Презентация на тему "Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)"

Презентация: Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)" по педагогике. Презентация состоит из 24 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.36 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
    Слайд 1

    СОГБОУ «Починковская школа – интернат» Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учитель: Чернова Светлана Евгеньевна

  • Слайд 2

    Слово«эмоция» имеетлатинскоепроисхождение и обозначает «потрясаю, волную». Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит.

  • Слайд 3

    Эмоции тесно связаны со многими психическими (познавательными) процессами:-восприятие -воображение-память-мышление. Эмоции способствуют успешной адаптации и социализации в обществе, предопределяют формирование черт характера личности, поведения.

  • Слайд 4

    Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность

  • Слайд 5

    Положительные эмоцииповышают активность, энергию, жизнедеятельность,вызывают подъём, бодрость(радость,счастье, удивление)

    Отрицательные эмоцииснижают активность, угнетают жизнедеятельность: эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия; эмоции страдания – боль, страх, обида.

  • Слайд 6

    Изучением проблемы эмоций занимались ученые:

    Сусанна Яковлевна Рубинштейн Виктор Васильевич Лебединский Лев Семёнович Выготский Владимир Иванович Лубовский Мария Семёновна Певзнер Леонид Владимирович Занков

  • Слайд 7

    Изучение эмоциональной сферы личности детей с отклонениями в развитии связано с именем Л.С.Выготского. Он отмечал, что ребёнок с интеллектуальной недостаточностью отличается от нормально развивающегося не только наличием нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, но и характером взаимодействия этих двух сторон психики. Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при интеллектуальной недостаточности поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.

  • Слайд 8

    классификация Дмитрия Николаевича Исаева:в зависимости от формы интеллектуальной недостаточности можно выделить ряд эмоциональных и поведенческих особенностей. -Приастенической форме интеллектуальной недостаточности дети отличаются эмоциональной неустойчивостью. С раннего возраста они капризны, плаксивы, обидчивы, легко раздражаются. У них часто портится настроение под влиянием запретов, неудач, наряду с этим даже незначительная похвала вызывает у них чрезмерно бурную радость. Дети с астенической формой умственной отсталости в силу своей возбудимости срывают уроки, дерутся, оскорбляют учителей, могут выражать протест бурными реакциями в виде крика, плача. Приатонической формеинтеллектуальной недостаточности дети часто совершают нелепые поступки, кривляются, гримасничают, принимают неестественые позы. Поведение отличается нецеленаправленностью, беспокойством, однообразием, с ними очень трудно установить настоящий контакт. Наряду с недостаточностью и грубостью чувств, часть детей отличается неумением адекватно реагировать на переживания других людей.

  • Слайд 9

    Для детей с дисфорической формой интеллектуальной недостаточности характерно состояние аффективного напряжения, которое у большинства наблюдается более или менее постоянно. Почти все дети в состоянии дисфории отличаются раздражительностью, плаксивостью, недовольством всем окружающим, даже злобностью. Они часто ссорятся со сверстниками, дерутся, склонны к разрушительным агрессивным действиям. В случае отказа или запрета такие дети могут дать резкий аффект возбуждения, сопровождающийся агрессивным поведением. Дети со стенической формой интеллектуальной недостаточности отличаются достаточно сильными и адекватными эмоциональными проявлениями. Они стремятся к обществу сверстников в большей степени, чем представители других форм.

  • Слайд 10

    Эмоциональная сфера у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется : Незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов, инертностью, стереотипностью, слабой переключаемостью, а также поверхностью и неустойчивостью переживаний. Школьники проявляют склонность к аффектам, у них возможны немотивированные реальной действительностью перепады настроения (дисфории, эйфории, апатии), различные реактивные состояния, которые, как правило, имеют серьезную органическую основу и требуют медицинской коррекции. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, переходят в свойства характера школьника, закрепляются как патологические черты личности . -свойственна полярность эмоций, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;одни дети очень легко реагируют на тяжелые жизненные ситуации, без всякой видимой причины переходят с одного настроения к другому. Другие склонны долго переживать по самому незначительному поводу. недостаточная выразительность мимики и пантомимики, интонационная обедненность речи сочетается с ограниченным запасом слов, обозначающих эмоциональное состояние. Это затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. учащиеся с нарушением интеллекта не всегда способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.

  • Слайд 11

    Данные психологического исследования уровня эмоциональных реакций учащихся 8 класса (по методике Баса- Дарки)  Тест позволяет выявить семь эмоциональных негативных реакций.   Эмоциональные реакции ТРЕВОЖНОСТЬ АГРЕССИЯ НЕГАТИВИЗМ РАЗДРАЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬ-НОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ОБИДЧИВОСТЬ

  • Слайд 12

    Физическая агрессия (Ф) - проявляется в виде склонности решать вопросы с позиции силы. Косвенная агрессия (К) проявляется в бессмысленных и разрушительных действиях, цель которых — сброс негативных эмоций (вандализм, битье посуды, хлопанье дверьми). Раздражение (Р) проявляется в виде презрительной мимики, пренебрежительных жестов, язвительных высказываний. Негативизм -(Н) —проявляется у эмоционально незрелых людей, совершающих бессмысленные и вредные в первую очередь для себя поступки из чувства протеста. Обидчивость(О) — ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Подозрительность- (П)— ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против других. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья. Вербальная (словесная) агрессия (В)- проявляется в речевой несдержанности. Обидное, неуместное, грубое или язвительное слово способно разрушить отношения между людьми и запустить любую форму агрессии.

  • Слайд 13

    Данные исследования показали, что у 2 детей наблюдается физическая агрессия, у 3-косвенная агрессия, раздражение – 2, обидчивость -1,вербальная агрессия - 2. Если точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии.

  • Слайд 14

    Данные исследования показали, что у 1 ребенка наблюдается физическая агрессия, у 2-косвенная агрессия, раздражение – 2, обидчивость -1,вербальная агрессия - 2.

  • Слайд 15

    Данные психологического исследования уровня тревожности учащихся (по методике Т.Титаренко «Уровень тревожности ребенка" предназначен для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя и воспитателей). Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл Тревожность –это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожных детей отличает беспокойство , они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, уровень самооценки низкий. Такие дети думают , что они хуже других во всем, они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: головные боли, боли в животе, сердцебиение и т.п. На начало учебного года высокая тревожность 15-20 баллов –результаты не выявлены. Средняя 7-14-Тихонов С,ПетроченковИ, Кабаков В,Назаренко Д. Низкая 1-6-Соловьева О,Моисеев А.В конце учебного года повторно было проведено исследование, результаты которого показали, что уровень тревожности значительно снизился.

  • Слайд 16

    На всем протяжении школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий «репертуар», в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции на поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, использует по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, что «некоторые встречаются взрослыми с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение он будет культивировать». ДЕМОНСТРАТИВНОЕ Качество личности- самостоятельности независимость. Такие дети стремятся к своей индивидуальности, кривляние и капризы. Игра помогает эффективно купировать проявления демонстративности. В игре взрослый может специально создать условия, чтобы уч-ся максимально ярко и сильно проявили свою демонстративность. КОНФОРМНОЕ от англ.conform-«приспосабливать, подчиняться». Таким детям свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Таких детей бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться. Наиболее эффективным средством освобождения от такого поведения – игры- драматизации, ролевые игры, в которых ребенок преодолевает неуверенность, застенчивость, трусость. Протестное Формы - негативизм и упрямство. Такие дети не хотят что-нибудь сделать только потому, что их об этом попросили. «Пассивный « негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручение, требования взрослых. При «активном» негативизме дети стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. В коллективной игре им легче развить способность идти на компромисс(взаимные уступки), научиться договариваться. ФОРМЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Слайд 17

    АГРЕССИВНОЕ -целенаправленное разрушительное поведение. Такие дети противоречат нормам и правилам жизни людей в обществе, наносят вред «объектам нападения»(одушевленным и неодушевленным), причиняют физический ущерб людям и вызывают у них дискомфорт(отрицательные переживания ,состояние психической напряженности, подавленность, страх). . Соц. дезадаптация (недисциплинированность)- это поведение, при котором ребенок в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, хотя прекрасно осведомлен о правилах поведения. Большинство дисциплинарных нарушений не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью, с недостаточно развитым навыком самоорганизации, с дефицитом чувства ответственности. Способы формирования : режим контроля, осуществляемый подкреплением. Положительное подкрепление: слова одобрения, приветливая мимика. Отрицательное подкрепление: осуждение, выговор и др. ИМПУЛЬСИВНОЕ- складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против».Такие дети быстро и непосредственно реагируют и нередко столь же быстро раскаиваются в своих действиях. Игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками приучают детей обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. ФОРМЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Слайд 18

    Анализ диаграммы, по проведенному психологическому исследованию уровня эмоциональной напряженности по методике Пейсахова.Предлагаемая анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В обследовании приняли уч-ся 2, 3, 4классов VIII вида. Обследование проходило в начале учебного года, были выявлены дети с высоким уровнем эмоциональной напряженности. Они были зачислены в группы для занятий в сенсорной комнате по программе формирования эмоциональной стабильности. В конце учебного года повторно было проведено исследование, результаты которого показали, что эмоционально-волевая сфера у ребят стала значительно устойчивее, уровень эмоциональной напряженности у многих учащихся снизился.

  • Слайд 19

    Занятия в сенсорной комнате ( сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее). Сеансы в сенсорной комнате направлены на: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снятие негативных эмоций и состояний; - снижение двигательного тонуса; - формирование навыков саморегуляции; - стимуляцию зрительных и тактильных ощущений; - активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; - снижение уровня тревожности, агрессивности, коррекцию страхов; - развитие фантазии и воображения; - развитие двигательной активности; - создание психологического комфорта.

  • Слайд 20

    Недостатки эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания:

    формы работы развивающие игры тренинги(псих. игры и упражнения) релаксация чтение беседы рисование игры путешествия игры с правилами ролевые игры игры-драматизации труд

  • Слайд 21

    Вызывая положительные эмоции, у ребенка, формируются позитивные качества личности, такие как: чувство собственного достоинства, доброжелательность,чуткость, дисциплинированность, ответственность.

    Правила работы с детьми: 1. Признание и поощрение ребёнка: выражение доверия, устная похвала, телесный контакт, когда он старательно выполняет какое-то поручение. 2. Не предъявлять к ребенку завышенных требований. 3.Чаще обращаться к ребенку по имени. 4.Не сравнивать ребенка с окружающими. 5.Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. 6.Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его , но так, чтобы он знал за что. 7.Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.

  • Слайд 22

    Эмоциональный мир ребёнка заслуживает особого внимания. Прежде всего счастье ребёнка зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт. От эмоций, которые ребёнок переживает, зависит успех взаимоотношений с окружающими, успех его социального развития.

  • Слайд 23

    Используемая литература: 1.Акимова М.К., Козлова Т. В. – Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000г. 2.Иванова Е.С.Исаев Д.Н.Что такое умственная отсталость? Руководство для родителей. СПб.,2000г. 3.Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.М.,1988г. 4.Намазаева Ж.И.Эмоции и переживания умственно отсталых школьников// Совершенствование коррекционной работы с аномальными детьми/Отв. Ред. Ж.И. Намазаева. Алма-Ата,1989г. 5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002г. 6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001

  • Слайд 24

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке