Содержание
-
Развитие детей в период новорожденности, младенческом и раннем возрасте
-
План
Психофизиологические особенности ранних периодов развития Характеристика развития ребенка в периоды новорожденности и младенчества Характеристика развития ребенка в раннем возрасте
-
Психофизиологические особенности ранних периодов развития
Свойства ЦНС: -пластичность - способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под воздействием опыта Изменения происходят на биохимическом и морфологическом уровне:
-
Нейронные изменения
1 год жизни характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференциацией звездчатых вставочных нейронов, увеличением дендритов и аксонных разветвлений, выделяется ансамбль нейронов как структурная единица, окруженная тонкими сосудистыми разветвлениями. К 3 годам ансамблевая организация усложняется развитием гнездных группировок, включающих разные типы нейронов. Избыточный синаптогенез (0-2 года) Поэтапная миелинизация нервных волокон
-
Морфофункциональные изменения
1. процесс кортиколизации функций – созревание идет от глубинных подкорковых структур к корковым отделам 2. от задних отделов г.м. к передним Задние отделы: 1)наибольший прогресс в первые годы жизни (0 – 3 года); 2) созревание идет от проекционных зон к ассоциативным Передние отделы: наиболее поздно заканчивающие развиваться образования – изменяются до 15-16 лет
-
- сензитивность
Повышение сензитивности наблюдается: критические периоды – это период времени, когда организм должен испытывать воздействия определенного типа и это является условием его дальнейшего норм. развития «теперь или никогда» сензитивные периоды -период, когда некоторые специфичные факторы оказывают большее влияние на развитие функции, нежели до или после «лучше сейчас, но можно и потом»
-
Новорожденность и младенчество
Возрастные границы: 0 – 12 мес. Основные новообразования: Комплекс оживления (2 – 2,5 мес.) Ходьба, речь (1 год) Социальная ситуация развития: Ребенок – взрослый Ведущая деятельность: Непосредственно-эмоциональное общение
-
Основные линии развития в младенческом возрасте
Сенсорно-перцептивное развитие Моторное развитие (формирование зрительной моторики, акта хватания, локомоций) Развитие предпосылок речи Социальное развитие
-
Сенсорно-перцептивное развитие: развитие зрительного восприятия объекта
Физиологическая основа: зрелость зрительной коры (по сравн. с др. сенсорными зонами) 10 дней – ступенчатое слежение за движущимся предметом; 20 дней – фиксация на неподвижном предмете 1 мес. – формирование бинокулярного зрения, зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движ-ся предмета; 1-4 мес. – развитие ф-ии слежения за движущимся в различных направлениях объектом (в т.ч. рукой);
-
3-6 мес. – ориентировочная реакция перед вступлением в контакт – длительное зрительное сосредоточение; 4-8 мес. – формирование зрительно-моторной координации; формирование апперцепции; 8-12 мес. - узнавание и выделение предмета из ситуации; форм-еперцептивного образа; форм-е дифференцированного акта хватания
-
Сенсорно-перцептивное развитие: развитие слухового восприятия
0- 2/3 мес. – формирование слухового сосредоточения, звуки окружающей среды могут вызывать беспокойство, страх, нарушать сон; 10-20 дней – замолкает и прислушивается при сильном звуковом раздражителе (форм-ие предпосылок слухового внимания); 1 мес. – элементарная дифференциация интонаций (положит. эмоц. р-ия на ласковый голос). 2-4 мес. – формирование слухового внимания, возникновение познавательной активности в ответ на звуковой раздражитель – поисковая реакция появление комплекса оживления на голос матери развитие дифференц-ой оценки интонации
-
4 мес. – локализация звука в пространстве; 4 – 12 мес. - развитие дифференцированного слухового восприятия: повышение точности дифференциации речевых и неречевых звуков. Формирование связи между кинестетическими ощущениями при артикулировании и слуховыми ощущениями Становление слухового контроля за речью
-
Моторное развитие
0 – 3 мес. – формирование прослеживающей функции глаз; постепенное угасание хватательного рефлекса; 1мес. - формирование способности удерживать голову в вертикальном положении, беспорядочные движения рук и ног, непроизвольные ползательные движения; 2 мес. – поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе; 3 мес. – переворачивается со спины на бок и на живот, исчезает непроизвольное ползанье, может находиться в вертикальном положении при поддержке до 6 мин., переворачивается, движения рук становятся более целенаправленными;
-
4 мес. – исчезает гипертонус мышц, ребенок уверенно удерживает голову, поворач-ся со спины на живот, сидит с поддержкой, хватает и удерживает игрушку; 5 мес. – самост. сидит ок. 5 мин., переворачивается с живота на спину, хватательные движение «петлеобразные», движения неточные, связаны со значительным напряжением; 6 мес. – самостоятельно сидит, зрит. Контроль за движениями рук, повыш-ся точность хватательных движений, снижается мышечное напряжение; 7 мес. – совершает попеременные шагательные движения при поддержке, сидит, бросает и поднимает игрушки, встает на колени, держась за опору, перекладывает предметы из одной руки в другую;
-
8 мес. – встает с поддержкой, ходит с опорой, сидит самостоятельно, умеет садиться и ложиться, координированные движения 2 рук – хлопки, попытки ползти, попытки сложить пирамидку; 9 мес. – попытки стоять и ходить без опоры, садится из вертикального положения, движения всего тела более скоординированы, но нестабильны; 10 мес. – стоит без опоры, ходит с опорой, пальцевый захват; 11 - 12 мес. – поднимается и ходит без опоры, движения с прямым приближением к предмету, предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта, хватательные движения в слепую на основании предварительного прицеливания
-
Развитие предпосылок речи и общения
0 – 2 мес. – безусловно-рефлекторный период предречевого развития. Крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с удлиненным выдохом и коротким вдохом формирование комплекса оживления 2 – 6 мес. Гукание и гуление (совершенствование интонационной выразительности, переход к певучему гулению, не являющемуся частью «к.ож»), увеличение частоты аутоэхолалий становление ситуативно-личностной формы общения повышение чувствительности к речевым стимулам
-
6 – 12 мес. появление лепета, соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность совершенствование связей между слуховым, кинестетическим и двигательным анализаторами лепет приобретает социализированный характер (6-7 мес.) становление ситуативно-деловой формы общения 12 мес. – появление первых облегченных слов (ок.10)
-
Ранний возраст
Возрастные границы: 1 – 3 года Основные новообразования: Система Я Социальная ситуация развития: Ребенок – предмет - взрослый Ведущая деятельность: Предметная деятельность
-
Основные линии развития в раннем возрасте
Перцептивное развитие (формирование сенсорных эталонов, способности решать перцептивные задачи) Речевое развитие(одновр. формирование различных уровней языковой системы, становление основных функций речи, основная – номинативная) 1-2г. – исчезновение автономной речи 1,5 г. – 100 слов, 2 г. – 300 слов, 3г. – 1,5 тыс.
-
Моторное развитие Интенсивное формирование праксиса, рост двигательной активности Двигательная активность – основа познавательной активности Формирование выносливости, мышечного баланса Появляется бег, ходьба, попытки прыжков на 2 ногах Движения неточны, неуклюжи Особая роль формирования мелкой моторики, в частности, предметных действий: 1-1,5 г. – жестко фиксированный ладонный захват предметов 1,5-2 г. – ладонный захват становится более подвижным 2-3 г. – совершенствование пальцевого захвата
-
Становление предметной деятельности Становление наглядно-действенной формы мышления (формирование практических обобщений) Аффективное развитие (становление коммуникативных навыков, уменьшение эмоциональной зависимости от взрослого и т.д.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.