Содержание
-
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
-
Педагогическая действительность и её изучение
Методы исследования – это пути, способы познания объективной реальности С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний Методологическая платформа исследования педагогич.действительности – теория познания (гносеология) Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений
-
Особенности протекания педагогических процессов
1. Неоднозначность протекания (неопределенность) – изменение 1-2 факторов –результаты отличаются друг от друга 2.Неповторимостьпед.процессов. «Чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Условия относительны – выводы должны быть корректные и осторожные 3.В пед.экспериментах участвуют люди всех возрастов – исследования должны быть организованы и проведены так, чтобы не нанести вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам запрещены 4.Получить объективные выводы можно одним путем – многократно увеличить число наблюдений. Выводы формулируются в усредненной, обобщенной форме 5.Конечная цель любого пед.исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности
-
Традиционно-педагогические методы
Традиционные – это те методы, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков пед.науки К ним относятся: Наблюдение; Изучение опыта, первоисточников; Анализ школьной документации Изучение ученического творчества беседы
-
Наблюдение
Наиболее доступный и распространенный метод Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях Отличия научного наблюдения: 1.Определяются цели, задачи; 2.Выделяются объекты; 3.Разрабатывается схема наблюдения; 4.Результаты обязательно фиксируются; Полученные данные обрабатываются
-
Для повышения эффективности наблюдение должно быть: Длительным; Систематическим Разносторонним Объективным (непредвзятым, беспристрастным) Массовым Недостатки: 1.Не вскрывает внутренние стороны пед. явлений 2.Невозможно обеспечить полную объективность информации Чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами
-
Изучение опыта
В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитат. системах С его помощью анализируются пути решения конкретн. проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых историч. условиях Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников (архивным)
-
Изучение первоисточников
Тщательному анализу подвергаются: 1.Памятники древней письменности 2.Законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т.д. 3.Учебные и воспитательные программы, уставы 4.Учебные книги 5.Расписания занятий 6.Все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы
-
Требования при изучении опыта
Особое внимание тем фактам, которые противоречат господствующим теориям, устоявшимся канонам Важно во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания Чем глубже и разностороннее опыт, тем больше ценных идей извлекают исследователи
-
Анализ школьной документации
Источники информации: Классные журналы; Книги протоколов собраний, заседаний; Расписание учебных занятий; Правила внутреннего трудового распорядка; Календарные и поурочные планы педагога; Конспекты уроков, занятий; Стенограммы уроков, занятий В них много объективных данных, которые помогают устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями
-
Изучение продуктов ученического творчества
Домашние и классные работы, сочинения, рефераты, отчеты, рисунки, поделки и т.д. Большой интерес – продукты свободного времени, хобби занятий Показывает: Индивидуальные особенности ребенка; Наклонности и интересы; Отношение к делу и своим обязанностям Уровень развития старательности, прилежания и др. качеств Требует планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами
-
Беседы
Целенаправленные попытки исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков Выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции Получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических взглядах Отношении к интересующим исследователя проблемах Применяется чаще всего как доступный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов
-
Меры надежности результатов беседы: 1.Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника плана; 2.Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3.Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; 4.Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах Ход беседы может записываться (согласие собеседника). Разновидность беседы, её новая модификация - интервьюирование
-
Педагогический эксперимент
Эксперимент от лат. «опыт», «испытание» Это научно поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях Экспериментальным путем входят в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитат. Деятельности Это по сути строго контролируемое педагогич. Наблюдение, где экспериментатор сам целесообразно и планомерно осуществляет Пед.эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ
-
Пед.эксперимент требует: Обоснования рабочей гипотезы; Разработки исследуемого вопроса; Составление детального плана проведения эксп.; Строгого соблюдения намеченного плана; Точной фиксации результатов; Тщательного анализа полученных данных; Формулирования окончательных выводов Гипотеза – это предположение, которое будет подвергнуто опытной проверке
-
Виды экспериментов
В зависимости от цели различают: 1.Констатирующий эксперимент (метод срезов) – изучаются существующие пед. Явления, установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров 2.Формирующий (созидательный, преобразующий) эксп. – конструирование новых пед. явлений 3.Проверочный (уточняющий) эксп. – проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы
-
По месту проведения различают: 1.Естественныйэксп. – научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушений учебно-воспитат. процесса 2.Лабораторныйэксп. – в специально оборудованном помещении, специально созданные исследовательские условия Естественный эксп. ценнее лабораторного, т.к. ближе к реальной действительности Иногда приходится переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов свести к минимуму.
-
Педагогическое тестирование
Слово «тест» с англ. означает задачу, испытание Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики пед. процесса Отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации В учебно-воспит. Практике с помощью тестов изучаются: -измерение школьных успехов; Интеллектуальное развитие; - степень сформированности других качеств
-
Виды тестов
1. Тесты скорости (не хватает времени ответить на все вопросы) 2. Тесты мощности (есть время) Большинство тестов находится между этими крайностями Задания тестового характера используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. В заданиях от 5 до 10 вопросов
-
Анкетирование
Это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами Привлекает – быстрый массовый опрос, дешевизна, возможность автоматизированной обработки материала Типы анкет: Открытые (самостоят. конструирование ответа); Закрытые (выбор из готовых ответов); Именные, анонимные Полные, урезанные Контрольные и т.д. Какой вопрос – такой ответ
-
Количественные методы в педагогике
1. Для обработки результатов наблюдений и экспериментов 2.Для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации уч.воспит.процесса Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов
-
Количественные методы
Шкалирование– присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам Моделирование – метод создания и исследования моделей Главное преимущество моделирования – целостность представления информации Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.