Содержание
-
Образовательная область «Познание»Мастер-класс на тему: «Формирование предпосылок познавательных УУД».
-
Образовательная область «Познание»Психологические аспекты(мастер-класс)
Составитель: педагог-психолог Терлякова Екатерина Владимировна
-
Содержание образовательной области «Познание», согласно ФГТ, направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. «Познание»
-
Воспитанник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся к активной деятельности. Любознателен, способен к самостоятельному решению познавательных задач, умеет осознанно использовать разные способы и приемы познания, имеет интерес к экспериментированию, готов к логическому познанию. Воспитанник, у которого сформированы элементарные естественнонаучные и математические представления, усвоивший начальные сведения о русской грамоте и истории цивилизации.
-
Познавательная сфера
Накопление Упорядочивание информации и систематизация об окружающем представлений мире о мире
-
Познавательный интерес – избирательная направленность личности к определённому предмету, явлению или процессу деятельности. Познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности.
-
Критерии познавательного интереса эмоционально-окрашенное отношение ребёнка к перспективе выполнить определённое задание; задаёт ли ребёнок вопросы, касающиеся уточнения смысла выполняемых заданий; концентрация внимания; степень самостоятельности в интеллектуальной деятельности; готовность к умственному напряжению; поведение при затруднениях; отношение к принятию задачи.
-
Стадии развития познавательного интереса
-
Изучение уровня сформированности познавательного интереса
методика «Изучение познавательной потребности ребёнка» (В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой) методика «Сказка» по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка. (Н.И. Гуткина) методика «Угадай, что в ящике» (Э. А. Баранова)
-
«Изучение познавательной потребности ребёнка». ( В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.) Обработка и интерпретация результатов Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов - потребность выражена сильно; 17-26 баллов - умеренно; меньше 17 баллов - слабо.
-
методика «Сказка» по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка. (Н.И. Гуткина)
-
«Угадай, что в ящике» (Э. А. Баранова) Методика предназначена для изучения произвольной поисковой активности в форме вопросов. Материал. Черный ящичек, предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (например, яблоко, картофель, головка репчатого лука, карандаш, стирательная резинка и т. п.). Ход проведения. Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом. Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит».
-
Вопросы продуктивные - подвид поискового вопроса, выраженный в вопросительной форме, направленный на получение сведений и требующий ответа. Сюда относятся вопросы: - выясняющие назначение, предназначение, функцию вещи (зачем? для чего? кому необходима?); - нацеленные на установление объектов (что это?); - направленные на выяснение возможных характеристикобъекта - свойств, признаков, местоположения и т. п. (какой? сколько? где?); ориентированные на установление взаимосвязей с другими объектами, выявление строения, структуры объекта (почему? как? с чем связан? из каких частей состоит?). Типы вопросов
-
Типы вопросов Вопросы идентификационные - подвид поисковых вопросов, выраженный в форме конкретного предположения вопросительного характера, направленный на идентификацию объекта и его характеристик. Включают в себя предположения, высказанные в вопросительной форме: - представляющие собой выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта (это то?); предполагающие выдвижение предположений относительно свойств и характеристик неизвестного объекта (это такого цвета? это такой формы? это растет там? и т. п.).
-
Задачи познавательно-исследовательской деятельности(специфичны для каждого возраста)
В младшем дошкольном возрасте – это: - Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) - Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
-
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
В старшем дошкольном возрасте – это: - Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. - Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
-
Задачи обучения по возрастам
-
Младший дошкольный возраст
-
Старший дошкольный возраст
-
Наиболее эффективными средствами развития познавательного интереса, как известно, являются проблемно-поисковые ситуации, экспериментально-исследовательская, продуктивная конструкторская деятельность.
-
Проблемные игровые ситуации
-
Виды игровых логических задач Классификация Сериация Выводы и умозаключения
-
КЛАССИФИКАЦИЯ — объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки), понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д. Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2—3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).
-
СЕРИАЦИЯ— составление сериационных рядов по различным признакам:— цвет (от самого бледного до самого яркого);— размер (от самого узкого до самого широкого);— форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);— фактура (от самого шершавого до самого гладкого);— количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством). Сериация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), по трем признакам.
-
1. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д. 2. На основе системы рассуждений. Выводы и умозаключения
-
Проблемные игровые ситуации
-
«Поможем Страшиле» Девочка Элли из сказки «Волшебник изумрудного города», просит помочь Страшиле, который никак не станет умным, закончить правильно предложение: - Моряк увидел далекий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки). - Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить). - Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). - Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
-
«Эскимосы и папуасы» В Африке папуасы никогда не видели снега. А на крайнем севере эскимосы не видели траву и деревья. Как мы можем помочь им узнать что это такое?
-
«Корзинки для Мамы Козы» Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
-
«Варенье для Карлсона» Все знают, что Карлсон очень любит всё сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
-
«Помоги Золушке» Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
-
«Подготовка к празднику» Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
-
«Для чего это пригодится?» Почтальон Печкин принёс посылку из Простоквашино от кота Матроскина. Матроскин не любит выбрасывать вещи, считая, что в хозяйстве всё пригодится. И он просит придумать способы применения таким вещам: кирпич, зеркало, яичная скорлупа, пустая бутылка, прутик.
-
«На чердаке Матроскина» Кот Матроскин разбирал чердак в своём доме в Простоквашино. Среди вещей он нашёл там такие предметы: - ветка дерева; телефон; кукла; фрукты;книга; самовар; барабан. Помогите Матроскину разобраться чем эти предметы могут быть полезными. А при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
-
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост». Рекомендации по организации познавательно-развивающей среды в семье
-
6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».8. Ходите с ребёнком в музеи.9. Проводите совместные наблюдения и опыты.10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. 11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком. Рекомендации по организации познавательно-развивающей среды в семье
-
Использованная литература:1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. 2. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет / А.З. Зак. - М.: Московский психолого-социальный институт,1999. - 192 с. 3. Ильницкая И. А. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения / И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С. 82-85.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.