Презентация на тему "Предпринимательствов период правления Петра i"

Презентация: Предпринимательствов период правления Петра i
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Предпринимательствов период правления Петра i", включающую в себя 30 слайдов. Скачать файл презентации 2.16 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предпринимательствов период правления Петра i
    Слайд 1

    Предпринимательствов период правления Петра I

    Выполнила: Студентка I курса Группы УМБ 1-1 Неретина Маргарита

  • Слайд 2

    Деловая жизнь России первой четверти XVIII в. проходила под знаком реформ Петра I, которые стали важным шагом на пути модернизации страны

    В отличие от предшествующих реформ, петровские преобразования носили комплексный характер, охватывали важные стороны жизни народа, в том числе и в сфере деловых отношений

  • Слайд 3

    Задачи реформ:

    преодоление автаркии страны, т.е. хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира создание боеспособной армии, способной “прорубить окно в Европу”, обеспечить выход к морю

  • Слайд 4

    К концу XVIII в. в России насчитывалось около двух десятков крупных мануфактур, работающих в основном на армию

    Но их было явно недостаточно

  • Слайд 5

    В России господствовало крепостное право, имелся незначительный слой свободных “гулявших” людей. Купцы, имевшие капиталы, не стремились вкладывать их в производство. Они предпочитали заниматься своим прямым делом – торговлей, скупая продукты кустарных промыслов, монопольно сбывая их и наживая на этом огромные капиталы.

  • Слайд 6

    Указ от 27 октября 1799 г.

    Указом от 27 октября 1799 г. Петр I приказал купечеству вести дела по-новому, как в Европе, объединяясь в компании (по терминологии петровского указа “кумпанства”). По примеру западных государств царь привлекал в компании людей состоятельных, денежных – “капитальных”, невзирая на их сословную принадлежность, а часто и их нежелание Помимо купцов, Петр вовлекал в промышленное предпринимательство своих приближенных и дворян, которым по достижении 40-летнего возраста разрешалось заниматься торгово-промышленным промыслом.

  • Слайд 7

    “Зная, насколько тяжелы на подъем русские торговые люди, он выбрал ряд имен из списков ведущих купцов империи и назначил этих лиц членами компании. По совершению этого, он послал солдат отыскать своих жертв и привести их в Москву “на срочную высылку” (цит. по: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 277). Ричард Пайпс

  • Слайд 8

    Большую известность получила организация шелковой компании “высокими интересантами” созданная – генерал-адмиралом Ф. Апраксиным, начальником Тайной канцелярии П. Толстовым и вице-канцлером П. Шафировым. Промышленной деятельностью занимались также князья П. Черкасский и П. Дашков, имевшие железоделательные предприятия. Ф. Апраксин П. Шафировым П. Шафировым

  • Слайд 9

    В марте 1702 г. Никита Демидов получил из казны Невьянский железоделательный завод на Урале. Реконструировав и расширив предприятие, Демидов увеличил производство ядер, пушек, металла. Невьянскийзавод.Фото начала ХХ века Н.Д. Демидова

  • Слайд 10

    Предпринимательская деятельность Демидовых – характерный пример воплощения проводимой тогда экономической политики, направленной на создание крупного производства при поддержке государства с широким использованием принудительного труда. Расширяя масштабы производства, Демидовы и им подобные, в значительной степени опирались на свои собственные предпринимательские способности, собственные капиталы и возможности. Вместе с тем они действовали жестко, часто применяя насилие, произвол и самоуправство. Это было характерно для российской деловой жизни петровской эпохи.

  • Слайд 11

    Мануфактур-коллегия — одна из коллегий, задуманная и созданная Петром Великим. Была учреждена в 1717 году, первоначально действовала совместно с Берг-коллегией, затем выделена из нее в отдельный орган. Позже была восстановлена и действовала наряду с другими коллегиями в правление Елизаветы Петровны, дочери царя (то есть в 1740-е — 1750-е годы). Представляла собой коллегиальный орган государственной власти, отвечала за развитие российской промышленности, создание и функционированиемануфактур. Берг-колле́гия — орган по руководству горнорудной промышленностью в России; учреждена в 1719 году по инициативе Петра I. Действовала в 1719—1731, 1742—1783 и 1797—1807 годах. Руководствовалась Берг-привилегией и Берг-регламентом, а также именными и сенатскими указами.

  • Слайд 12

    В январе 1721 г. Петр издал указ “О покупке к заводам деревень”, по которому купцам, богатым горожанам из числа ремесленников разрешалось покупать крепостных крестьян. В данном случае крестьяне приписывались к предприятию и составляли единое целое. Этих крестьян уже нельзя было продать отдельно, т.е. такие мануфактуры покупались и продавались только на определенных условиях. Они получили название посессионные(от латинского слова “посессия” – условное владение)мануфактуры. За ними велось государственное наблюдение.

  • Слайд 13

    В марте 1722 г. был опубликован указ о розыске беглых рабочих людей

  • Слайд 14

    В отличие от мануфактур на Западе, мануфактуры в России не только основывались на крепостном труде, но и находились в большой зависимости от государства, а следовательно, имели ограниченные возможности для самостоятельного развития. Только выполнив казенные заказы, владелец мануфактуры мог излишки продукции реализовать на рынке. Но, как правило, после выполнения казенного заказа излишков или вообще не оставалось, или оставалось слишком мало, но и их заводчику приходилось продавать опять в ту же казну и по государственным ценам

  • Слайд 15

    “В эпоху Петра I и при ближайших его преемниках в России не было предпринимательства” (Галаган А.А. История предпринимательства российского: От купца до банкира. М., 1997. С. 51)

  • Слайд 16

    Выплавка чугуна в России в 1700-1725 гг. (в тыс. пудов)

  • Слайд 17

    В основе экономических преобразований Петра I была модная в то время на Западе политика меркантилизма, суть которой сводилась к двум моментам. Во-первых, народ, чтобы не обеднеть, должен по возможности производить все необходимое сам и, во-вторых, должен стремиться вывозить товаров больше, чем ввозить.

  • Слайд 18

    В 1703 г. царь учредил в Петербурге Биржу как место регулярных собраний купечества для заключения торговых сделок, информации о ценах и товарах

  • Слайд 19

    Большую роль в торговле, как и прежде, играли ярмарки. Наиболее крупными из них в первой четверти XVIII в. были Макарьевская под Нижним Новгородом и Свенская у стен монастыря близ Брянска.

  • Слайд 20

    Существовали и другие формы торговли: стационарная, производившаяся в лавках, магазинах, балаганах, лабазах, палатках, и развозно-разносная. Среди скупщиков того периода особо выделялись так называемые прасолы. Они скупали по деревням мед, воск, мех, сало, пеньку и т.д. Те из них, кто скупал хлеб, назывались кулаками. Скупщики объединялись в артели, имели свои торговые районы. Наряду с ними действовали еще мелкие торговцы – офени, ходебщики, коробейники, слобожане.

  • Слайд 21

    В 1669 г. Петр I предоставил городскому населению право на самоуправление. В городах были созданы выборные органы управления, деятельность торговых и посадских людей изъята из ведения воевод и приказов.

  • Слайд 22

    В 1718 г. в городах появились магистраты, которые избирались из купцов пожизненно. Купечество вместе с промышленными людьми было выделено в особую привилегированную группу – гильдию. Купцы, записанные в гильдию, освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 руб. с человека; получали право покупать крестьян и приписывать их к фабрикам и заводам. Финансового значения гильдии не имели. Они являлись своеобразным полицейско-государственным институтом. Коммерц-коллегия должна была контролировать деятельность купечества.

  • Слайд 23

    Преобразования в сфере торгового предпринимательства отрицательно сказывались на жизни русского купечества. В отличие от владельцев промышленных мануфактур, торговые люди не получали льгот, не имели финансовой поддержки, а, наоборот, облагались высокими налогами, включая подушный налог (как крепостные крестьяне), обязаны были брать солдат на постой, вкладывать деньги в строительство военных кораблей, нести государеву службу. Большой вред коммерческой деятельности купцов наносили их принудительные переселения в Санкт-Петербург.

  • Слайд 24

    При покупке товара иностранные купцы широко использовали кредит. В России тогда еще не было ни государственных, ни частных учреждений коммерческого кредита. С помощью иностранных коммерсантов в стране было введено вексельное обращение, но в виде различных суррогатов, таких, например, как “советные письма” русских купцов своим кредиторам, где обозначались сумма долга и срок уплаты. Однако каких-либо законодательных актов, регламентировавших вексельное обращение, в России еще не было

  • Слайд 25

    “Один из самых печальных результатов петровского переворота, – писал Герцен, – это развитие чиновнического сословия”.

  • Слайд 26

    Князя А.Д. Меньшиков

  • Слайд 27

    Князь Гагарин

  • Слайд 28

    Вице-губернатор Корсаков

  • Слайд 29

    Петр запустил своего рода “вечный двигатель бюрократии”, цель которого состояла в упрочнении бюрократической власти самой по себе, достигаемой вне зависимости от того, какой властитель был на троне – умный или глупый, деловой или деятельный. историк Е.В. Анисимов

  • Слайд 30

    В целом преобразования Петра I в сфере деловой жизни не вывели ее на качественно новый более высокий рубеж развития. Достигнутый на крепостнической основе промышленный подъем лишь укрепил традиционное российское общество с его командно-регулируемой экономикой и подчинением предпринимателя государству. Попавшие в полную экономическую зависимость от государства деловые люди России не могли действовать свободно, творчески, как действовали предприниматели Запада, находившиеся в условиях свободной рыночной экономики. Совершенно иной была и психология поведения русских деловых людей. Если деловой мир Запада, воспитанный на идеях протестантизма, стремился не только к личному обогащению, но и к приумножению капитала, расширению своего дела, то российское предпринимательство, “вмонтированное” в государственную жизнь, привыкшее служить, покоящееся на христианской средневековой морали, на ценностях традиционного общества, мечтало не столько о развитии собственного дела, сколько о престижной и высокооплачиваемой, а в известной мере, и доходной государевой службе. Реформы Петра I не только не изменили, а, наоборот, укрепили весьма своеобразную психологию русского делового человека Итоги

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке