Содержание
-
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада
-
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
-
Воспитатель — воспитательПричины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
-
Старший воспитатель — воспитательПричины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
-
Заведующий — старший воспитательРазногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
-
Администрация — воспитательЗавышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
-
Воспитатель — родительРазногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
-
Родитель — АдминистрацияНедостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
-
Изучение педагогического коллектива. Можно использовать следующие диагностические методики:- Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).- Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).- Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса).- Опросник“Взаимоотношения в педагогическом коллективе”.- Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.- Изучение привлекательности работы (ПТР-1).- Диагностика срабатываемости и совместимости.- Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.- Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.
-
1. Развитие сплоченности коллектива:совместные мероприятия;мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;делегирование полномочий;тренинг.
-
2. Работа с личностными проблемами:направление к специалисту;тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.);подключение администрации с разрешения
-
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными- Объективно оценивать труд своих подчиненных.- Проявлять заботу, по отношению к ним.- Не злоупотреблять официальной властью.- Эффективно использовать метод убеждения.- Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными.- Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность).- Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
-
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликтаВ случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения
-
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
- Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон? - Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете? - С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись? - Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
-
2. Первому сделать шаг к нормализации отношений.
Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.
-
3. Прибегнуть к мнению третьего,
незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
-
Реагирование на конфликтное поведение- Главное — внутреннее принципиальное отношение.- Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже. - Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.- Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не можетЕсливы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.- Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.- Миролюбие — ваш союзник.- Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.- Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
-
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.
-
Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
-
Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
-
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
-
Разработать варианты решений.
-
Принять согласованное решение
-
Реализовать принятое решение на практике
-
Упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов.
“Толкание”. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене. “Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направленииладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним. Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его. Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.
-
Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций.При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный выход из множества предложенных моделей развития событий. А это возможно только в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение.
-
- Ролевые и деловые игры.- Упражнения на групповую сплоченность.- Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Конфликтологический тренинг. Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. Задачи: обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере); сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия.- Арт-терапевтическиеупражнения.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.