Содержание
-
Влияние современного информационного поля на становление личности младших школьников
Выпускная квалификационная работа обучающегося 6 курса по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль) Начальное образование, Дополнительное образование заочной формы обучения Кочетовой Юлии Сергеевны Руководитель: Кондакова Ирина Владимировна, (канд. пед.наук, доцент)
-
Информационная среда, которая окружает человека, составляет его информационное поле. В.Н. Чуприна [15] под информационным полем понимает «совокупность информационных инфраструктур и ресурсов, которые составляют межгосударственные и государственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации». С.А. Проскурин: «информационное поле –поле, в котором создается, перемещается, а так же потребляется информация» . В широком понимании информационное поле – это информационная среда, посредством которой информационные субъекты взаимодействуют друг с другом. Исследователи относят к нему: традиционные СМИ (телевидение, радио, печатные издания), интернет (сайты, порталы), средства сетевой виртуальной медиакоммуникации (социальные сети, форумы и т.п.).
-
Вопросу изучения современного информационного поля посвящены работы В.Н. Чуприной и В.Л. Гирича , С.А. Проскурина, Б.Л. Залесского, А.И. Ненашева, А.В. Посталовского, Д.Ю. Астапенко [и др. ___________________________________ Влияние телевидения и интернета на личность младших школьников рассматривают многие как отечественные (Т.В. Афанасьева, И.Е. Гладкова, А.А. Малева , Г.У. Солдатова и др.), так и зарубежные (Н. Постман, Р. Пацлаф, Р. Харрис ) учёные и исследователи.
-
Влияние современного информационного поля на развитие личности ребёнка не вызывает сомнения. Дети младшего школьного возраста легко впитывают ту информацию, которую они видят по телевизору, в интернете, в рекламных стендах и других источниках, что связано с их возрастными особенностями. Они чувствительны, восприимчивы, эмоциональны. Дети тратят много времени на просмотр телевидения и различных роликов в интернете, причем большинство родителей его не ограничивают. Таким образом, ребёнок может смотреть не только детские передачи, но и предназначенные для взрослых. Но совсем мало времени младшие школьники отводят на чтение книг, а ведь это является самым безопасным и естественным путем развития детей и получения информации. Существует много передач, сюжетов, которые влияют на ценности, социальные установки и модели поведения школьников. Чаще всего такое воздействие негативно сказывается на социализации личности ребёнка. АКТУАЛЬНОСТЬ
-
Объектом исследования выступают процесс становления личности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – влияние информационного поля на становление личности младшего школьника. Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении особенностей влияния современного информационного поля на личность младших школьников.
-
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ охарактеризовать особенности развития детей младшего школьного возраста; 2) рассмотреть понятие «современное информационное поле» и его составляющие и изучить его влияние на младших школьников; провести констатирующий этап опытно-экспериментальной работы с обучающимися 1-4 классов; 4) описать образовательные онлайн-платформы, положительно влияющие на развитие детей младшего школьного возраста. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что современное информационное поле может оказывать как негативное (при бесконтрольном воздействии) так и позитивное (при специально организованном воздействии) влияние на становление личности младших школьников.
-
В исследовании приняли участие 20 родителей детей – младших школьников и 20 детей, обучающихся во 2 классе МБОУ «СШ с. Ламское». Проведенный в рамках нашего исследования опрос показал, что преимущественные источники получения информации – это интернет (44% опрошенных), 30% черпают информацию из телевидения, 25% из печатных изданий, и всего лишь 1% слушает радио. Рис1. Преимущественные источники получения информации
-
Согласно результатам тестирования по вопросу провождения времени в интернете 90% детей выходят в интернет каждый день. Рис. 2. Частота выхода младшими школьниками в интернет Причем главная цель выхода в сеть – игры (72%), в учебных целях выходят в интернет 63%, далее идет участие в образовательных и творческих проектах (54,5%), скачивание музыки, видео (18%), выход в соцсети, блоги – 9%. Рис.3. Цель выхода младшими школьниками в интернет
-
Влияние цифрового поля на развитие личности общепризнано. Телевидение, интернет и другие каналы поступления информации воздействует не только на психическое развитие младших школьников, но и оказывает влияние на формирование их интересов и склонностей. Как показывает наблюдение, младшие школьники в силу своих возрастных особенностей зачастую податливы, доверчивы и восприимчивы, тем самым заимствуют образцы и модели поведения. В настоящее время пользуются популярностью среди младших школьников социальные сети, развлекательные площадки типа Youtube, ВКонтакте, TikTok, Likeeи др. Книги отходят на второй план, их читают больше по принуждению, кумирами становятся блогеры на Youtube , в TikTok – им подражают, берут с них пример. Причем, не всегда этот пример положительный.
-
Поскольку младшие школьники в интернете интересуются в основном компьютерными игры, здесь можно найти как положительные, так и отрицательные моменты. Игры могут способствовать концентрации и переключению внимания, развитию ловкости, настойчивости, однако зачастую тормозят развитие воображения и образного мышления, приводят к компьютерной зависимости. Хочется отметить, что большую роль здесь играют родители, их отношение к тому, что ребенок проводит время в интернете. Родители должны общаться, беседовать с детьми по поводу компьютерных игр и других онлайн-сервисов, которые посещает их ребенок, совершать так называемые совместные «прогулки» по интернету.
-
Проведению времени с пользой в интернете помогут образовательные онлайн-платформы, которые позволяют не только заинтересовывать тем или иным предметом, но и повысить осознанность запоминания информации, а также отработать необходимые навыки, повышают мотивацию к самообучению, формируют умение правильно распределять свое учебное время, к примеру, Яндекс.Учебник, «Российская электронная школа», «Реши-пиши», Lingualeo и др.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.