Содержание
-
Родительский всеобуч
«ЗАБОТА, КОНТРОЛЬ И ТРЕБОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
-
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А.Макаренко
-
Родительская забота
Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) Родительская забота гиперпротекция гипопротекция
-
При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, "привязывать" его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков
-
Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: "Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться", "Никуда не уходи без меня"
-
При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное . Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребёнку. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребёнка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью.
-
Степень удовлетворения потребностей ребёнка
Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Игнорирование такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.
-
Родительский контроль
Родительский контроль автономия контроль По многим причинам нельзя предоставлять ребенку неограниченную свободу. Необходимы определенные ограничения и руководство, чтобы обеспечить его безопасность.
-
Компоненты родительского контроля (Э.Маккоби)
Ограничительность - установление границ детской активности. 2. Требовательность - ожидание высокого уровня ответственности у детей. 3. Строгость - принуждение детей к чему-либо. 4. Навязчивость - влияние на планы и отношения детей. 5. Произвольное проявление власти.
-
Модели родительского контроля (Д.Баумринд)
Модель авторитетного родительского контроля. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общаются, но контролируют детей, требуют осознанного поведения. Модель властного родительского контроля. Родители жестко контролируют детей, часто применяют свою власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Снисходительная модель. Родители не поощряют детей, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.
-
Виды родительского контроля(И.А.Захаров)
Разрешающий контроль. Здесь допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей. Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителя следить за каждым шагом ребенка.
-
Формы отсутствия контроля
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, приводящий иногда к полной безнадзорности. Потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребёнка по типу «кумир семьи».
-
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»
Я-центр семьи, родители существуют ради меня. Мои пожелания и стремления-самые важные. Я должен их осуществлять во что бы то ни стало. 3. Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною. 4. Люди, которые не видят моего превосходства,-просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела. 5. Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются.
-
Родительские требования
Требования-обязанности Требования-запреты
-
Требования - обязанности
Чрезмерность требований-обязанностей. Родители любят не столько самого ребёнка, сколько его идеальный образ. Недостаточность требований-обязанностей. Ребёнок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
-
Требования - запреты
Чрезмерность требований-запретов. Ребёнку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов. Ребёнку «всё можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребёнок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.
-
Авторитарная гиперсоциализация - родители требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребёнка. За проявление своеволия ребёнка наказывают.
-
Влияние родительского контроля на развитие личности ребёнка
Демократический стиль определяется высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка. 2.Контролирующий стильпредполагает введение значительных ограничений на поведение детей, чёткое и ясное разъяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
-
Совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля(3 группы детей)
Компетентные- с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях (ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).
-
Комплекс черт компетентных родителей:
КОНТРОЛЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
-
Техники дисциплинирования ребёнка
а) эмоциональное наказание; б) техника, основанная на утверждении силы; в) разъясняющая техника.
-
Эмоциональное наказание - это такая дисциплинарная форма, при которой родители воздействуют на чувства ребенка. Это отказ разговаривать с ребенком, насмешки, нарочитое лишение его родительской любви ("мама такого не любит"), выражение нелюбви, изоляция ребенка, стимуляция чувства вины. Это наиболее сильный способ воздействия на ребенка, так как эмоциональное наказание может быть длительным, к тому же на ребенка в этом случае действует сильная угроза - страх потери объекта любви.
-
Техника, основанная на утверждении силы, включает физические наказания, лишение удовольствий и материальных ресурсов, вербальные угрозы по отношению к ребенку. В этом случае механизмом управления поведением ребенка является страх наказания.
-
Разъясняющая техника является относительно мягким способом дисциплинирования, который характеризуется попытками родителей объясниться с ребенком в надежде, что он поймет, почему он должен изменить свое поведение. Например, можно разъяснить ребенку его поведение, взывая к его гордости, к желанию "быть взрослым", объяснить разумность соблюдения дисциплины.
-
Дисциплина – это путь сделать ребёнка более счастливым и успешным в достижении его целей. Это средство формирования у ребёнка самоконтроля и самодисциплины. Физическое наказание порождает у ребёнка гнев, ощущение беспомощности.
-
Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за его судьбу поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку и родителям.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.