Презентация на тему "Особенные дети. Презентация"

Презентация: Особенные дети. Презентация
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Особенные дети. Презентация", состоящую из 31 слайда. Размер файла 0.27 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Особенные дети. Презентация
    Слайд 1

    ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

  • Слайд 2

    Проблемами особых детей занимается специальная психология, которая изучает людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врождёнными или приобретёнными дефектами. В специальной психологии есть понятие аномальные дети – нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений. Категории аномальных детей - Нарушения интеллекта (ЗПР – задержка психического развития, умственная отсталость); Нарушение письма и речи; Нарушение зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие); Нарушение слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие); Нарушения опорно-двигательного аппарата; Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции); Начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм); Сложные дефекты.

  • Слайд 3

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВРОЖДЁННЫХ АНОМАЛИЙ: Пренатальная патология (патогенные агенты действующие на развивающийся плод во внутриутробный период (токсикозы, интоксикации ядовитыми, лекарственными, гармональными препаратами, физические и психические травмы; внутренние болезни беременной, голодание или неправильное питание матери; инфекционные болезни, резус- несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода); Генетические (наследственные) поражения организма (наследственное нарушение обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Наследуются некоторые формы олигофрении, отдельные психические заболевания, определённые типы глухоты и нарушения зрения, ранний детский аутизм);

  • Слайд 4

    -Натальные (природовые) нарушения (механические травмы плода при затяжных или стремительных родах); Постнатальные (послеродовые) нарушения (перенесённые в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы. Например, последствия менингита (воспаление мозговых оболочек) – глухота или задержка психического развития, двигательные нарушения. Общие заболевания (грипп, отит, корь, ветряная оспа) могут вызвать вторичные воспалительные заболевания мозга, давая осложнения на центральную нервную систему и анализаторы. У детей с нарушениями кишечного всасывания начинают проявляться нервно-психические отклонения (повышенная нервная возбудимость, нарушения сна и т.д). БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРИОБРЕТЁННЫХ АНОМАЛИЙ:

  • Слайд 5

    Неблагоприятная социальная среда влияет на психологическое развитие ребёнка, которое впоследствии приводит к возникновению иных аномалий, например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы.Социальные факторы, негативно влияющие на развитие индивида:объективные и субъективные.Объективные факторы

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРИОБРЕТЁННЫХ АНОМАЛИЙ: Социально-экономическая ситуация в стране: -война, -экономические кризисы, -политические реформы Специфика взаимоотношений в родительской семье Стрессовые факторы профессиональной деятельности: -ненормированный рабочий день, -профессии повышенного риска, -профессии с высоким уровнем эмоционального напряжения (врачи, педагоги, психологи)

  • Слайд 6

    Субъективные факторы:-особенности темперамента.Свойства темперамента определённые как «трудные» :- высокий или низкий уровень активности,-упрямство,- отвлекаемость, низкий уровень адаптивности,наличие тенденций к избеганию,- преобладание сниженного фона настроения,-страх новых ситуаций,-высокий уровень поисковой активности,- высокий уровень креативности.«Трудность» данных свойств заключается в трудностях, которые испытывают окружающие при взаимодействии с их носителем: необходимость поиска новых нестандартных способов взаимодействия с ними.

  • Слайд 7

    Свойства психическиустойчивой личности:- оптимизм (жизнерадостные люди наиболее психически устойчивы),-контроль (люди с высоким уровнем локус-контроля, видящие большинство событий как результат их собственных действий, следовательно обладающие высоким чувством контроля над своей жизнью, отличаются более высокой стрессовоустойчивостью),-адекватная самооценка, - «неустойчивое равновесие» (равновесие между ценностными установками и поступками человека).

  • Слайд 8

    Д Е П Р И В А Ц И Я- (лишение)-длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека. ВИДЫ ДЕПРИВАЦИИ: 1. Сенсорная депривация (зрительные, тактильные, слуховые стимулы) 2. Эмоциональная депривация (лишение тёплой эмоционально значимой связи с близким лицом или разрыв уже существующей связи) 3. Социальная депривация (лишение ребёнка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальныхролей) 4. Когнитивная депривация (перегрузка ребёнка недиференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешнего мира без чёткого упорядочи- вания и смысла).

  • Слайд 9

    ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ:- индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка, «неустойчивое равновесие», приобретаемые как в процессе воспитания субъекта, и так и самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нём);- социально обусловленная ситуация развития (наличие положительно эмоционального фона в родительской семье, способность взрослых предъявлять ребёнку требования соответствующие го индивидуальным и возрастным особенностям);- характер взаимоотношений ребёнка с матерью;- характер супружеских взаимоотношений в родительской семье.

  • Слайд 10

    Классификация нарушений развитияпо характеру:

    1. Глухие (неслышащие); 2. Слабослышащие; 3. Позднооглохшие; 4. Незрячие; 5. Слабовидящие; 6. С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 7 С нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8. С нарушениями интеллекта (умственно-отсталые); 9. С задержкой психического развития; 10. С нарушениями речи (в том числе тяжёлыми); 11. Со сложными недостатками развития.

  • Слайд 11

    Под УО понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения центральной нервной системы, которое возникает в результате наследственно-обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенезе (внутриутробно или в первые 3 года жизни)Основную часть детей с УО составляют дети-олигофрены.У них выражены нарушения познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом.

    Умственная отсталость

  • Слайд 12

    Факторы способствующие развитию УО во внутриутробном периоде:-инфекционные вирусные (краснуха, корь, ветряная оспа, грипп);-родовые травмы, асфиксия;-патологическая наследственность;-нарушения хромосомного набора (например, болезнь Дауна);-хронические соматические болезни матери (например, сахарный диабет);-интоксикация лекарственными препаратами;-алкоголизм матери или отца (или обоих родителей);-несовместимость матери и плода по резус-фактору.

  • Слайд 13

    ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)Это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности.ЗПР является сложным нарушением и у детей страдают разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.

  • Слайд 14

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР:-минимальные (слабовыраженные) органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом, раннем периоде жизни ребёнка;-функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов;-хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве;-стрессовые психотравмирующие факторы (дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, смерть, тяжёлая болезнь значимого человека, рождение второго ребёнка;-длительная депривация (педагогическая запущенность детей, пребывание в доме ребёнка длительное время.

  • Слайд 15

    Детям дошкольного возраста с ЗПР рекомендуется посещать дошкольные учреждения компенсирующего, комбинированного вида или группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются диагностические, воспитательные и коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. Коррекционно-развивающая работа В ДОУ и школах ведётся при участии семьи ребёнка.

  • Слайд 16

    Сходства между УО и ЗПР: дети не воспринимаются никакие требования; нет интереса к учебному процессу; нет подчинения правилам поведения; не справляются с освоением письма, счёта, чтения; испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе.

  • Слайд 17

    Различия между УО и ЗПР:-при ЗПР задержка определяется в отделах нервной системы, при УО поражения коры больших полушарий головного мозга;-при ЗПР в случае адекватной своевременной психолого-педагогической коррекционной работе может наступить полная обратимость симптома. При УО такого не возникает.-при ЗПР характерна большая сила нервных процессов – возбуждения и торможения, высокая подвижность;-Моторика при ЗПР в большинстве случаев достигает высокого уровня развития. Движения отличаются ловкостью, скоординированы, целенаправленны, четки. При УО моторика недоразвита, движения неловки, замедленны. Низкий уровень переключаемости с одного движения на другое. -при ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Словарный запас больше. При УО имеются грубые дефекты речи, бедность словаря, трудности в понимании текста и при формулировании мыслей. Отсутствует стремление к пониманию.-у детей с ЗПР нарушений в игровой деятельности нет: они активны и самостоятельны. У детей с УО игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер. Они не умеют брать на себя роли, их игры бессюжетны;-познавательная деятельность у детей с ЗПР относительно сохранна. Способность к обобщению на границе нормы. У детей с УО познавательная деятельность недоразвита.-моторика, речь, пространственные и зрительные представления у детей с ЗПР сохранны. У детей олигофренов недоразвиты все стороны психики.

  • Слайд 18

    Нарушения речиРечь –это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.СВОЙСТВА РЕЧИ:-Содержательность (количество выраженных в речи мыслей, чувств и их соответствием действительности);-Понятность (зависит от правильности построения предложений и постановки ударенийв словах, лексических значений слов;-Выразительность (зависимость от эмоциональной насыщенности);-Воздейственность (степень влияние речи субъекта на мысли, чувства, поведение, волю других людей.Условия необходимые для формирования речи:-сохранность центральной нервной системы;-сохранность зрительной и слуховой систем;-наличие активной языковой среды.

  • Слайд 19

    Виды нарушений развития речи:-общее недоразвитие речи (ОНР);-фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН).

  • Слайд 20

    Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, неврозы, патологические реакции, патологическое формирование личности, акцентуации)Психопатия - врождённая или приобретённая в раннем детстве аномалия характера, приводящая к дисгармоничному формированию личности и нарушению социальной адаптации.Критерии психопатии:-тотальность;-необратимость;-склонность к дезадаптации;ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИИ:-биологическая неполноценность мозга (в результате наследственности или органических повреждений);-неблагоприятное социальное окружение;-дисфункциональные отношения в родительской семье;-отклоняющиеся от нормы типы воспитания.

  • Слайд 21

    НЕВРОЗЫЭто «группа пограничных психических заболеваний, характеризующаяся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств».При данном диагнозе отсутствуют поражения головного мозга.Проявления носят эмоциональный характер.ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗОВ:- наличие в сознании личности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуациями с которыми он не в состоянии справиться. Физиологический механизм невроза – срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных процессов

  • Слайд 22

    Благоприятная почва для развития неврозов:-педагогическая неграмотность родителей в сочетании с их психологической незрелостью, что выражается в неправильном типе воспитания, проецировании своих психологических проблем на ребёнка;-индивидуальные особенности личности, например, впечатлительность, мнительность, тревожность;-возникновение стрессогенной ситуации (смена места жительства, учёба, рождение второго ребёнка, длительная разлука с матерью. В младенчестве это может быть резкий неожиданный звук, помещение в ясли или больницу); Неврозы чаще случаются у мальчиков, чем у девочек. Возраст от 3 до 6 и школьный наиболее уязвимы.

  • Слайд 23

    ВИДЫ НЕВРОЗОВ:-неврастения (самая распространённая форма неврозов, характеризуется повышенным уровнем раздражительности и истощаемостью психических процессов, а также вследствие интеллектуальных, физических или психологических перегрузок).Основные симптомы неврастении: раздражительная слабость, несдержанность эмоций, отсутствие чувства отдыха после сна, резкое снижение работоспособности, нарушение сна, вегетативные нарушения (сердцебиение, холодность рук и ног, боли в области сердца). Вторичные симптомы: приступы головной боли, повышенная чувствительность ко всем внешним раздражителям (яркий свет, громкий звук), прикосновения к коже.-истерический невроз (это состояние возникающее в результате психической травмы и характеризующееся разнообразными, меняющимися проявлениями). Чаще возникает у девочек. Возникают при наличие в характере истерических черт, впечатлительности, повышенной чувствительности, инфантилизме, эгоцентризме.Симптомы возникают сразу после психотравмирующего фактора: обиды, ссоры, физического насилия.-невроз навязчивых состояний(наиболее редкий вид, возникающий равно как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами. Это фобии (навязчивые страхи), обсесии (навязчивые мысли), импульсии (навязчивые действия).

  • Слайд 24

    ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИЭто дезадаптивное поведение, имеющее психогенное происхождение, возникающее в ситуациях, являющимися для ребёнка или воспринимаемых ребёнком как фрустирующие, и продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Причины патологических реакций:- дисфункциональные отношения в семье;- конфликтные отношения со сверстниками;- конфликт с педагогом;В результате данных причин у детей появляется многообразие различных реакций: активный протест, конфликтные отношения с родителями, агрессия, отказ от общения, игр, пищи, подражание в поведении какому-либо значимому лицу ( например, поп-звезде), скрывание своих слабых мест,

  • Слайд 25

    ЗАИКАНИЕЭто нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторение звуков, слогов, слов, удлинения звуков, обрыв слов, вставки). Проявляется в определённых ситуациях, в результате чего возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.В большинстве случаев возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в результате поражения определённых структур центральной нервной системы, изменений речевой нагрузки, психотравмы.

  • Слайд 26

    Гиперактивные дети- Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, т.е. даже если он устал, то продолжает двигаться, а выбившись из сил плачет, закатывает истерики.- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, недослушивает. - Задает много вопросов, но редко выслушивает на них ответы.- Невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.- У него частые кишечные расстройства, не редкость также аллергические реакции.- Ребёнок неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты, ограничения.- В любых условиях (дома, в магазине, гостях) ведёт себя одинаково.- Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, пускает в ход палки, камни и т.д.

  • Слайд 27

    Правила работы с гиперактивными детьми:- Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером;- Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка;- Делить работу на более короткие, но более частые периоды;- Использовать физкультминутки;- Быть драматичным, экспрессивным педагогом, интересным для ребёнка;- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;- Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым;- Использовать физический контакт (прикосновения, поглаживания, массаж);- Учит выражать свои эмоции (но не разрушительным способом);- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее;- Давать короткие и конкретные инструкции (не более 10 слов);- Использовать гибкую систему поощрения и наказания;- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;- Предоставлять ребёнку возможность выбора;- Оставаться спокойным;- Завести собаку и выгуливать обоих в любую погоду;- Работу с гиперактивным ребёнком ведите индивидуально;- Чаще хвалите ребёнка;- Чаще говорите «да», чем «нет»;-Не навязывайте жёстких правил.

  • Слайд 28

    Аутичный ребёнокСлово «аутизм» - от латинского «сам», означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.Варианты РДА (ранний детский аутизм):- РДА при различных заболеваниях нервной системы (двигательная недостаточность ребёнка, нарушения внимания, памяти, задержка речевого и интеллектуального развития);- психогенный аутизм (на фоне отсутствия материнской ласки, неправильном воспитании, на фоне первичных нарушений: слепые-слабовидящие, глухие-слабослышащие,тяжелые речевые нарушения)- РДА шизофренической этиологии (выраженная отрешённость от мира, слабая контактность с окружающим миром, полное погружение в мир болезненных фантазий, бредовые образования, галлюцинации);- при обменных заболеваниях;- при хромосомной патологии.Дети с диагнозом РДА должны обучаются по специальным программам.

  • Слайд 29

    УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ:(автор П.Ф. Лесгафт)- Ребёнок должен расти в атмосфере любви, тогда он научится любить;-Значимые близкие должны быть для него эталоном нравственности;- Отношение к труду в семье должно быть радостным;- Необходимо исключить из жизни ребёнка лакомства, азартные игры, табак, беспорядочную еду, а также роскошь и нищету, поскольку роскошь развращает, а нищета – унижает;- Чередовать труд с игрой, игру с учением, рисование с лепкой, причём занятия должен выбирать сам ребёнок;- Равномерно чередовать психическое напряжение с расслаблением, не допуская перегрузок;- Контролировать окружение сверстников, исключая из него безнравственных детей.

  • Слайд 30

    Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  • Слайд 31

    Ребёнок – это главное чудо природы, ребёнок-инвалид – это ангел, посланный с небес для того, чтобы не зачерствели наши души.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке