Презентация на тему "Патофизиологические основы школьной дезадаптации:Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)"

Презентация: Патофизиологические основы школьной дезадаптации:Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (8.52 Мб). Тема: "Патофизиологические основы школьной дезадаптации:Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)". Содержит 38 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Патофизиологические основы школьной дезадаптации:Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
    Слайд 1

    Патофизиологические основы школьной дезадаптации:Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

  • Слайд 2

    Широкое распространение проблем, возникающих у детей в связи с обучением в школе привлекают к себе внимание врачей, психологов, педагогов.   Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40%школьников (Дубровинская Н.В. И соавт., 2000).

  • Слайд 3

    школьная дезадаптация(ШД)

    нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которые являются частными расстройствами у ребенка к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (Вроно М.Ш. 1984). невозможностьшкольного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует (А.А. Северный, Н.М. Иовчук1995).

  • Слайд 4

    школьная дезадаптация (ШД)

    Большинство исследователей сходится во мнении, что ШД — это сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические так и социально-психолого-педагогические основы.

  • Слайд 5

    среди детей, обучающихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушениясоциальногофункционирования(Н.Е. Буторина и Г.Г. Буторин 1999).   явления ШД испытывается до 40% учащихся начальной школы (В.Ф. Шалимов (2001) .

  • Слайд 6

    3 группы этологических факторов ШД(Корнев А.Н., 1995):

    биологические (резидуально-органическая патология ЦНС, задержки психического развития и проч.); психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя, неадекватный стиль поведения учителя в классе) социальные (жесткость социальных стандартов поведения в школе, чрезмерная перегруженность школьной программы, частая смена школы, гипертрофированно оценочная позиция школы по отношению к ученику).

  • Слайд 7

    Среди психических заболеваний выделяют несколько причин ШД (И.К. Шац 2003)

    Интеллектуально-мнестическиерасстройства (психоорганические и цереброастенические умственные дефициты) Расстройства мышления («астеническая несостоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и проч.). Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия). Волевые расстройства (нарушение мотивации, снижение психического напряжения, расстройства целенаправленного внимания). Личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизаци).

  • Слайд 8

    Ранние признаки ШД(М.Н. Иовчук 1995):

    появлениенеудовлетворительных оценок у прежде хорошо успевающих детей, удлинениевремени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий, утрата интереса к учёбе, страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачётами), отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность.

  • Слайд 9

    Периоды обучения, в которые наиболее часто развивается ШД (О. П. Шмакова 2004):

    начало обучения в школе (1й класс); переход из младшей школы в среднюю (5й класс); окончание средней школы (7-9й класс).

  • Слайд 10

    Нозологические единицы, которые вносят вклад в формирование ШД у учащихся младших классов (Н.Н. Заваденко и соавт. 1999):

    - ММД — 52,2%; из них 24% - СДВГ. - Неврозы и невротические реакции — 26,6% - Психические заболевания (умственная отсталость, аффективные расстройства, шизофрения) — 11,7%; - Неврологические заболевания (последствия ЗЧМТ, последствия перенесенной нейроинфекции, хронические головные боли, нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП, наследственные заболевания).

  • Слайд 11

    4 основных компонента ШД(Л.С. Чутко 2012):

    когнитивный: неуспеваемость, недостаточное количество знаний, навыков; личностный: эмоционально-оценочный — отношение к обучению; поведенческий: нарушения поведения в школе. психоневрологический: СДВГ, тики, головные боли, астенические расстройства.

  • Слайд 12

    Клинические формы ШД:

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может являться как причиной ШД, так и одним из ее проявлений. Распространенность СДВГ у детей всех возрастных групп составляет 4-16%(Faraone S.V. и соавт. 2003, Brawn и соавт. 2004, Keen D. Hadijikoumi I. 2011). СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у мальчиков(August G.J. 1998, Barkley R.A. 1998).

  • Слайд 13

    В этиопатогенезе СДВГ играют роль:

    генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга психосоциальные факторы.

  • Слайд 14

    Этиопатогенез СДВГ

    У монозиготных близнецов СДВГ встречается в 81% случаев, у дизиготных — 29% (J.W. Gilger 1992).   Риск развития СДВГ у детей, у которых хотя бы один из родителей страдал данной патологией, составляет 57%(J. Beederman 1995).

  • Слайд 15

    Большую роль в развитии СДВГ играют:

    неблагоприятные факторы в течение беременности и родов, хроническая внутриутробная гипоксия плода, гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных (Nelson K.V., Leviton A. 1991; Hill A., Volpe J.J. 1992). специфические нейрофизиологические измененияв лобной и сенсомоторной коре, а так же в базальных ганглиях. Отмечается уменьшение общего объема головного мозга на 3-6% у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми детьми соответствующего возраста (Castellanos F.X. 2004). Важнейшим звеном патогенеза формирования СДВГ являются нарушения нейромедиаторных систем (нейромедиаторные дисфункции): ГАМК, дофамин, норадреналин.

  • Слайд 16

    Наследственные факторы и перинатальная патология приводят к

    формированию функциональной незрелости головного мозга. В дальнейшем, дисфункция лобных отделов коры больших полушарий приводит к нарушению формирования процессов перцепции, в частности, к нарушению процессов избирательного внимания, необходимых для формирования и совершенствования механизмов восприятия и переработки поступающей информации (Voeller K.K., 1991; Barkley R.A., 1998).

  • Слайд 17

    Клинически это проявляется в:

    ослаблении функций произвольного внимания и контроля, гиперактивности, низком уровне реакций сосредоточения, быстрой истощаемости нервных процессов, трудностях контроля произвольной деятельности.

  • Слайд 18

    Воздействие неблагоприятных психологических и социальных факторов

    не является прямой причиной СДВГ, однако они могут закрепить клинические проявления и усилитьдезадаптацию пациентов. СДВГ чаще встречается у детей необеспеченных и малообразованных родителей. Социально-психологические факторымодифицируют проявления ранних повреждений головного мозга и реализуют проявления генетических механизмов.

  • Слайд 19

    Клиническая картина СДВГ

    Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательность гиперактивность импульсивность

  • Слайд 20

    Диагностика СДВГ

    на основе диагностических критериев DSM-IV (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств)  1994.

  • Слайд 21

    диагностические критерии DSM-IV: 

    Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются как минимум в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх); не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциированными расстройствами или психопатиями; вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

  • Слайд 22

    Невнимательность(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев): неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточения на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; избегание работы, требуемой усидчивости; потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и проч.); забывчивость в повседневных ситуациях; отвлекаемость на посторонние стимулы.

  • Слайд 23

    диагностические критерии DSM-IV:

    Гиперактивность и импульсивность(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 месяцев): А. Гиперактивность. Ребенок: суетлив, не может сидеть спокойно; вскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях; не может играть в тихие игры, отдыхать. В. Импульсивность. Ребенок: выкрикивает ответ, не дослушав вопрос; не может дождаться своей очереди.

  • Слайд 24

    возрастной критерий заболевания — это появление симптомов СДВГ у детей до 8 лет. Появление похожей симптоматики у детей более старшего возраста — признак другого заболевания. нижней границей для выявления СДВГ является возраст 3-4 года(Barkley R.A. 1995).

  • Слайд 25

    СДВГ

    В дошкольном возрасте основным проявлением заболевания является гиперактивность. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту.

  • Слайд 26

    Учителя, воспитатели и родители отмечают, что дети становятся чрезвычайно подвижными, беспокойными, не могут усидеть на месте во время занятий/уроков и выполнении домашней работы. Эти проявления обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на высокий интеллект. Реализуется неспособность ЦНСгиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемых ему в условиях увеличения физической и психической нагрузки. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания, пока оно не будет выполнено.

  • Слайд 27

    Кризис школьной адаптации

    у ребёнка: утрачивается непосредственность, возникает дифференциация внутренней и внешней жизни. Этот кризис в значительной мере обусловленпривнесением в жизнь ребёнка: интеллектуального начала, смыслового восприятия, формирования самооценки, самолюбия. Позитивным моментом можно отметить возрастание самостоятельности ребёнка (Пальчик А.Б. 2002).

  • Слайд 28

    СДВГ

    навыки чтения и письма у детей с СДВГ развиты ниже, чем у сверстников. Дети находятся в состоянии «постоянной неуспешности».

  • Слайд 29

    «Сильные» стороныдетей с СДВГ

    Особаяодаренность Нестандартностьмышления Творческиеспособности Повышенноечувствосправедливости

  • Слайд 30

    В 50-80% случаев клинического проявления СДВГ переходят в подростковый возраст (Barkley R.A. 1998).

    на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью(Zuddas A. 2000). Эмоциональное развитие детей с СДВГ как правило, запаздывает, что проявляется: неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Нарастаютсемейные и школьные трудности. Подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств (от лат. Аddiсtio – зависимость, зависимое поведение или от англ. Аddiсtion – склонность, пагубная привычка) : алкоголизма и наркомании(Gerra G. 1998; Modigh K. 1998).

  • Слайд 31

    В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст(Уэндер П., Шнейдер Р. 1998).

    взрослые с СДВГ чаще: меняютместоработы, разводятся, злоупотребляюталкоголем и наркотиками, совершаютправонарушения, попадают в аварии.

  • Слайд 32

    Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):

    ТИПЫ СДВГ: С преобладанием невнимательности С преобладанием гиперактивности и импульсивности Комбинированный тип ФОРМЫ СДВГ: Простая Осложненная ВАРИАНТЫ СДВГ: Идеопатический вариант Резидуально-органический вариант Неврозоподобный вариант СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ СДВГ: Легкая Умеренная Выраженная.

  • Слайд 33

    Простая форма: симптомы асинхронии развития: невнимательность, гиперактивность, дислексия, дисграфия, первичная форма энуреза.

  • Слайд 34

    Осложненная форма: симптомы асинхронии развития + «вторичные» симптомы: тики, головные боли, вторичная форма энуреза, энкопрез, заикание, расстройство социального поведения, фобические расстройства, парасомнии.

  • Слайд 35

    Идеопатический вариант: Умеренно выраженные проявления гиперактивности и невнимательности. Вероятнее всего, он генетически детерминирован.29% детей с СДВГ.

  • Слайд 36

    Резидуально-органический вариант: Выраженные проявления невнимательности, гиперактивности, импульсивности, вплоть до расторможенности. В анамнезе: отставание в психомоторном развитии, задержка речевого развития, снижение памяти, слабо выраженный интеллектуальный интерес, малый словарный запас, запаздывание формирования эмоционально-волевых процессов (инфантилизм). Причина чаще всего в патологии перинатального развития. 48% детей с СДВГ.

  • Слайд 37

    Неврозоподобный вариант: Умеренно выраженные проявления невнимательности, гиперактивности, импульсивности с сопутствующими невротическими тиками, заиканием, тревожными расстройствами. Этиопатогенез: сочетание наследственных и перинатальных патологий с психотравмирующими обстоятельствами. Проявления СДВГ наиболее выражены. 23% детей с СДВГ.

  • Слайд 38

    Дифференциальный диагноз СДВГ проводят между:

    посттравматической энцефалопатией; неврозами; цереброастениейпри соматических заболеваниях; последствиминейроинфекций; др.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке