Презентация на тему "Расстройства мышления и их виды"

Презентация: Расстройства мышления и их виды
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Расстройства мышления и их виды". Презентация состоит из 25 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.83 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Расстройства мышления и их виды
    Слайд 1

    РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

    В.А. Лобова академик РАМТН

  • Слайд 2

    Среди различных расстройств мышления в детском возрасте зна­чительно чаше встречаются нарушения его темпа и логического строя. Нарушения темпа мышления замедление мыслительных процессов (брадифрения) ускорение течения мыслей. у подростков при маниакальных и гипоманиакальных состоя­ниях. Как правило, такое ускорение будет умеренным, оно никогда не достигнет скачка идей, описываемого при маниакальных состояниях у взрослых. Обычно у подростков в этих случаях отмечается лишь опре­деленное оживление идеаторных процессов, склонность к более легко­му возникновению различных ассоциаций, нередко весьма отдален­ных, ускоренный переход от одной мысли к другой с некоторой не­последовательностью мышления.

  • Слайд 3

    Гораздо большее значение имеет за­медление мыслительных процессов с замедленным осмыслением, от­носительной бедностью ассоциаций, медленной и немногословной, нередко обедненной речью. Брадифрения может быть одним из ком­понентов психоорганических синдромов при текущих органических заболеваниях или последствиях органических поражений головного мозга разного происхождения. Она, как правило, сочетается с прояв­лениями церебрастении, а нередко также с адинамией, снижением уровня побуждений, вялостью. Выраженная брадифрения, сочетаю­щаяся с патологической обстоятельностью мышления, наблюдается при неблагоприятно текущей эпилепсии. В этом случае особенно вы­ражены замедление и обеднение речи (олигофрения). Брадифрения резко затрудняет усвоение больными программы обычной школы, по­скольку они не могут заниматься в одном темпе со здоровыми детьми. Большее или меньшее усвоение программы возможно лишь при пере­воде ребенка с брадифренией на индивидуальное обучение с работой в медленном темпе.

  • Слайд 4

    Выраженная брадифрения, сопровождающаяся значи­тельным отставанием в учебе и общей педагогической запущеннос­тью, может создавать ошибочное впечатление умственной отсталости. беседу и специальное психологическое обследование ребен­ка необходимо проводить в медленном темпе. Это позволяет выявить сохран­ность абстрактно-логических операций даже при небольшом запасе знаний

  • Слайд 5

    НАРУШЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

    Это частый вид расстройств логического строя мышления. Выявляется уже в преддошкольном(3-4 года) и дошкольном возрасте: хаотическая деятельность; частая диссоциация высказываний о намечаемых действиях и самих действиях (девочка во время игры с куклой говорит: «Катя легла спать», но вместо того чтобы уложить куклу в кровать, начина­ет водить ее по комнате); «бездумные», внешне нелепые ответы на вопросы.

  • Слайд 6

    при данном виде нарушения мышления страдает, функция мышления, которая регулирует и делает целенаправленными как внешние действия, так и психичес­кие процессы. следствием является ослабление или утрата связи между речью и произвольной деятельностью. Правиль­ная словесная формулировка того или иного действия повторяется ребенком вслед за врачом или воспитателем и не помогает адекватно­му выполнению самого действия, тогда как наглядное действие или жест врача или воспитателя ведут к правильному выполнению зада­ния.

  • Слайд 7

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Снижение продуктивности интеллек­туальной деятельности. Потеря конечной цели задания при осуществлении двух или нескольких промежуточных действий. Затруднено решение задач по матема­тике. Затруднено выполнение заданий, состоящих из нескольких после­довательных логических операций. Психоорганические синдромы при послед­ствиях мозговых инфекций и травм. Текущие органичес­кие заболевания головного мозга. Отчетливо выраже­но в случае лобного варианта психоорганического синдрома: нарушение целенаправленности мышления; снижение уровня побуждений; недостаточность критики; преобладание эйфорического фона на­строения.

  • Слайд 8

    Непоследовательность мышления

    Как патоло­гическое явление рассматривается начиная с 10-11-летнего возраста. Детям младшего возраста непоследовательность суждений свойственна в норме (синкретизм: мышле­ние слитными, нерасчлененными ситуациями и образами). ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ И ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ случайные ассоциации во время беседы, уход в сторону от основной темы разговора, на­рушениепоследовательностивыполнения школьных за­даний, особенно математических действий.

  • Слайд 9

    Психоорганичес­кие синдромы. Церебрастенические состояния. Усиливается по мере нарастания утомления. ВЫРА­ЖЕННАЯ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ состояния по­граничного сознания. всегда наблюдается даже при легком оглушении. ГРУБАЯ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ХАОТИЧ­НОСТЬ МЫШЛЕНИЯ спутанность сознания (аментивное состояние), мышление бессвязное. Последователь­ность мышления нарушается меньше при астеничес­кой спутанности, нередко возникающей при общих и мозговых ин­фекциях у детей и подростков.

  • Слайд 10

    НАРУШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО СТРОЯ МЫШЛЕНИЯ

    Основные формы патологическая обстоятельность, нецеле­направленность, непоследовательность, разорванность мышления, паралогическое мышление резонерство. Патологическая обстоятельность чрезмерной детализа­ции, застреванийна мелочах, второстепенных и ненужных, при сообщении о чем-либо, пересказе содержания прочитанной книги, просмотренного фильма. В основе инертность, сниженная переключаемость психических процессов, а с другой — затрудненная дифференцировка существенных и несущест­венных признаков предметов и явлений. свойственна больным эпилепсией. при психоорганических синдромах,

  • Слайд 11

    РАЗОРВАННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

    Отсутствие содержательной стороны высказываний. Выхолощенность. Непонятность. Неожиданность. Может встречаться уже у детей дошкольного возраста Пример. Больной шизофренией мальчик 7 лет, совершенно неожиданно, без какой-либо связи с ситуа­цией произносил: «Спасибо, голубчик, что я Катя. Тетеньки, дяденьки, будьте любезны, посмотрите на мой любезный пальчик» и т.п.

  • Слайд 12

    Безличностное отношение, свойственное, по мнению Б. В. Зейгарник, разорванному мышлению у взрослых, по наблюдениям В. В. Ко­валева , присуще и детям. Некоторое сходство с разорванностью мыш­ления может иногда иметь непоследовательность мышления при психоорганическихсиндромах с интеллектуальной недостаточностью. Од­нако в таких случаях, несмотря на отсутствие логических соотношений между отдельными высказываниями, как правило, имеется их связь с ситуацией, а также не утрачивается личностное отношение к ним, та или иная заинтересованность в их содержании. Кроме того, отсутству­ют непонятность, неожиданность.

  • Слайд 13

    ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    образуемые больным суждения отличаются неожиданностью, отсутствием логичес­кой связи с предшествующими мыслями и представлениями, оторван­ностью от ситуации. Больной 5,5 года, на вопрос, что ему не нравится в больнице, не­ожиданно ответил: «Я не знаю, какая буква будет после буквы «Б», может быть, «Э».

  • Слайд 14

    явления «соскальзыва­ния», внезапного перехода на неадекватные, случайные ассоциа­ции, «разноплано­вость» мышления -«переплетение адекватных обобщений со слу­чайными ассоциациями, не относящимися к основной тематике мыс­лительного процесса». пример, больной 7 лет, заявляет: «Без мамы хуже, чем в крокодиловой пасти валяться».

  • Слайд 15

    неадекватные обобщения при психологическом исследовании Больной 13 лет, в зада­нии на классификацию объединяет тарелку и лодку, исходя из того, что они имеют общий признак - емкость. Больной 8,5 года, при исследова­нии памяти с помощью пиктограммы к слову «ночь» подобрал рисунок лейки, объяснив это тем, что «внутри лейки темно, как ночью».

  • Слайд 16

    ВЫЧУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    вычурное мышление- разновидность паралогического мышления, в основе - подмена конкретных понятий, названий и адекватных реальной ситуации суждений выхолощенными, витиеватыми, псевдоабстрактными обозначениями и фразами. Больной 14 лет, для обозначения всякой совокупности, собрания предметов употреблял слово «потребности», а описание того или иного события называл «летописью». Больной 11 лет, вместо просьбы подать ему хлеб с буфета говорит матери: «Дай мне что-то лежащее на буфете, завернутое в салфетку». Сюда можно отнести и формирование неожиданных обобщений по малозначительным признакам. подросток 14 лет с последствиями раннего органического поражения головного мозга в задании на клас­сификацию объединяет метлу и телегу, так как «они являются устарелыми предметами».

  • Слайд 17

    Паралогическое мышление чаще встречается у детей и подростков, больных шизофренией, но возможно и у детей с психоорганическим синдромом. В последнем случае оно сочетается с конкретностью и ситуативностью мышления. Для понимания сущности паралогического мышления, прежде всего при шизофрении, имеет значение современное представление о патопсихологических механизмах нарушения избирательности актуа­лизации знаний в виде повышения готовности к актуализации латент­ных субдоминантных, «слабых» сведений1. ре­зонерское мышления

  • Слайд 18

    РЕ­ЗОНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Резонерство -своеобразное пустое, бессодержательное и не ведущее к конкретным выводам рассуждательство. Пример. Больной 8 лет, страдающий вялотекущей шизофренией, временами издает своеобразное мычание, объясняя это таким образом: «Я мычу, чтобы не пищать, а не пищу, чтобы две мыши не сошлись в одну». Наряду с резонерством эта бессмысленная фраза отчетливо иллю­стрирует вычурность и паралогичность мышления ребенка.

  • Слайд 19

    Резонер­ское мышление наблюдается не только при шизофрении, у детей, больных эпилепсией с интеллектуальным снижением- не только пустое, бессодержа­тельное рассуждательство, сколько нанизывание деталей описыва­емых объектов или ситуаций в связи с патологической обстоятельнос­тью мышления. при психоорганических синдромах у детей с гидроцефалией- лишено вы­чурности и парадоксальности, свойственной резонерству больных ши­зофренией. Резонер­ство у больных эпилепсией является Резонерство при гидроцефалии обычно.

  • Слайд 20

    СЛАБОУМИЕ

    Слабоумие -расстройство мышления, при котором у человека снижается способность понимать связь между явлениями и утрачива­ется способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям врожденное и приобретенноеслабоумие В ос­нове врожденного слабоумия (олигофрения) - недоразвитие мозга в результате внутриутробных повреждений или заболеваний в раннем дет­ском возрасте. Приобретенное слабоумие (деменция) - следствие органического поражения головного мозга, особенно в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческих психозах, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.

  • Слайд 21

    Больные со слабоумием утрачивают способность логически мыс­лить, анализировать, обобщать, теряют способность критически оце­нивать свое поведение, высказывания, не могут оценить окружающую обстановку. Слабоумие больных шизофренией имеет отличительные особенности. Такие больные могут решать сложные задачи, оставаясь совершенно оторванными от реальной жизни. В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности. При этом расстраивается формирование новых условных рефлексов, вплоть до полной невозможности образовать их. Ранее образовавшиеся сложные системы условных рефлексов тормо­зятся, а при улучшении состояния (ремиссии) они могут снова нор­мально функционировать.

  • Слайд 22

    Пример. Мальчик С., 10 лет Ребенок от второй беременности, которая протекала нормально. В раннем возрасте развивался пра­вильно. В 7 лет заболел корью в тяжелой форме, сопровождавшейся нарушениями сознания, судорогами, рвотой, явлениями общего пси­хомоторного возбуждения, выраженными менингиальными симптома­ми. Вскоре после выписки из больницы родители заметили ряд изме­нений состояния мальчика: появились беспокойный сон, сильная истощаемость, головные боли. Мальчик стал раздражительным, драчли­вым, непослушным. В школу пошел в 8 лет, интереса к занятиям не проявил, учебные навыки не приобрел. Резко ухудшилась память, не понимал сказок, рассказов, смысл которых ему был доступен до болез­ни. Школьную программу не усваивал. Психическое состояние: маль­чик раздражителен, упрям, двигательно беспокоен, часто дает аффек­тивные вспышки, малообщителен, хмур, неохотно вступает в беседу, на вопросы отвечает не сразу. Ориентировка в окружающем недоста­точна, но запас представлений выше, чем у олигофренов.

  • Слайд 23

    При исследовании мальчик обнаруживает относительно большой запас слов; грамматический строй речи у него несколько богаче, чем это бывает у олигофренов. Однако реакции, которые требуют извест­ного уровня развития способности к отвлечению и обобщению, ему оказываются малодоступными. Мальчик не понимает смысла прочи­танного ему рассказа, хотя передает содержание почти дословно; не улавливает и не осмысливает хода решения самой элементарной зада­чи и подменяет ее решение простыми арифметическими действиями. В опыте с классификацией картинок выявляет сугубо характерные формы мышления. Не может при классификации подвести картинки под известную отвлеченную категорию, пытается группировать мате­риал исходя из внешнего сходства или случайного признака. Группи­рует картинки по ситуационному признаку. Клиническое заключение: нарушение развития возникло в семилет­нем возрасте и связано с перенесенным параинфекционным энцефа­литом, что позволяет диагностировать состояние как постэнцефалитическое снижение познавательной деятельности.

  • Слайд 24

    Пример.Мальчик К., 12 лет. Учится в 3-м классе вспомогательной школы. Ребенок от первой беременности, родился недоно­шенным. С самого раннего детства отмечается значительная задержка в развитии. Первые слова начал говорить к трем годам. Всегда был двигательно беспокоен, криклив, плаксив. С детьми играть не умел. Обижал младших, отнимал у них игрушки. Импульсивен, груб, развя­зен. Учиться начал в 7 лет. За год обучения не овладел грамотой, дру­гими школьными навыками. Во время уроков ни минуты не оставался спокоен, играл с разными предметами, гримасничал, расхаживал по классу, задевал соседей, выкрикивал. На перемене становился еще более расторможенным. Психологическое исследование выявило крайне ограниченный запас сведений. Знал всего лишь несколько букв, понятие о числе отсутствовало, часто соскальзывал с данного ему задания, легко отвлекался, реактивно реагировал на случайные раздражители.

  • Слайд 25

    Узнает предметы на картинках в прямом и переверну­том изображении, узнает пунктирный рисунок, в силу большой отвлекаемости допускает ряд ошибок при выполнении сравнительно легких заданий, хорошо переключается с одной позы руки на другую, вместе с тем легко теряет данные ему задания и переходит на какую-либо иную деятельность. Понимает обиходную речь, отмечается затрудне­ние при необходимости найти нужное слово в процессе активной речи. Словарь бедный, фразы строит с трудом. Произношение слегка косноязычное. При решении задач на сложение и вычитание в преде­лах 10 наряду с правильными ответами дает случайные. В задачах на установление нужных смысловых связей заменяет решение импуль­сивным перенесением элемента условия в ответ. Соскальзывание с данного задания, невозможность затормозить побочные ассоциации указывают на то, что в основе трудностей лежит слабость процесса коркового торможения. Клиническое заключение: нарушение развития с раннего детства, явные затруднения в обучении, недоразвитие мышления и личности дают основания для постановки диагноза «олигофрения».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке