Содержание
-
Процессы реформации и контрреформации и их влияние на развитие международных отношений
Никифорова Т., гр. 04.1-709
-
Реформация
Реформация (в переводе с латинского — преобразование) - широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.
-
Причины реформации
Учение католической церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через свои таинства может его спасти. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. Правители многих стран были недовольны претензиями пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дворяне мечтали получить богатства и земли церкви.
-
Выступление Мартина Лютера
Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.
-
Крестьянская война в Германии
Вскоре в лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции. Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности. В 1524—1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Программа крестьянства называлась «12 статей». Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артиллерией, и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.
-
Жан Кальвин и его учение
Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту. Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.
-
Контрреформация
Комплекс мер, предпринятых католической церковьюи иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо было провести свои реформы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развернула наступление против Реформации. Эта политика стала называться контрреформацией.
-
Орден иезуитов
Контрреформация ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов. Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойола. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы». Одновременно папство укрепляло богословские факультеты университетов и церковные школы. В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.
-
Религиозные войны
В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образовании перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола.
-
Во Франции во второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества. В 1598 г. король провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепостей, вооруженные силы.
-
Итоги Реформации
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библииприводила к росту как начальных учебных заведений, так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
-
Провозглашение духовного равенства стимулировалось развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством. Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.
-
Влияние на международные отношения
1648 г. - заключение Вестфальского мира, закончившего тридцатилетнюю войну, ставшую последней крупной религиозной войной. Этот мир стал отправной точкой развития новой системы международных отношений в Европе. В результате Реформации единый католический мир, объединявший народы Европы под руководством римского папы, распался. Возникли национальные церкви, которые находились в подчинении у светских властей. Этот процесс стал началом развития национальных государств. Реформация способствовала развитию просвещения, поскольку религиозные тексты переводились на национальные языки, а изучение Библии перестало быть прерогативой священников. Реформация способствовала некоторой демократизации управления, заложив основы для развития тех идей, которые развивались в эпоху Просвещения и буржуазных революций. Реформация способствовала развитию нового экономического уклада – капитализма.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.