Содержание
-
История жизни и творчества Васнецов Виктор Михайлович Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. В.М. Васнецов.
-
Виктор Михайлович Васнецов — основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Биография Автопортрет. 1868
-
Талантливый живописец, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 в селе ЛопиялУржумского уезда Вятской губернии. Его отец Михаил Васильевич Васнецов был потомственным священником. Вселе Рябово прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила так же просто, как и остальные крестьяне. У Виктора было пять братьев, все они помогали отцу вести хозяйство, поскольку их мать умерла очень рано. Отец Михаил, будучи широко образованным человеком, стремился дать своим детям разностороннее воспитание. Он нe только учил их грамоте и арифметике, но и пытался развить в них наблюдательность, пытливость. Васнецовы любили читать научные журналы, рисовать акварелью и заниматься резьбой по дереву. Сын священника Портрет Васнецова В.М.
-
Холодный Вятский край с его суровой природой, обособленным укладом жизни, сохранившим старинные обычаи, народные поверья, деревенские песни и сказки, сформировал художественное и жизненное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его младший брат Аполлинарий (пошедший впоследствии по стопам брата) навсегда впитали в себя эту атмосферу «преданий старины глубокой», которая в дальнейшем явилась главной особенностью их творчества. Но по сложившейся семейной традиции мальчики Васнецовы должны были пойти по стопам своих предков и стать священниками. Васнецов Виктор окончил духовное училище в 1862, перешел в класс Вятской духовной семинарии. Автопортрет. 1873 Государственная Третьяковская галерея
-
В 1867 году Васнецов, мечтавший стать художником, решил попробовать попытать счастья на вступительных экзаменах в Петербургскую Академию художеств. Но средств на поездку в столицу у него не было, и тогда его друг и наставник польский художник ЭльвироАндриолли устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой были проданы две любительские картины молодого дарования. Получив, таким образом, денег, юноша оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Васильевича уехал в Петербург. Портрет Васнецова В.М. – Репин И.Е. 1883
-
Портрет Васнецова В.М. – Куинджи А.И. Жизнь в столице В 1867 Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за застенчивости и неуверенности в собственных силах даже не стал узнавать результат. К лету следующего года Васнецов, чувствуя больше уверенности в собственных умениях и знаниях, снова отправился на вступительные экзамены в Академию художеств. Каково же было его удивление, когда он узнал, что был зачислен в студенты еще в прошлом году! Первый год обучения принес Виктору заслуженную награду — серебряную медаль за ученические работы. Помимо учебы, у Васнецова появились неплохие заказы от издательств на создание рисунков к различным произведениям: азбукам, сказкам и бытовым рассказам. В 1870 отец художника скончался. Теперь студенту Васнецову нужно было больше работать, чтобы как-то сводить концы с концами. Из-за этого он стал нерегулярно посещать классы Академии, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате, юноша даже не стал держать выпускные экзамены и в 1874 получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он «состоял в числе учеников Академии».
-
В поисках собственного стиля Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, Виктор Михайлович с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими открытиями современных французских живописцев. Их влияние чувствуется в созданной им во Франции жанровой картине «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» (1877, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Это полотно весной 1877 Васнецов выставил на ежегодном парижском Салоне, но без особого успеха. Вернувшись через год на Родину, он представил «Акробатов» на очередной передвижной выставке. Александр III, увидев эту работу, приобрел ее для императорской коллекции. В 1878 Васнецов был принят в ряды Товарищества передвижников.
-
Интерес к истории Вскоре художник вместе с супругой и братом перебрался из Петербурга в Москву. Патриархальный дух этого большого старинного города, его бесчисленные храмы, разнообразные по стилю избы, особняки и дворцы поразили живописца. Он с удовольствием зарисовывал Кремль, московские монастыри и храмы. Здесь Васнецов получил заказ от директора Московского публичного и Румянцевского музея, этнографа В. А. Дашкова на создание портретов знаменитых русских деятелей с копий сохранившихся гравюр. Благодаря этой работе живописец все больше погружался в атмосферу старины и преданий. Он получил возможность увидеть и прикоснуться к историческим реликвиям, почувствовать необыкновенную атмосферу прошлых веков. Все это подвигло Васнецова, еще с семинарских лекций полюбившего строки «Слова о полку Игореве», создать серию историко-былинных картин. Первым произведением цикла стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
-
Неоднозначная реакция на полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» не заставила художника отказаться от замысла создания цикла историко-былинных картин. Увлечение археологическими открытиями, стариной и русским фольклором все больше отражалось на творчестве мастера. На сказочную тему был написан «Ковер-самолет» (1880, Нижегородский художественный музей. В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок. Художник сумел достоверно передать фактуру богатогокостюма царевича, ворса шерстяного узорчатого ковра и толстого стеклафонаря, за которым при внимательно рассмотрении видно не пламя, а Жар-птица, раскинувшая свои золотые крылья.Ширина полотна 1650 высота 297 см. Сказочные сюжеты из реальной жизни
-
Подмосковная природа навевала на Виктора Михайловича романтически-сказочное настроение. Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. Саму картину, получившую название «Аленушка» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Представленная на Девятой передвижной выставке, эта работа произвела неоднозначное впечатление. Простые зрители единодушно выразили свое восхищение удивительным талантом художника, но критики, в том числе такой знаменитый ценитель живописи, как меценат П. М. Третьяков, высказывали весьма едкие замечания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.