Презентация на тему "Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе"

Презентация: Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе" по педагогике, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.11 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе
    Слайд 1

    Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе

    Модуль 2

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    На каждом этапе обучения учебно-исследовательская деятельность имеет свои отличительные черты:

    1-5 классы – подготовительный этап 6-8 классы – развивающий этап 9-11 классы – собственно исследовательский этап.

  • Слайд 4

    на урочных занятиях: урок – исследование; урок – лаборатория; урок – творческий отчёт; урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент; домашнее задание исследовательского характера на внеурочных занятиях: исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета; ученическое научно-исследовательское общество; организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.; встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования; участие в олимпиадах, конкурсах, в т. ч. дистанционных, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах Формыорганизацииучебно-исследовательскойдеятельности

  • Слайд 5

    Функции руководителя учебно-исследовательской работы:

    составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края; оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований; составление рабочих программ исследований; текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся; контроль выполнения основных этапов исследовательских работ; методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчетов об ученической исследовательской работе, в изготовлении наглядных пособий; выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе; оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ; оказание помощи ученикам в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

  • Слайд 6

    Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности. 1 этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. 2 этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. 3 этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. 4 этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры. На этом этапе учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

  • Слайд 7

    Виды учебно-исследовательской деятельности:

    проблемно-реферативная (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения); аналитико-систематизирующая (наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений); диагностико-прогностическая (изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов); изобретательско-рационализаторская (усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов); экспериментально-исследовательская (проверка предположения о подтверждении или опровержении результата).

  • Слайд 8

    Для начальной школы можно предложить следующую классификацию учебно-исследовательских работ: фантастические («придумывание» несуществующих, фантастических объектов и явлений, обоснование их значимости, перспектива взаимодействия с окружающей действительностью); экспериментальные (проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов на основе реально существующих объектов и явлений); теоретические (изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных книгах, фильмах и других источниках).

  • Слайд 9

    Объектная область, объект и предмет Исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. источником необходимой для исследователя информации. Объект предлагается обозначать через технологии, теории, практики, проектирование. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследованияболее конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы.

  • Слайд 10

    Тема, проблема и актуальность исследования Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии: желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу развития ученика; очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога; тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Поиск формулировки темы работы, как правило, вызывает дискуссию. Слишком широко сформулированная тема создает барьеры, дает лишний повод усомниться в теме и наличии должного решения проблемы. С другой стороны, в темах, сформулированных предельно узко, трудно получить результаты и сделать выводы. Обоснование актуальности – это объяснение необходимости изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.

  • Слайд 11

    Изучение научной литературы и уточнение темы Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

  • Слайд 12

    Определение гипотезы. Формулировка цели и задач Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее своей целью предварительное объяснение какому-либо факту. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..-, как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

  • Слайд 13

    Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Можно поставить целью: выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...; разработать... . Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточ­нением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

  • Слайд 14

    Определение методов исследования Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил. Метод – это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

  • Слайд 15

    Научные методы эмпирического исследования Наблюдение— целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Сравнение— познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

  • Слайд 16

    Научные методы теоретического исследования Формализация— отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический метод — одиниз способов дедуктивного построения научных теорий,. 3. Гипотетико-дедуктивный метод.Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

  • Слайд 17

    Общелогические методы и приёмы познания Анализ(греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Синтез(греч. — соединение) — объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое. 3. Абстрагирование.Абстракция (лат. — отвлечение). 4. Идеализациячаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. 5. Обобщение— процесс установления общих свойств и признаков предметов. 6. Индукция(лат. — наведение) — логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. 7. Дедукция(лат. — выведение): а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего; б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям). 8. Моделирование.Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования . 9. Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 10. Вероятностные методы— основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

  • Слайд 18

    Оформление работы

    Учебно-исследовательская работа должна включать следующие элементы: Титульный лист. (Первый лист.) Содержание, оглавление или план. (Второй лист.) Введение. (Третий лист или несколько листов.) Главы работы. Заключение. Список источников и литературы. Приложения. Ссылки

  • Слайд 19

    Защита результатов исследования

    После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее руководителем наступает последний этап – защита (представление). Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание слушающие обращают на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории. Третья часть. После того как докладчик закончил свое выступление, присутствующая аудитория обычно задаёт вопросы. Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивают. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса.

  • Слайд 20

    Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности школьников

    Оценить эффективность осуществлённой деятельности – это и значит определить, достигнуты ли эти цели. Педагогу целесообразно оценивать следующее: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение самоанализом работы; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

  • Слайд 21

    Самооценка

    Самооценка – важный этап в учебно-исследовательской деятельности. Умение оценить собственную работу, как в итоге, так и на различных её этапах, найти в ней недостатки, связано со способностью к рефлексии, которую следует развивать у начинающих исследователей. В педагогической психологии установлена закономерность: сначала ребенок учится наблюдать особенности в поведении и характере у других, а затем у себя. Поэтому участие в конкурсах и конференциях, обсуждение представленных работ служит основой для развития рефлексии по поводу собственного исследования и по поводу собственного исследовательского опыта. Следовательно, педагогу следует инициировать обсуждение, подведение итогов учебно-исследовательской работы. Так же, в оценке успешности обучающегося, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него самого является общественное признание собственной состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке