Презентация на тему "Психофизиологические негативные факторы.Понятие стресса."

Презентация: Психофизиологические негативные факторы.Понятие стресса.
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Психофизиологические негативные факторы.Понятие стресса.". Презентация состоит из 44 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 2.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.35 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психофизиологические негативные факторы.Понятие стресса.
    Слайд 1

    Психофизиологические негативные факторы.Понятие стресса.

    Калябина Ольга «Менежмент»

  • Слайд 2

    Введение Я выбрала эту тему потому что: Эта проблема мирового маштаба. Она меня очень безпокоит ведь большинство людей очень часто сталкиваються с этими проблемами. Стресс и негативные факторы очень распространенная проблема среди всех людей. Я хочу узнать об этой проблеме более глубоко чтоб в дальнейшем знать об этой проблеме и как справляться с ней. Но делать выводы надо сейчас,принимать решения и все знать об этой проблеме!!! Это говорит человек который очень часто сталкиваеться с этой проблемой и очень хочет разобраться в ней и в дальнейшем решить эту проблему прежде всего для себя!!!

  • Слайд 3

    Содержание Воздействие негативных основных факторов на человека и их предельно допустимые значения Психофизиологические негативные факторы Понятиестресса Влияние характеристик стрессора на уровень стресса. Классическая динамика развития стресса

  • Слайд 4

    Воздействие негативных основных факторов на человека и их предельно допустимые значения. На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать: - опасные (вызывающие травмы); вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы.

  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Психофизиологические негативные факторы. Трудовая деятельность человека включает в себя два аспекта: эргономический аспект физиологический аспект

  • Слайд 8

    Основные требования, предъявляемые работой к организму человека, называются факторами трудового процесса. Совокупность факторов трудового процесса, характерная для того или иного вида труда, определяет характер трудовой нагрузки. В зависимости от особенностей факторов трудового процесса трудовая нагрузка может ложиться на самые различные физиологические системы, существенно повышая уровень их функционирования (активации).

  • Слайд 9

    Работоспособность на протяжении рабочего времени возрастает и снижается в конце рабочей смены и в своих изменениях имеет три периода: Первый период вырабатываемости или вхождения в работу (0,5-1,5 ч), для которого характерны низшие показатели уровня работоспособности. Второй период — устойчивое сохранение высокой работоспособности, достигнутой в первом периоде, продолжительность его 2—2,5 ч. Третий период — снижение работоспособности в результате утомления.

  • Слайд 10

    Фазы изменения работоспособности: 1. Фаза мобилизации (предстартовая). Условно рефлекторным путем повышается тонус центральной нервной системы и усиливается функциональная активность ряда органов и систем. Субъективно эта фаза выражается во внутренней собранности, обдумывании предстоящей работы. 2. Фаза первичной реакции характеризуется небольшим снижением почти всех показателей функционального состояния. Длится всего несколько минут. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.

  • Слайд 11

    3. Фаза гиперкомпенсации — это продолжение первой фазы. На этой фазе человек приспосабливается к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы. 4. Фаза компенсации — в этой фазе устанавливается оптимальный режим работы органов и систем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этот период максимальна. Нужно стремиться к максимальной длительности этой фазы. 5. Фаза субкомпенсации — при определенной интенсивности и длительности работы высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться и показатели функционального состояния ухудшаются. Фазой субкомпенсации начинается специфическое состояние утомления.

  • Слайд 12

    6. Фаза декомпенсации. В этой фазе быстро ухудшается функциональное состояние организма, причем изменяется и наиболее важная для данного вида труда функция — точность координации. 7. Фаза срыва. Здесь наблюдается значительное расстройство регулирующих механизмов.

  • Слайд 13

    Физическая динамическая нагрузка (динамическая работа) Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Динамическую (мышечную) работу подразделяют на: · Общую, · Региональную, · Локальную.

  • Слайд 14

    Общая мышечная работа — выполняется более чем двумя третями массы скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища. Общая мышечная работа выполняется при тех видах профессиональной деятельности, где полностью или в значительной степени отсутствует механизация (труд грузчиков, некоторые виды сельхозработ и др.). Региональная мышечная работа — выполняется преимущественно мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей. В ней участвуют от одной до двух третей массы скелетной мускулатуры. Локальная мышечная работа — выполняется с участием менее одной трети скелетных мышц.

  • Слайд 15

    Статическая физическая нагрузка (статическая работа) Статическая работа — процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Она характеризуется тем, что напряжение мышц развивается без изменения длины последних и без активного перемещения движущихся конечностей и всего тела. Напряженная работа мышц как при динамической, так и при статической нагрузке может привести к мышечному утомлению. Степень мышечного утомления работающих определяется в первую очередь количеством движений за смену, затем величиной прилагаемого напряжения.

  • Слайд 16

    Монотонность труда — это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. Она свойственна многим отраслям промышленности, где есть поточно-механизированные и конвейерные линии. Монотонность характерна также для профессий, в которых преобладают однотипные мелкие операции, выполняемые не на конвейерах (операторы автоматических и полуавтоматических устройств, пультов управления, ЭВМ и т. д.). Монотонный труд — это труд однообразный, требующий от человека либо длительного выполнения однотипных простых операций в заданном или свободном темпе, либо непрерывной концентрации внимания в условиях малого объема профессионально значимой информации. Монотония, или состояние монотонии, — комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

  • Слайд 17

    Различают две основные категории монотонных работ: 1 — монотонность действия или монотонность первого вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением; 2 — монотонность обстановки, ожидания, или монотонность второго вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации (сенсорный голод), а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.

  • Слайд 18

    При 1-й категории монотонных работ степень выраженности состояния монотонии зависит от: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, принудительного ритма и темпа, величины и интенсивности мышечных нагрузок и др. При этом чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Чем более просты по содержанию отдельные элементы операции и вся операция в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии. При 2-й категории монотонных работ определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени; небольшое количество объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени; небольшая степень ответственности за принимаемые решения; ограниченность поля наблюдения оператора; бедность внешних раздражителей и др.

  • Слайд 19

    Фрустрация — это неудовлетворенность потребности человека в разнообразной, интересной деятельности, переживание неудовлетворенности какой-либо потребности, необходимой для личности в данное время. Отрицательные последствия фрустрации: увеличение числа несчастных случаев и профессиональных заболеваний; рост неврозов, астенических синдромов, психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь); снижение производительности труда и его качества, рост брака; смена места работы.

  • Слайд 20

    Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение) Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга. Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушария. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

  • Слайд 21

    Особое внимание следует обратить на то, что труд не сводится только к физической и умственной деятельности, он почти всегда связан с эмоциональным напряжением. Возникновение кратковременных эмоций в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека, однако хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудового процесса, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудового процесса, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры. При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение электрокардиограммы, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.

  • Слайд 34

    В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера

  • Слайд 35

    Классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

  • Слайд 36

    На первой стадии происходит мобилизация защитных сил орга­низма, в первую очередь — гормонов коркового слоя надпочечников Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет раз­личную продолжительность и, как правило, приводит к приспособле­нию организма к новым условиям существования. Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что орга­низм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособле­ние и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гор­монов Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с ис­тощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не толь­ко запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто дру­гое, что пока не выяснено точно2.

  • Слайд 37

    Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных: + интенсивность стресса; + его продолжительность; + восприимчивость конкретного человека к данному стрессору. Интенсивность стресса. Разберем эти три фактора подробнее. Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы

  • Слайд 38

    С другой стороны, интенсивность стресса, обеспечивающая наи­более высокую эффективность деятельности, будет отличаться для лиц с разными исходными параметрами высшей нервной деятельно­сти (ВНД). Для человека со слабым типом ВНД (меланхолика) опти­мальный уровень стресса будет меньше, чем для индивидуума с силь­ным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматика).

  • Слайд 39

    Продолжительность стресса. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. С позиций психофизиологии, из двух характери­стик (длительности и силы) длительность стресса важнее, чем его си­ла. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессорное расстройство. По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый че­ловек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза ис­тощения». Поэтому главный практический вывод из этой закономер­ности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступ­ления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего не­обходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

  • Слайд 40

    Индивидуальная чувствительность к стрессу. . Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Например, согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустой-чивостью понимается «индивидуальная способность организма сохра­нять нормальную работоспособность во время действия стрессора» .С одной стороны, данное определение позволяет относительно определять момент наступления стресса по снижению эффективно­сти работы, но, с другой стороны, оно не учитывает «цену», которую платит организм за поддержание заданной работоспособности.

  • Слайд 41

    В заключение данного раздела следует отметить, что главная труд­ность в определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы. Если можно отно­сительно подобрать критерии устойчивости человека в отношении стрессоров физической или химической природы (высокая или низ­кая температура, физическая нагрузка, токсические вещества и т. д.), то сделать это в отношении психологических стрессоров гораздо труднее. Например, для одного человека потеря денег является зна­чительным стрессом, а для другого — нет. В то же время для первого из них творческая неудача покажется мелким эпизодом, в то время как для второго — личной трагедией. Это связано с чрезвычайно боль­шим разбросом ценностей, установок, потребностей, условных реф­лексов и жизненного опыта разных людей, поэтому «универсальное» определение стрессоустойчивости человека пока не представляется возможным.

  • Слайд 42

    Для субъективной оценки стрессоустойчивости человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять, где проходят гра­ни между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходится экспериментировать с эмоциональ­ными и физическими нагрузками, но только таким путем можно уста­новить пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости того или иного индивидуума.

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    http://studopedia.net/8_8931_psihofiziologicheskie-negativnie-faktori.html Список литературы и список гиперссылок http://allrefs.net/c1/48iqb/p3/http://allrefs.net/c1/48iqb/p3/ Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» Питер 2012 256с

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке