Содержание
-
Семейное воспитание Выполнил: Соколов Ю.В.
-
Содержание
Введение.........................................................................................................................3 Методологическая основа..............................................................................................4 Определение семейного воспитания............................................................................5 Цели и задачи семейного воспитания...........................................................................5 Деформации родительской семьи.................................................................................5 Стили семейного воспитания.........................................................................................6 Факторы семейного воспитания.....................................................................................7 Воспитательная позиция родителей.............................................................................8 Дисгармония семейных отношений...............................................................................8 Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками...........................10 Нарушение коммуникативных процессов...................................................................10 Особенности воспитания детей в семье....................................................................11 Основы организации сотрудничества школы и семьи................................................15 Заключение....................................................................................................................19 Литература.....................................................................................................................20
-
Введение
Актуальность исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлено тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней заключаются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции другого. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребенка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка. Ребенок может приниматься родителями таким, каким он есть. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям: когда хорошо учится и ведет себя.
-
Проблемы исследования: Несоответствие системы ценностей старшего поколения с формирующейся системой ценностей младшего поколения ставит следующую проблему исследования: каковы особенности семейного воспитания, обеспечивающие формирование и развитие личности? Тема исследования: семейное воспитание. Объект исследования: семейное воспитание. Предмет исследования: особенности семейного воспитания детей в семье. Цель исследования: теоретически изучить особенности семейного воспитания для дальнейшей педагогической деятельности. Задачи исследования: Актуализировать необходимость семейного воспитания. Определить спектр проблем, связанных с семейным воспитанием. Изучить воспитательный потенциал семьи. Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье. Изучить особенности воспитания нервных детей в семье. Изучить основы организации сотрудничества школы и семьи. Изучить общение учителя с родителями. Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы. Методологическая основа исследования: Культурологический подход: основан на рассмотрении формирования субъекта общества и его особенности социальных взаимодействий в определенной культуре с её механизмами и нормами. Культурологический подход – это подход, рассматривающий события или явления с позиции культурных ценностей[11].
-
Определение семейного воспитания Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью механизма идентификации – ребенок подражает своим родителям, ориентируясь на их пример, старается стать таким же[4]. Цели и задачи семейного воспитания Главной задачей семьи является воспитание нравственности у ребенка. Именно в семье ребенок получает первые знания и формируется как личность, а уже затем продолжает свое развитие в учебных заведениях. И от семейного воспитания впоследствии будет зависеть поведение ребенка в обществе. Деформации родительской семьи При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей и др. Процесс социального учения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, целостные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка[9]. Выделяют два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация семьи – это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.[6]. Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.
-
Стили семейного воспитания Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктат», «доминирование») – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо поддерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезнет, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим[4]. Демократический стиль (в терминологии других авторов – «авторитетный», «сотрудничество») – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательности соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение[4]. Попустительский стиль (в терминологии других авторов – «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались[4].
-
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания появляется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка[7]. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости[7]. Факторы семейного воспитания Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти: эмоциональное отношение, любовь, принятие, особенности требований и контроля. Также другой важный фактор – степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями[6].
-
Воспитательная позиция родителей В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность[8]. Адекватность— умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения[8]. Гибкость— способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения[8]. Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными. Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами[8]. Дисгармония семейных отношений Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д.
-
Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым подростки очень чувствительны. Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Например, ребенок выполняет следующие роли: «любимчик» («расширение сферы родительских чувств») — чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения; «бэби»,«маленький ребенок», («предпочтение в ребенке детских качеств») — даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма. Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях; «хулиган», «неисправимый», «трудный» и т.п. — в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой; «вундеркинд», «надежда семьи» — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.); «козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, происходящие переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок; «судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотический стиль воспитания, но с высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремлении проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена-ребенок», и возникает коалиция «мать — ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа-отца[4].
-
Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку. «Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. «Сдвиг в установках родителей по отношению к подростку, в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям[10]. Нарушение коммуникативных процессов В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка. Коммуникация в семье, прежде всего напрямую связана с «Я» ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, ...предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными». Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи[2].
-
Особенности воспитания детей в семье Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовлено более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастия к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребенка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека. Дети с ранним умственным подъемом не редко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям[8]. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение, то же будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющихся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо проблем, усилий и трудностей, принимая их на себя[1]. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребенка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей[3].
-
Младший школьный возраст – период воспитания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Таким образом, в процессе воспитания детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны во время подсказать, направить родительское воспитание[2]. Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроках. Уже умеющим читать и считать приходится прибывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несет в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что: а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди; б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью[1]. Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе. Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом жаждет новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-то сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он «выскочка». Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на что-нибудь постороннее – что влечет за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями? Таким образом, ребенок становится лишним в школе, а она ему – не нужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже впервые школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может, кроме такой же средней программы. Все-таки, немалая доля детей с ранним подъемом способностей как-то приспосабливаются к общим требованиям. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.
-
Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк. У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянуться к различным словесным играм, шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм[1]. Часто выступает одна из показательных черт характера ребенка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убедить в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребенка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Современные родители, по определению Дж. Пирса, «рассоединенные», они существуют рядом, но не вместе. Современные родители стараются, как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью[5]. Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в обучении детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей: «развивающий» и «обучающий». «Развивающий» учитель акцент в своей работе, прежде всего, делает на развитие процессов психики, на творческую работу. «Обучающий» учитель большее время уделяет показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания[7].
-
Основы организации сотрудничества школы и семьи Одна из значимых профессиональных обязанностей учителей – эта организация такого сотрудничества с родителями учащихся, что бы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений «учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса[8]. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта его участников, потому что их связывает ученик, как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Разный уровень компетентности в понимании цели, задач и методов воспитания, обучения порождает расхождение во взглядах, создает у учителя неправильное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относится к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливает с учащимися лишь деловые отношения. Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, родители – знать нравственно - педагогические требования учителя. В систему отношений «учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта его участников, потому что их связывает ученик, как объект взаимного влияния[3]. Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщенность интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребенку; различный уровень педагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожидания от него.
-
Различие типов отношения к ребенку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители разных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливает с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребенку, внимание и забота о нем – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребенка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребенке: родителям более известна жизнь их ребенка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость. Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя так же может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании цели, задач и методов воспитания, обучения порождает расхождение во взглядах, создает у учителя неправильное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относится к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве[7]. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливает с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребенку, внимание и забота о нем – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Причины противоречия между учителем и родителями учащегося, способны помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержит факторы, которые часто могут быть смягчены.
-
Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «учитель – родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорным важнейшим источником формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-педагогических установок[3]. В семье у ребенка формируется начальное представление о цели и смысле жизни, ценностная ориентация, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходит это формирование. Разный уровень компетентности в понимании цели, задач и методов воспитания, обучения порождает расхождение во взглядах, создает у учителя неправильное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относится к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что может и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Характер взаимоотношений учителя и родителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное сотрудничество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащегося, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды, а родители ученика – часть его школьной микросреды. В семье у ребенка формируется начальное представление о цели и смысле жизни, ценностная ориентация, нравственные и социальные потребности и т.д.[5]. В семье у ребенка формируется начальное представление о цели и смысле жизни, ценностная ориентация, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходит это формирование. Разный уровень компетентности в понимании цели, задач и методов воспитания, обучения порождает расхождение во взглядах, создает у учителя неправильное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относится к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходит это формирование. Разный уровень компетентности в понимании цели, задач и методов воспитания, обучения порождает расхождение во взглядах, создает у учителя неправильное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относится к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве[4].
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Интересоваться проблемами ребенка вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; Не оказывать на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
-
Литература
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.П. Азаров. – М.: НПО «МОДЭК», 1985. – 160с. – ISBN 5-03-327541-4. Бодалева, А.А. Популярная психология для родителей/ А.А. Бодалева. – М.: Прогресс, 1988. – 240с. – ISBN 5-09-001419-9. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни/ И.В. Гребенников. – М.: Прогресс, 1990. – 206с. – ISBN 5-09-000944-9. Ковалев, С.В. Психология семейной жизни/ С.В. Ковалев. – М.: ИКФ «Фолиант», - 1988. – 206с. – ISBN 5-09-00427-7. Кулик, Л.А. Семейное воспитание/ Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М.: Дрофа, 1990. – 188с. – ISBN 5-81327-067-5. Луньков, А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома/ А.И. Луньков. – М.: НПО «МОДЭК», 1995. – 198с. – ISBN 5-03-326584-4. Нефедов, В.И. Искусство воспитания в семье/ В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань. – Минск: Прогресс, 1971. – 160с. – ISBN 7-56-424681-9. Радугина, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Радугина. – М.: Дрофа, 1997. – 210с. – ISBN 5-88860-010-5. Писаренко, В.И. Педагогическая этика/ В.И. Писаренко. – М.: Дрофа, 1990. – 142с. – ISBN 5-64325-971-5. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка/ Д.И. Фельдштейн. – М.: Прогресс, - 1988. – 186с. – ISBN 5-05-002-0587-9. Козырева, О.А. Общие основы педагогики: программа контрольно-измерительные материалы. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология»/ О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2005. – 216с. – ISBN 5-85117-125-1.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.