Содержание
-
Методика «Выбери нужное лицо»
Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
-
Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое уребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет смалышами».
Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами. +
-
Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или веселое?» Он (она)гуляет со своей мамой и малышом.
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.
-
Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу-дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 3. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника.
-
Одевание:«Как ты думаешь, какое лицо будет у это-го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
Рис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки.
-
Игра со старшими детьми:«Как ты думаешь, какоелицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?Он (она) иг-рает со старшими детьми».
Рис. 5. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.
-
Укладывание спать в одиночестве: «Как ты дума-ешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?Он (она) идёт спать».
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему.
-
«Как ты думаешь, какое лицо будет уэтого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
Рис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате.
-
Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это-го ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то.
-
Игнорирование:«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве.
-
Агрессивное нападение:«Как ты думаешь, какое лицобудет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка.
-
«Как ты думаешь, какое лицобудет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убираетигрушки».
Рис. 11. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.
-
Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это-го ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве.
-
Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицобудет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со свои-ми мамой и папой».
Рис. 13. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом.
-
Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицобудет у этого ребёнка: весёлое или печальное?Он (она) ест».
Рис. 14. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом.
-
ПОЯСНЕНИЯ
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис.1 (игра с младшими детьми) рис. 5 (игра со старшими детьми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис .3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 9 (игнорирование),рис.10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис.6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 11 (собирание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
-
Количественный анализ состоит в следующем. Вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы: 1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%. 2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%. 3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.