Содержание
-
Особенности и значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.Презентация учителя-логопеда ГБДОУ № 67Ковалёвой И.Н.СПб. 2012 г.
-
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
-
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе
Школьник с высоким уровнем развития связной речи может : давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы; последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества; грамотно писать изложения, сочинения.
-
Формирование связной речи необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Ребенок не способен самостоятельно достичь необходимых результатов в развитии связной речи без помощи взрослого. Для развития связной речи важно: Постоянное общение с ребенком. Образец грамотной речи окружающих.
-
Создание речевых предпосылок для успешного овладения связной речью
-
Чтение ребенку художественной литературы.
-
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
-
К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх слов.
-
К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
-
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
-
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
-
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
-
Речь
Стуативная не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание её понятно собеседнику только при учете им той или иной ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, мимики, интонации. Контекстная характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета той или иной ситуации
-
К концу дошкольного возраста обе эти формы существуют, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Опора же на словесный образец при пересказе дает возможность развиться контекстной речи. Контекстная, или монологическая, речь развивается первоначально в русле разговорно-бытового стиля (рассказ, сообщение), а затем, по мере овладения пересказом, дети вводят в свою речь элементы книжного стиля
-
Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо. Сообщения о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Описание имеет лучевую структуру: части текста могут переставляться.
-
Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Данный тип текста имеет линейную структуру.
-
Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением. В структуре данного текста выделяется тезис и доказательства данного тезиса.
-
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
-
Детей надо специально учить монологической речи, так как в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.