Содержание
-
Использование новых технологий в развитии связной речи как средство общения и культуры.
Группа «Сказка» Воспитатели: Карпова Т. В. Раздобарова И. Ф. Смоленск: 2019 – 2020 уч. год
-
Связная речь -
смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Цель развития связной речи: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
-
Задачи развития связной речи:
формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.
-
Задача педагогов
Создание условий для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
-
В работе с детьми мы большое внимание уделяем речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике применяем следующие технологии:
Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники. Технология знаково –символической деятельности (моделирование) Сказкотерапия.
-
При выборе технологии мы ориентируемся на следующие требования:
ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи; содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
-
Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений мы начали со средней группы. Упражнения проводили не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Модель составления сравнений: - воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак; - определяет значение этого признака; - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
-
Игры- парами как один из приёмов обучения сравненительному рассказу
Предлагается сравнить зайца и белку. Один участник говорит за белку, а другой за зайца. — Я белка. —А я заяц . — Я летом рыжая. —А я летом серый. — Я питаюсь орешка -А я травкой. — Я зимой коричневая -А я беленький — У меня большой, пушистый хвост -А у меня маленький пушистенький хвостик — Я сплю в дупле -А я под кустиком — Я травоядная -И я травоядное Вывод: игры — парами активизируют словарную работу, грамматический строй речи.
-
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
-
Технология обучения детей составлению загадок.
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.
-
Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.
-
Игры и творческие задания
направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.
-
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
-
Игры на развитие связной речи
Игровое упражнение “Распространи предложение” Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда?Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
-
Игровое упражнение “Если бы…” Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: - “Если бы я был волшебником, то …” - “Если бы я стал невидимым…” - “Если весна не наступит никогда…” Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение. Игровое упражнение “Закончи сам” Цель – развитие воображения, связной речи. Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
-
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. 1-ый тип: «текст реалистического характера» 2-ой тип: «текст фантастического характера»
-
Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблицы– схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
-
Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления;развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
-
Знаково-символическая деятельность (моделирование)
Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой используется со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Этапы работы со схемой-моделью: -учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; -учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать; -самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.
-
Вывод: Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:-у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;-расширился круг знаний об окружающем мире;-активизировался словарный запас;-дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
-
Сказкотерапия.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
-
Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев. В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.
-
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
-
Список использованной литературы1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 20095. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 19946. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 20027. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007
-
Спасибо за внимание!Творческих вам успехов коллеги!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.