Презентация на тему "Эмбриональное развитие организма"

Презентация: Эмбриональное развитие организма
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
10 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Эмбриональное развитие организма" рассказывает об этапах развития эмбриона человека, об особенностях каждого из периодов, о процессе формирования органов, мышц, тканей. Сравнивается путь развития эмбриона человека с эмбрионами других живых организмов.

Краткое содержание

  • Оплодотворение;
  • Этапы эмбриогенеза;
  • Формирование органов;
  • Развитие эмбриона;
  • Критические периоды в развитии человека.

Содержание

  • Презентация: Эмбриональное развитие организма
    Слайд 1

    Эмбриональное развитие организма

    Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития.

  • Слайд 2

    Оплодотворение

    Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

    1. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
    2. Слияние ядер гамет и образование зиготы
    3. Яйцеклетка после оплодотворения
  • Слайд 3

    Этапы эмбриогенеза

    Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

    Этапы:

    1. Дробление зиготы.
    2. Образование бластулы.
    3. Гаструляция.
    4. Нейрула.
  • Слайд 4

    Первый этап эмбрионального развития

    • Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
    • С этого момента зародыш называется бластулой.
    • Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?

  • Слайд 5

    Дробление

    Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:

    1. бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
    2. бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

    Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).Бластула состоит из:

    1. бластодермы – оболочки из бластомеров;
    2. бластоцели – полости, заполненной жидкостью.

    Бластула человека – бластоциста.

  • Слайд 6

    Гаструляция

    • Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция — это процесс образования зародышевых листков.
    • Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
    • У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
  • Слайд 7

    Формирование хориона

    В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона — это второй этап в образовании плаценты.

  • Слайд 8

    Второй этап гаструляции

    • Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
    • В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Гисто– и органогенез

    Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

  • Слайд 11

    Гаструляция

    В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

  • Слайд 12

    Дифференцировка

    После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

  • Слайд 13

    Окончание второй стадии гаструляции

    По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

    1. хорды;
    2. нервной трубки;
    3. кишечной трубки.
  • Слайд 14

    Функции хориона и желточного мешка

    Функции хориона:

    1. защитная;
    2. трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
    3. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

    Функции желточного мешка:

    1. кроветворение (образование стволовых клеток крови);
    2. образование половых стволовых клеток (гонобластов);
    3. трофическая (у птиц и рыб).
  • Слайд 15

    Формирование органов

    Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:

    1. организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
    2. каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

    Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.

  • Слайд 16

    Законы Бэра

    Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.

    «Законы Бэра»:

    • наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
    • после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
    • зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
    • зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
  • Слайд 17

    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

    • Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
    • Яркий пример выполнения биогенетического закона — развитие лягушки
    • У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
  • Слайд 18

    Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Эктодерма

    Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

  • Слайд 21

    Энтодерма

    Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

  • Слайд 22

    Мезодерма

    Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера.

  • Слайд 23

    Развитие эмбриона

    • Оплодотворение яйцеклетки.
    • 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
    • 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).
    • 3 надели. Начало органогенеза.
    • 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм.
    • 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца.
    • 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы.
    • 11 недель и 12 недель продолжается развитие всех систем организма.
    • 16 недель и 18 недель. Плод быстро растет и мать ощущает его движение.
    • 7 месяцев. Завершающий период развития.
    • 9 месяцев. Рождение человека.
  • Слайд 24

    Критическими периодами в развитии человека

    1. гаметогенез (спермато– и овогенез);
    2. оплодотворение;
    3. имплантация (7 – 8-е сутки);
    4. плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
    5. стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
    6. формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
    7. рождение ребенка;
    8. период новорожденности (до 1 года);
    9. период полового созревания (11 – 16 лет).
  • Слайд 25

    Вопросы к размышлению

    Каково значение знаний о развитии эмбриона?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке