Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» г. Бийска
Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Подготовила: старший воспитатель Болдовкина Т.И.
-
Актуальность
Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.
-
«Теория решения изобретательских задач« - ТРИЗ Её создателем в 1948 г. стал Генрих СауловичАльтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития дошкольников около 20 лет назад. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)
-
ЦЕЛЬ: Помочь детям овладеть современной методологией для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы ТРИЗ -технологии. задачи Создать творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечить комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду Показать эффективность методов и приёмов ТРИЗ -технологий Выработать у детей с помощью игровых занятий способность порождать новые идеи, откланяться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации
-
Ожидаемые результаты: • повысит интерес к ОД; • обогатит круг представлений, пополнит словарный запас; • сформирует творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в различных областях действительности; • поможет формировать логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость детей.
-
Отличие от стандартных подходов в обучении
Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Элементы ТРИЗ в детском саду Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя.
-
Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми
Игры с элементами ТРИЗ «Фантазия» «Плохо-хорошо» «Найди друзей» «Сказка наизнанку» «На что похоже?» «Что из чего?» «Что-то часть чего-то» «Угадай, что я загадала» «Цепочка» «Теремок» «Чем был – чем стал» «Перевертыши»
-
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Кто-кто в теремочке живет?
-
"Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка? Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2.Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши - Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
-
Методы и приёмы ТРИЗ технологии Метод «Мозговой штурм» Метод проб и ошибок Сравнение живых и неживых объектов Прямая аналогия Метод Эмпатии Изменение сюжета сказки Фантастическая аналогия Метод противоречий
-
МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ ЦЕЛЬ: • Активизация интереса, • Систематизация знаний, • Формирование понятий относительности. ( Дождь: почему хорошо, почему плохо?)
-
Метод «эмпатии» Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета ( Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка. Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?) Метод «Сравнение живых и неживых объектов» Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение (Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол. Заяц и машина и т.д.)
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.