Содержание
-
Планирование
Виды
-
Содержание
Введение Планирование Планирование. Виды Годовое планирование Календарное планирование Тематическое планирование Поурочное планирование.
-
Введение.
Учебный процесс - это совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени. Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год, который членится на учебные полугодия и учебные четверти. Наименьшая единица учебного процесса - урок. В организации учебного процесса важнейшими проблемами являются планирование учебного материала, создание условий для его восприятия и обучение на уроке, обеспечение развития школьников средствами русского языка.
-
Планирование.
Планирование – это обязательный компонент работы. Цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя. Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
-
При составлении планов учителя принимают во внимание: программу по РЯ для средней школы и программу для данного года обучения; учебный комплекс по РЯ для данного года обучения; перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году; ступени обучения и возрастные особенности учащихся.
-
Планирование. Виды.
Планирование работы в учебном процессе необходимо, во-первых, для организации равномерной работы, во-вторых, для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный; тематический; план урока.
-
Годовое планирование.
Годовое планирование это наиболее общая форма планирования. Может быть типовым для многих школ одновременно. В зависимости от ряда условий распределение времени между изучением разделов может быть изменено. Условия: неподготовленные учащиеся, запаздывание с прохождением программы и др. Наиболее приблизительный разброс учебного материала.
-
Календарный план.
Этот вид плана представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям данного учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформулированных для конкретного класса. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в программе даются отдельно в конце курса каждого класса.
-
Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, так как уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально. Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч: 204 ч) на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного плана эти 0,2 ч умножаем на количество часов, отводимых на каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунктуационную тему, и получаем число часов, которые целесообразно использовать на развитие связной речи при изучении языкового и правописного материала. Приводим пример возможного календарного плана для V класса с учетом перечисленных факторов.
-
-
-
Тематический план.
На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока. Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане (т. е. в плане работы по той или иной теме) должны быть выделены часы на контрольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план необходимо включить часы на развитие связной речи учащихся. Ниже приводим пример тематического плана по теме "Имя числительное" (VI класс). На нее отводится 12 ч. Пропорционально данному количеству времени еще добавляется 2 ч на развитие связной речи. Из 12 ч необходимо выделить два урока на контрольную работу и ее анализ. В теме есть орфографический материал, на изучение которого целесообразно отвести по два урока.
-
-
План урока.
Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока, но во всех случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание. Тема урока представляет собою формулировку либо программы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная работа, ее анализ (работа над ошибками). Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы "Безличные глаголы" ставится следующая познавательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические цели. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической целью будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в которых они употреблены.
-
Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспечивает учителю возможность сформулировать одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. Повторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изучения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспечивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторяется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для повторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и трудные случаи в применении соответствующих орфографических или пунктуационных правил. Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием. Соблюдение этих временных пропорций, выработанных практикой, обеспечивает четкий ритм в работе, осознание и усвоение на уроке нового материала большинством учащихся.
-
-
-
Примерный план урока по теме «Значение букв е, ё, ю, я»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.