Содержание
-
Развитие навыков самообслуживания у детей с ранним детским аутизмом
Подготовила: Назарова Татьяна
-
При контакте с аутичным ребенком часто возникают большие трудности, в особенности когда взрослые принуждают его к выполнению тех или иных действий. Поэтому прямой принудительный подход должен быть исключен из системы воспитания детей. Для развития навыков самообслуживания важно значение имеет правильно организованный режим дня. Организовывать деятельность можно с самого пробуждения.
-
Первой важно задачей является проведение – с участием взрослых – утренней гимнастики, для чего поначалу необходимы дополнительные приспособления. Лучше всего если дома есть детский спортивный комплекс. При отсутствии его следует использовать игровые предметы, способствующие активизации аутичных детей. Например, можно подвесить несколько воздушных шаров, вид которых всегда радует ребенка,- он начинает подпрыгивать, чтобы дотянуться до шарика, ударить по нему. Так же стоит побуждать ребенка к действию с помощью различных стихов, считалок, ритмичной негромкой музыкой.
-
Если ребенок плохо включается в упражнения по развитию моторики, то на начальном этапе можно использовать игры-перевоплощения. Например, ребенок ходит, подражая петуху, лисе, цапле и т.д. Или ребенок может, обходить воображаемые пенечки, перепрыгивать через ручьи. Эти игры создают хороший эмоциональный фон, делают детей более свободными в движениях, преодолевается отрицательное отношение к занятиям. Родители должны помнить о моторных трудностях детей, при необходимости они должны подыгрывать им, предупреждая их неловкие движения, поощряя малейший успех.
-
Если в занятиях учувствует несколькодетей, пробуждает интерес к подвижной игре включение соревновательного начала: «Кто быстрее доползет, добежит (до края ковра)?» Упражнения, подобные описанным, способствуют преодолению страхов, развития интереса у аутичных детейк гимнастике. Через некоторое время становится возможноперейти к выполнению обычных спортивных упражнений.
-
Следует помочь ребенку, взяв его руки в свои и мягко, ненавязчиво обучая движениям. Взрослым надо позаботиться о создании таких условий, при которых аутичных детей легче закрепляются воспитываемые навыки. Многие аутичные дети с большим трудом усваиваются гигиенические навыки. Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания и одевания ребенка. Многие страхи у детей связаны с их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем- то из окружающих. Подобные состояния могут произойти и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются.
-
У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, пылесоса, дрели и т.д. Родители должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучению детей. Кроме того , родители должны заинтересовать ребенка водными процедурами ( посылка от Мойдодыра, красивые предметы для умывания и т.д.) С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, «воркуя», голосом и интонациями регулируя поведения ребенка (например, говорить быстрее, когда нужно поторопиться).
-
Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так, чтобы ребенок мог их брать сам. Как бы не спешили родители, их тон должен оставаться неизменно спокойным и ласковым. При ласковом побуждении и поощрении, ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявятся стремление к самостоятельности. Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой (надувание мыльных пузырей, красивые фигурные мочалки, резиновые игрушки, моющиеся книжки и т.д.). Важно помнить, что не следует упоминать о боязни ребенка даже в такой форме: «Мишка не боится купаться», лучше возбудить ощущения смелости, силы, храбрости, приговаривая: «Вот какой смелый Мишка, как хорошо плавает».
-
Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни. Обучения навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению приемом раздевания с помощью более сложных движений. Легче учится необходимым движениям на куклах. Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это проделать на себе. В особо тяжелых случаях, когда ребенок не только не может одеться сам, но и оказывает сопротивление одевающему его, можно использовать тихое пение.
-
Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, плохо пережёвывают пищу. Прежде всего родители должны соблюдать режим питания. Необходимо так же привлекать ребенка к сервировке стола, спо-койно и ласково руководя его действиями. Обычно ребенка трудно приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Развитие интереса к еде способствует участие в ее приготовлении. Так же после еды детей привлекают к уборке посуды, многие аутичные дети делаю это с удовольствием.
-
Следующим моментом режима дня является помощь на дому. В семье возникает много поводов приобщить ребенка к труду (например, мама чистит овощи, ребенок моет их). Хорошо если дома есть животное, за которым ребенок самостоятельно или с помощью взрослых сможет ухаживать. Ручные умения можно воспитать только при постоянной тренировке. Каждое новое умение – это шаг к овладению необходимыми жизненными навыками.
-
Задачи, которые стоят перед родителями, трудные, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появится что-то новое – и родители чувствуют, что их усилия не пропали даром: вот ребенок стал лучше сидеть или внимательнее слушать, охотнее есть, одеваться. Взрослые не только учат ребенка, они много постигают сами: учатся терпеливо ждать результатов находить новые приемы, способы обучения, новые стимулы. У них открываются способности творческого подхода к решению задач, а это умение может оказаться полезным и в других жизненных ситуациях. Данная статья не является исчерпывающей, ее задача – показать определенный опыт воспитания и организации деятельности аутичных детей в семье.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.