы развиты сильнее других и являются прообразом головного мозга.

  • Слайд 7

    Трубчатая нервная система

    Третий этап развития нервной системы состоит в том, что нервные клетки формируют продолговатый неп- рерывный нервный тяж, внутри которого имеется полость (трубчатая нервная система) Строение нервной системы в виде нервной трубки характерно для всех представителей хордовых. 1. Трубчатая нервная система состоит из ряда однотип- типных, повторяющихся структур, или сегментов. 2. Отростки нейронов, входящих в состав данного нер- вного сегмента, иннервируют определенный участок тела и его мускулатуру. 3. Типичным представителем трубчатой нервной сис- темы является спинной мозг.

  • Слайд 8

    Два этапа формирования Ц Н С

    Согласно представлениям выдающегося отечественного фи- зиолога академика Леона Абгаровича Орбели в процессе фи- логенеза центральной нервной системы определяются два ос- новных этапа. Спинальный этап формирования центральной нервной системы, завершился образованием спинного мозга. В ходе дальнейшей эволюции центральной нервной систе- мы наблюдается этап цефализации(этап образования голов- ного мозга), за счет перемещения многих функций и систем ин- теграции из спинного мозга в головной и значительного увели- чения массы последнего.

  • Слайд 9

    Орбели Леон Абгарович(1882-1958).

    Выдающийся отечественный физиолог. Академик АМН СССР. Ученик И.П. Павлова. Орбели Л.А. являлся основоположником эволюци- онционной физиологии. Многие годы руководил Институтом эволюционной физиологии. Под руководством Орбели Л.А. выполнен ряд ра- бот, в т.ч., работы по изучению: -роли вегетативной нервной системы в жизне- деятельности человека; -закономерностей процессов адаптации организ- ма в ходе эволюции к условиям окружающей среды.

  • Слайд 10

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА (ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА)

    Основы эмбриологии, как от- дельной науки, были заложены в России, крупнейшим русским академиком Карлом Бэром (1792- -1876 гг). Академиком Карлом Бэром, в 1827 г. были выделены: -яйцеклетка животного; -описаны первичные зародыше- вые листки, дающие начало разви- тию органов и систем человека.

  • Слайд 11

    Закон Эрнста Геккеля и Франца Мюллера

    В 1866 г. немецкий исследователь Эрнст Генрих Геккель (1834- 1919 гг.) сформулировал основной за- кон: в онтогенезе повторяется филоге- нез. Однако такое повторение неполное и неодинаковое по времени для разных органов. Те органы, которые начинают функ- ционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе, нежели те, которые включаются в работу позже.

  • Слайд 12

    Периоды онтогенеза человека

    В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода: 1 период. Внутриутробный(перинатальный, от греч. natos - рождение) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка. 2 период. Внеутробный, (постнатальный), когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от От момента рождения ребенка до самой смерти человека.

  • Слайд 13

    Пренатальный онтогенез(внутриутробный период развития)

    Внутриутробный период (пренатальный онтогенез) про- должается от зачатья до рождения и включает в себя 280 суток (9 календарных месяцев). В свою очередь внутриутробныйпериод делится на 2 фазы: А. Эмбриональная фаза (первые 8 недель), когда происхо- дит начальное развитие зародыша (эмбриона) и когда завершает- ся основная закладка органов. Б. Фетальная фаза (греч. fetus, плод). Продолжается с 9- недельного возраста до 9-о месяца развития плода. Именно в этот период начинают обозначаться основные внешние черты человеческого тела.

  • Слайд 14

    Развитие эмбриона в фазе А (эмбриональной фазе)

    Развитие зародыша человека в яйцеводе и матке в пе- риод эмбриональной фазы условно подразделяется на пять условных периодов: 1 период. Период оплодотворения, образования зиготы. 2 период. Период дробления зиготы на дочерние клетки. 3 период. Период гаструляции. 4 период. Период обособление тела зародыша. 5 период. Период органогенеза и гистогенеза.

  • Слайд 15

    1 период. Период оплодотворения, образова- ния зиготы. Развитие нового организма начинается с про- цесса оплодотворения (слияние сперматозодида и яйцеклетки). В данный период мужская половая клетка проникает в женскую клетку, и они, слива- ясь, образуют новый организм - зиготу, которая обладает всеми свойствами обеих половых клеток.

  • Слайд 16

    2 период. Период дробления зиготы на дочерние клетки.

    Период дробления происходит в 1-ю неделю внутриутробного развития. Непосредственно после оплодотво- рения в течение первых 3-4 дней зиго- та делится и одновременно продвига- ется по маточной (фалопьевой) трубе в сторону полости матки.

  • Слайд 17

    Имплантация зародыша в слизистую матки

    Оплодотворенная клетка (зародыш), продвигаясь по фалопьевой трубе, к концу 1-й недели попадает в полость матки и внедряется в ее слизистую оболочку. При этом имплантация (внедрение) продолжается около 40 часов.

  • Слайд 18

    Формирование бластомеров

    В результате деления зиготы образуется мно- гоклеточный пузырек- бластула (греч. blastos- росток) с полостью внутри, заполненной жидко- стью. Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Более крупные бластомеры образуют скопле- ние клеток - эмбриобласт(зачаток зародыша, зародышевый узелок). Из наружного слоя мелких клеток формиру- ются стенки пузырька - трофобласт (от греч. trophe - питание), будущая плацента . Плацента (греч. рlах- плоское тело, («детское место»)

  • Слайд 19

    3период эмбриональной фазы.Периодгаструляции.

    Период гаструляции в основном завершается в течение 2-й недели вну- триутробного развития. В этот период происходит превращение однослой- ного зародыша в трехслойный – гаструлу (греч. gaster - желудок), путем инвагинации (впячивания). К концу этого периода отчетливо определяется: 1. Наружный слой (эктодерма). 2. Внутренний (эндодерма). 3. Средний слой (мезодерма).

  • Слайд 20

    Производные первичных зародышевых листков

    Из эктодермы в дальнейшем развиваются: -нервная система; -кожа и ее производные (волосы, ногти, сальные, потовые и молочные железы); -эпителий слизистой оболочки и железы ротовой полости; -эмаль зубов; -эпителий прямой кишки; -эпителий мочевыводящих и семявыносящих путей.

  • Слайд 21

    Мезодерма дает начало развитию: -опорно-двигательного аппарата (кости, связ- ки, суставные сумки, соединительная ткань); -мышечной системе; -сердечно-сосудистой системе.

  • Слайд 22

    Эндодерма дает начало развитию: -воздухоносных путей и легкого; -желудочно-кишечнному тракту; -железам внутренней секреции (гипофиз,эпи- физ, щитовидная железа, вилочковая железа); -из эндодермы также образуется печень, под- желудочная железа.

  • Слайд 23

    Соматология-наука о связи темперамента с особенностями онтогенеза.

    В конце XIX- начале XX веков существовали целые психологические школы, которые пытались рассматривать особенности проявления темперамен- рамента человека, его характеро- логические качества и личност- ные свойства в зависимости от онтогенетических особенностей развития человека. Это направление получило свое название как соматология.

  • Слайд 24

    Основоположники соматологии

    Точки зрения о связи между особенностями тем- перамента человека и его онтогенезом придержи-вался родоначальник конституциональной психо-логииЭрнст Кречмер, опубликовавший в Герма-нии (1921 г.) свою монографию: «Строение тела и характер». В этой работе автором выделены три основных типа телосложения: -пикники; -лептосомы (астеники, в транскрипции Черноруцкого) -атлеты и была представлена зависимость меж-ду типом телосложения и психологическими качес-твами человека.

  • Слайд 25

    Соматотипы (по Эрнсту Кречмеру)

  • Слайд 26

    Основоположники соматологии

    В 1951 г. американский исследователь Уильям Шелдонпредложил систему из- мерений, которая позволяла определить «со- матотип» человека, и соответствующий ему темперамент: - висцеротоники; - соматотоники; - церебротоники. В основу формирования соматотипов было по- ложено представление об опережающем росте то- го или иного зародышевого листка во время внут- риутробного развития зародыша. Это приводило к появлению у представителей этих типов ряда черт характера и патохарактеро- логических особенностей.

  • Слайд 27

    Основные особенности темперамента (по Шелдону)

    1. Висцеротония. Расслабленность в осанке и движениях, любовь к физическом комфорту, замедленные реакции, социофилия, стабильность в эмоциональных проявлениях, лёгкость в общении и выражении чувств, бесхарактерность (типаж: Обломов, Портос).

  • Слайд 28

    Портос (актер Смиринский)

  • Слайд 29

    II. Соматотония. Уверенность в осанке, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них. Склон- ность к риску. Очень хоро- ший контроль над эмоциями. Агрессивность, психологичес- кая нечувствительность. Спартанское безразличие к боли. Отсутствие такта к окружающим, ориентация на юношеские цели и занятия.

  • Слайд 30

    III. Церебротония. Сдержанность манер и движений, чрезмерная фи- зиологическая реактивность, повы- шенная скорость реакций, склон- ность к интимности, чрезмерному умственному напряжению, тревож- ность, скрытность чувств, социо- фобия, затруднения в установлении социальных контактов, чрезмерная чувствительность к боли, хроничес- кая усталость, потребность в уедине- нии в тяжёлую минуту и др.

  • Слайд 31

    Царевич Алексей

  • Слайд 32

    4 период эмбриональной фазы (обособление тела зародыша).

    Данный периодхарактерен для конца 4-й недели внутриутробного развития.Зародыш обособляется от внезародышевых частей, рас- тет в длину и превращается в цилиндрическое образование с головным (краниальным) и хвостовым (каудальным) концами. К концу 4-й недели жизни тело эмбриона оказывается полностью окруженным содер- жимымамниона (амниотической жидкостью), которая выполняет роль защитной среды (в первую очередь от механических повреж- дений - сотрясений).

  • Слайд 33

    5 период эмбриональной фазы развития зародыша( органогенез и гистогенез)

    Данный период протекает с 5-й по 8-ю недели внутриутробного развития. Это - период раннего развития органов и систем организма будущего человека (сердца , легких, кишеч- ника, органов чувств и др.). На 7-й неделе жизни зародыша происходит зак- ладка половых органов. Своим полом ребенок обязан «половому гену»(SRY).Этот ген активируется на 7-й неделе с момента зачатия и вызывает цепь биохими- ческих реакций, в результате которых развиваются мужские половые органы (яички). Если ген SRY не пробуждается (на активируется), то развиваются жен- ские половые органы (яичники).

  • Слайд 34

    переход из эмбриональной фазы в фетальную фазу (фазу б) внутриутробного развития

    К концу 8-й недели жизни эмбриона в основном завершается закладка основных органов и систем организма. С начала 9-й недели (3-й месяц жизни зародыша) его длина тела составляет около 40 мм. Зародыш принимает вид че- ловека (лат. gomunkulus- человечек). С этого времени начинается фетальная фаза (греч. fetus- плод) внутриутробного развития плода.

  • Слайд 35

    пренатальный период развития центральной нервной системы человека

    ЦНС система человека развивается из нейро- эктодермы (участок эктодермы) наружного за- родышевого листка. Эктодермальные клетки за- родыша образуют нервную пластинку (медул- лярную пластинку), которая вначале состоит из одного слоя клеток. В дальнейшем, рост периферийных отделов этой нервной пластинки приводит к тому, чтоее края вначале сближаются, а затем срастаются. Таким образом, медуллярная пластинка, за- мыкаясь в своих дорсальных отделах, превра- щается в первичнуюнервную трубку.

  • Слайд 36

    Этап формирования двух полюсов первичной нервной трубки

    В ходе дальнейшего развития в пер- вичной нервной трубке образуются два полюса: -краниальный (головной), который дает рост структурам головного мозга) -каудальный (хвостовой), из которого в дальнейшем формируется спинной мозг

  • Слайд 37

    Этап образования первичных мозговых пузырей

    Головной (краниальный) отдел первичной нервной трубки является зачатком, из которого развивается головной мозг. Вначале головной мозг состоит трех первичных мозговых пузырей (3-я неделя). Это-передний мозговой пузырь; средний и ромбовидный (задний) мозговой пузырь. В дальнейшем, передний и ромбовидный пузыри делятся еще на две части и образуются пять вторичных мозговых пузырей, из которых на завершающем этапе внутриутробного развития формируются: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг.

  • Слайд 38

    Внеутробный период развития организма (постнатальный период)

    В постнатальном периоде жизни человека различают следующие возрастные периоды: 1.Период новорожденности ( до 1 месяца после рождения). 2. Период вскармливания грудью (грудной возраст): от 4 недель до 1 года.

  • Слайд 39

    3. Период молочных зубов (нейтральное детство) охватывает возраст от 1 до 7 лет. 4. Период отрочества (би- сексуальное детство) продол- жается от 7 до 15-16 лет.

  • Слайд 40

    5. Период полового созревания – пубертат- ный период (pubertas – возмужалость), или юношеский возраст. Этот период длится: -у девочек с 13-14 лет до 18 лет; -у мальчиков с 15-16 до 23 лет.

  • Слайд 41

    1. Стадия возмужалого возраста (взрослый возраст). Эта стадия длится: -у мужчин от 24 до 45 лет; -у женщин - от 19 до 40 лет. .

  • Слайд 42

    2. Возраст старости(или преклонный воз- раст) характеризуется нарастающей инволю- цией органов и систем тела

  • Слайд 43

    постнатальный период (Зрелый возраст и Возраст старости)

    По классификации ВОЗ различают 3 стадии старения: 1. Люди среднего возраста (от 45 до 59 лет). 2. Люди пожилого возраста (от 60 до 74 лет). 3. Старики или старые люди (75 лет и старше). 4.Людей в возрасте 90 лет и старшевыделяют в отдельную группу- группу долгожителей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке