Содержание
-
Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии
-
Критерии выделения закономерностей психического развития
признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными признание или отрицание активности развития субъекта.
-
Факторный подход
В рамках факторного подхода выделяют две позиции: 1)нативизм - - обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами; 2)эмпиризм - решающее влияние среды, обучения, жизненного опыта, внешних факторов .
-
Теории нативизма
теории преформизма теория рекапитуляции теория созревания
-
Теория преформизма
(от лат. praeformo заранее образую, предобразую) согласно этой концепции все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. «-» не учитывается роль среды
-
Теория рекапитуляции Ст. Холл
(от лат. recapitulatio — повторение). Развитие в онтогенезе - краткое повторение филогенеза. В детстве повторяются все стадии человечества. Последовательность и содержание этапов развития заданы генетически. Задача развития — изжить инстинктивные формы поведения через игру. «-» не учитывается роль среды «+» - попытка выявить логику игры
-
Теория созревания
- Психическое развитие - эндогенный процесс, обусловленный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. - Последовательность и содержание стадий психического развития полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы (теория трех ступеней К. Бюллера, Э.Клапареда)
-
Теория трёх ступеней К. Бюлер
Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: - инстинкт низшая ступень развития ( крик, сосание, глотание, защитный рефлекс) - дрессура - образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки - интеллект - высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации
-
Теория Э.Клапареда
Стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп. Психическое развитие Клапаред приравнивал к развитию мышления и выделял четыре этапа, ориентируясь на изменение типа мышления. 1. до 2 лет происходит преимущественно формирование восприятия, схватывание внешнего вида предметов; 2.от 2 до 3 лет — начинает развиваться речь; 3. от 3 до 7 лет складывается собственно мышление, общие умственные интересы ребенка; 4. от 7 до 12 лет - формируются специальные интересы и проявляются индивидуальные склонности индивида.
-
Теории эмпиризма
ассоцианизм бихевиоризм теории социального научения теория искусственной акселерации теория амплификации
-
Ассоцианизм Дж. Локк
Дж.Локк утверждал, что психика ребенка является «чистой доской» (tabula rasa). Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.
-
Ассоцианизм (Д. Гартли)
Психика состоит из нескольких элементов: – ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) чувств (отражающих силу вибрации). Он исходил из представления о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в мозге. Гартли считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слова и движения.
-
Бихевиоризм Дж. Уотсон
Схема «стимул — реакция» (S — R) (механизм образования новых форм поведения, для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности). Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействие окружающей среды.
-
Бихевиоризм Э.Торндайк
Испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты (от англ. operate — действовать), из которых «отбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный. Оперантное обусловливание («метод проб и ошибок»). Условия успешности научения ребенка — легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними.
-
Необихевиоризм Б. Скиннер
Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.п.). Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться.
-
Теория социального научения Н.Миллер, Д. Доллард
«Социальное научение» введено для обозначения прижизненного выстраивания социального поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ролей, норм, мотивов, ожиданий, жизненных ценностей, эмоциональных реакций. Выделяли: - первичные побуждения (драйвы), исходящие из органических потребностей (голод, жажда, боль), - вторичные, собственно психические (гнев, вина, секс, потребность в действиях, страх, тревога).
-
Теория социального научения А. Бандура
Когнитивное научение предполагает активность обучаемого, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны. Научение не обязательно требует прямого участия в каком-либо акте, достаточно быть наблюдателем поведения модели. Можно опереться на видимые последствия чужого действия: получить информацию и скорректировать собственное поведение (лабораторные и полевые исследования детской и юношеской агрессивности).
-
Теория искусственной акселерации
Лозунг: детство на современном этапе развития общества используется не разумно, с помощью ускоренного (форсированного) обучения можно скорее научить ребенка нужным навыкам.
-
Теория амплификации
Детство это очень важный период, игра — это главный механизм. Лозунг» обучать в игре. Каждый период в детстве своеобразен
-
Конвергенция В.Штерн
Конвергенция – сближение, результат взаимодействия внешних и внутренних факторов Развитие= X наследственность+ Yсреды Психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.
-
Социокультурный подход М.Мид
Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, показала зависимость социокультурных процессов от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Инкулътурация как процесс научения в условиях специфической культуры. М. Мид выделила три типа культур в истории человечества: - постфигуративные (дети учатся у своих предшественников); - кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников); - префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей) .
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.