Содержание
-
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ 0 – 1-2 мес.
-
Новорожденность
Новорожденность – это промежуточный период между внутри и внеутробным развитием (Л.С.Выготский): питание ребенка; недостаточная дифференциация сна и бодрствования ; эмбриональная поза; двигательные особенности недоношенность или переношенность(рождение ребенка через 280 дней +/-40 дней).
-
Врожденные рефлексы новорожденного
рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхательной, пищеварительной, выделительной); защитные рефлексы (зажмуривание глаз, кашель); ориентировочные (реакция на новый стимул); атавистические:
-
Сенсорные процессы новорожденных
Раннее восприятие человеческого лица Зрительная система Слуховая система Тактильные ощущения Органы вкуса и обоняния
-
Критерии окончания кризиса новорожденности
Медицинский: восстановление ребенком первоначального веса, с которым он родился (7 – 11 дней после рождения) Физиологический: слуховое и зрительное сосредоточение (14 – 21 день) Психологический: социальная улыбка (30-40 день); комплекс оживления (40-60 день): эмоциональные реакции, двигательные реакции предречевая вокализация
-
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ1-2 мес. – 1 год
-
Психосоциальное развитие
Ведущая деятельность младенчества – непосредственно-эмоциональное общение (Д.Б. Эльконин) Две формы общения (М.И. Лисина): 1. Ситуативно-личностная (2–6 мес.) Базовая потребность – потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. способность детей чутко реагировать на различия в интенсивности внимания взрослого (появление, улыбка, разговор); невосприимчивость к негативным эмоциям близких людей; одинаковое отношение ребенка к близким и незнакомым людям («положительное узнавание»). 2. Ситуативно-деловая (6 – 12 мес.) Базовая потребность – потребность в сотрудничестве. Основное новообразование младенческого возраста – сознание «пра-мы» (Л.С. Выготский) Cоциальная ситуация психического развития ребенка – ситуация «МЫ» Критерии становления потребности в общении ( М.И. Лисина): Внимание и интерес ребенка к взрослому (с 3-й недели ) Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого (к 4-й неделе – улыбка; на 2-м месяце – «комплекс оживления») Инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого, проявить себя перед ним Чувствительность ребенка к отношению взрослого Дефицит общения – «эффектгоспитализма» Р. Спитц (1887–1974)
-
Эмоциональное развитие младенца
Основные вехи: плач (появление активных интонационных характеристик плача) – от 4 до 6 недели. улыбка на говорящее лицо – от 5 до 12 недель; улыбка просто на лицо – от 7 до 14 недель; комплекс оживления на говорящее лицо – от 8 до 14,5 недели; комплекс оживления на яркий предмет – от 12 до 20,5 недели; смех – от 16 до 30 недели; хныканье – от 6 до 21,5 недели; гнев – от 16 до 24 недели; негативные реакции при отнятии игрушки – от 20 до 39 недели; различение выражения лица, связанное с различными эмоциями – 6-7 мес.; избирательность эмоциональных реакций – 7-8 мес.: страх расставания («тревожное предчувствие разлуки» ) боязнь незнакомых людей («настороженное отношение к незнакомцу») Новообразование – эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру
-
Когнитивное развитие
Развитие сенсорных систем – зрительной и слуховой: совершенствуется зрительное сосредоточение; становится возможным прослеживание движущихся предметов; усиливается острота зрения; появляется четкое видение мира; прогрессирует способность к фокусировке взгляда; совершенствуется восприятие цвета; увеличивается возможность дифференциации предметов по форме, сложности, объему; совершенствуется локализация звука в пространстве и слуховая дифференцировка; появляется способность объединять элементы образа в организованное целое; возникает интермодальное восприятие (4 мес., эксперимент Л. Барик); происходит становление восприятия глубины (Э. Гибсон, Р. Уолк, методика визуального обрыва).
-
Концепция Ж.Пиаже: «осязание обучает зрение»
-
Развитие памяти: В 3–4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха: младенец узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5–6 мес. узнает близких и отличает их от чужих людей. С 6 – 7 мес. у младенца начинают образовываться связи слова и предмета, слова и собственного действия. В 7–8 месяцев ребенок поворачивается к предмету и начинает на него смотреть в ответ на произнесение названия данного предмета. В 10–11 месяцев ребенок может выбрать предмет по словесному указанию взрослых. К 12 мес. расширяется круг запоминаемых объектов и удлиняются сроки запечатления. Ассоциативная память проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов. Появление мотивирующих представлений (Л.И. Божович).
-
Речевое развитие
0 – 2 мес. – плач: реактивные интонационные характеристики плача (0 – 1 мес.) активные интонационные характеристики плача (на 25 – 28 день) 2– 3 месяца – возникновение предречевых вокализаций: гуканье – короткие звуки, как бы «кряхтение» («кхх», «хм» и др.) гуление – певучие, протяжны звуки («а-а-а», « у-у-у»); 4–5 месяцев – гуление с цепочкой звуков («а-о-у», «ю-а-а», «а-о-у»); 5–7 месяцев – появление эмоциональных возгласов («а», «уу», «эа»); 5-7 месяцев – появление коротких лепетных звуков («да», «ба»); 7–8 месяцев – появляется активный лепет («дай-дай-дай», «ма-ма-ма»); 8–9 месяцев – возникает усложненный, интонационно-выразительный лепет – звукосочетания родного языка, имитирующие речь; 10–12 месяцев – появление первых лепетных слов («мама», «тятя», «дай», «дада»). 12 месяцев – складывается автономная речь
-
Двигательное развитие
Развитие моторики: цефалокаудальное и проксимодистальное направления.
-
Акт хватания
Значение акта хватания для психического развития ребенка: формируется и развивается первая функциональная система – зрительно-двигательная; складывается предметное восприятие; развивается рука; развивается познавательная потребность, увеличиваются возможности исследования предметного мира. расширяются возможности манипулирования с предметами: результативные действия (4 – 7 мес.) «соотносящие» (соотносимые) действия (7 – 10 мес.) функциональные действия (после 10 мес.) Развитие акта хватания: Развитие действий дотягивания (3 мес.) Целенаправленные действия дотягивания, развитие действий хватания (4 мес.) Акт хватания («истинное дотягивание» – 5 мес.), Совершенствование акта хватания: перестают тянуться к предмету, выведенному за пределы зоны досягаемости (5–6 месяцев) начинают координировать движения рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели (7 мес.) научают перекладывать предмет из одной руки в другую и брать второй предмет (6-7 мес.) развивается стратегия накопления (8-9 мес.) действие хватания может совершаться на основе проприоцепции (9 мес.) Дифференцированный тип хватания (от ладонного захвата к пинцетному – 9-12 мес.)
-
Основные новообразования младенчества
сознание «пра-мы»: становление потребности в общении, эмоционального отношения к людям, формировании привязанности; акт хватания как основа человеческих действий с предметами и другие преднамеренные действия; мотивирующие представления; ходьба; появление автономной речи Построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.