Содержание
-
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения
Презентацию подготовил: воспитатель МБДОУ д/с №345 Хапаева Л.Б.
-
Актуальность «Один учитель преподносит истину,Хороший– учит ее находить».А. Дистервег В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? Как же научить ребёнка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.
-
Использование проблемного обучения помогает педагогу выполнить важные задачи, поставленные ФГОС:
Формировать у дошкольника самостоятельное, активное, творческое мышление; Развивать познавательные возможности, речь; Воспитывать инициативную личность ребенка; Развивать внутреннюю мотивацию к обучению; Способствовать стойкому, качественному усвоению знаний; Научить ребенка не пугаться трудностей.
-
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям.
. Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
-
Цель:Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуаций
-
Задачи:Образовательные: 1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.Развивающие:1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;2. Развивать способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.Воспитательные:1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2.Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать своисуждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
-
Знание или образец действия. Создание проблемного поля. Преобразовательная деятельность ребенка. Новый личный опыт. АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ
-
Алгоритм решения проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин) Проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) Противоречие ? ? Формулирование проблемы Потребность Мотивация Выдвижение гипотезы (решение проблемы) Вариант1 Вариант2 Вариант3 Поиск решения проблемы (проверка гипотезы) Новое знание
-
Картотека проблемных вопросов к занятиям Введение в грамоту. -Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу? -Из чего состоит слово, если мы его произносим? -Из чего состоит слово, если мы его пишем? -Может ли слово состоять только из гласных звуков? -Может ли слово состоять только из согласных звуков? -Что образует слог? -Что определяет границы предложения на письме? -Что определяет границы предложения в речи? Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. -Что будет, если в сказке появится новый герой? -Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая? -Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали? -Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»? -Для чего используются образные слова? -Можно ли словами «нарисовать» портрет? -Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
-
Картотека проблемныхситуации Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой .Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях , развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулки Тема: «История вещей» подготовительная группа Ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. Цель: Формирование у детей мыслительных процессов Область применения: совместная деятельность.
-
Картотека мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации Беги ручеек Красная шапочка Мойдодыр Кот Леопольд Мама мамонтенка Квартет Гуси – лебеди На горке Дудочка и кувшинчик Серая Шейка Буратино Айболит
-
Ожидаемый результат Повысилась «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».
-
Трансляция педагогического опыта в интернет сообществах
-
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384). ИльницкаяИ.Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения . Омск: ООИПКРО. 2001. Ильницкая И.Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении . М.: Педагогика, 1972.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.