Содержание
-
Основы научных исследований
-
Научное исследование
- это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.
-
Классификация научных исследования
по целевому назначению: фундаментальные, прикладные, поисковые разработки.
-
Фундаментальные научные исследования
– это экспериментальнаяили теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
-
Прикладные научные исследования
– это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
-
Поисковые научные исследования
направлены на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
-
Разработка
- это исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
-
Методоло́гия
— это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели.
-
Ме́тод
(от греч. μέθοδος — «способ») —систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
-
Методы исследования в структуре общенаучной методологии
Методы эмпирического исследования Методы теоретического исследования
-
Методы эмпирического исследования
наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, описание, метод проб и ошибок и т.д.
-
Наблюдение
– это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
-
Сравнение
- это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
-
Измерение
– это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
-
Эксперимент
– одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
-
Методы теоретического исследования
моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и т.д.
-
Моделирование
– это метод создания и исследования моделей. Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
-
Абстрагирование
– это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
-
Аксиоматический метод
– способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
-
Анализ
– метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
-
Синтез
– соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
-
Индукция
(от лат. Inductio – наведение, побуждение) есть метод познания, ясно выявляющийся на формально логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.
-
Дедукция
(от лат. Deductio – выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
-
Обобщение
– определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса
-
Понятие научной проблемы
Научная проблема – это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. В проблеме соединяется её эмпирическая и теоретическая основа. Проблема – это затруднение, неопределенность.
-
Постановка проблемы
Отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей; Сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики; Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.
-
Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения.
-
Тема
отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
-
Актуальностьтемы
обосновывает необходимость проведения исследования.
-
Объект исследования
– это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
-
Предмет исследования
более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
-
Цель автора работы
формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «обеспечить» и т.д.
-
Задачи исследования.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.
-
Гипотеза, ее выдвижение и обоснование
В научном исследовании гипотеза выступает как форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
-
Гипотеза
- это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время не доказана, не подтверждена практикой, жизнью.
-
Виды гипотез
Рабочие и научные Частные и общие На эмпирическом и теоретическом базисе Описательные и объяснительные
-
Гипотеза должна отвечать общим требованиям
Соответствовать установленным в науке законам Согласовываться с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута Не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики Быть простой, не содержать лишнего, произвольных допущений Должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения, либо прямо – непосредственным наблюдением, либо косвенно – выведением следствий из гипотезы и их последующей опытной проверкой.
-
Основные этапы исследования:
подготовительный; проведение теоретических и эмпирических исследований; работа над рукописью и её оформление; внедрение результатов научного исследования.
-
Подготовительный этап включает:
выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
-
Исследовательский этап состоит из:
систематического изучения литературы по теме, сбора статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
-
Третий этап включает:
уточнение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
-
Четвертый этап
состоит из внедрения результатов исследования в практику. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные или выпускные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность отдельных предприятий.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.