Содержание
-
Развитие персонала
Управление деловой карьерой персонала в организации
-
Вопросы темы
Понятие и цели карьеры Виды и модели карьеры Цели и механизм управления карьерой Этапы деловой карьеры
-
1. Понятие и цели карьеры
В практике управленческой деятельности встречается множество определений понятия карьеры
-
Карьера — это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа
-
Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом
-
Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека
-
В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни
-
Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что:
во-первых, карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работника, во-вторых, она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связанных с его экономической деятельностью, в-третьих, жизнь человека вне работы и роль, которую он играет в этой жизни, оказывают значительное влияние на деловую карьеру, являясь частью карьеры каждого работника.
-
Деловая карьера – продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов
-
Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных вертикальных и горизонтальных перемещений по различным должностям, способствующая развитию организации и личности (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях
-
Продвижение персонала состоит из следующих процедур:
Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.
-
Исходными данными для организации движения персонала являются:
философия предприятия модели служебной карьеры штатное расписание и должностные инструкции приказы директора и решение аттестационной комиссии личные дела и трудовые договоры сотрудников
-
На формирование карьеры влияют две группы условий:
объективные — не зависящие от человека субъективные – зависят от самого человека
-
Объективные условия формирования карьеры можно разделить на:
общие - особые требования к профессии; социально-экономические - связаны с изменением форм собственности; кризисные условия - повышенный риск, угрожающий жизни; кадровые - отсутствует система кадровой работы.
-
Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей Формирование целей карьеры – процесс постоянный Цели карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т.д.
-
При планировании карьеры различают три типа целей:
Личные – отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать? Предметные – отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели? Инструментальные – отвечают на вопрос: как устанавливать пути достижения?
-
Можно выделить конкретные цели карьеры:
заниматься деятельностью, которая доставляет удовлетворение; получить работу или должность, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых; заниматься работой, которая усиливает возможности или носит творческий характер; достичь определенной независимости; хорошая оплата и одновременно побочные доходы; иметь работу, позволяющую продолжать обучение; заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.
-
2. Виды и модели карьеры
Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии подходов к ее типологии. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев
-
1) По среде рассмотрения:
карьеру традиционно делят на профессиональную и организационную (внутриорганизационную и межорганизационную)
-
Профессиональная карьера - сотрудник в процессе профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной профессии, выбранной в начале деятельности) или транспрофессионализации (овладение другими, смежными областями знаний и навыков).
-
Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации
-
Внутриорганизационная карьера по направленности:
Вертикальная карьера – предполагает должностное продвижение по ступеням иерархической лестницы. Горизонтальная карьера – продвижение происходит в пределах одного уровня управления, однако со сменой вида занятий, а подчас и профессии. Центростремительная карьера – суть состоит не столько в перемещениях как таковых, сколько в их реальном результате, заключающемся в приближении к «ядру» организации. Речь идет о том, что человек, даже не занимая каких-то высоких должностей, может оказаться близким к руководству, допущенным в узкий круг общения, включенным в элиту. Ступенчатая карьера – совмещение вертикальной и горизонтальной карьеры.
-
Межорганизационная - в процессе своей профессиональной деятельности работник проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию - последовательно работая в разных организациях на различных должностях
-
2) В зависимости от объективных условий:
перспективная тупиковая у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая
-
3) По содержанию происходящих изменений в процессе карьерного движения:
Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии Статусная карьера — это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы Монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему социальных льгот
-
4) По характеру протекания:
линейный тип - развитие происходит равномерно и непрерывно нелинейный тип карьеры характеризует движение, осуществляющееся скачками или прорывами. Как частный случай данных типов выделяют застой (стагнация, тупик - стадию отсутствия каких-либо существенных изменений в карьере)
-
5) По степени устойчивости, непрерывности:
оправдано деление карьеры соответственно на устойчивуюи неустойчивую, прерывистуюи непрерывную
-
6) По возможности осуществления:
потенциальная (лично выстраиваемый человеком жизненный трудовой путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей) реальная (то, что удалось достигнуть на протяжении определенного отрезка времени)
-
7) По скорости, последовательности прохождения карьерной лестницы:
скоростная нормальная суперавантюрная авантюрная типичная последовательно-кризисная
-
Можно применить типологию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии
-
Выделяются также:
Карьера специалиста - ориентирована на профессиональный рост Карьера управленца - должностной рост в управленческой сфере Динамичная карьера – связанна со сменой рабочих мест Статичная карьера – осуществляется в одном месте и в одной должности путем профессионального роста
-
В общем виде классификация управленческих карьер осуществляется по четырем показателям:
скорость продвижения последовательность должностей (позиций) перспективная ориентация: на вышестоящие должности (расширение влияния), на сохранение занимаемой позиции и на борьбу за ее удержание личностный показатель, целями которого могут быть самореализация, власть, самоутверждение, личное обогащение, решение сложных проблем в общечеловеческом масштабе
-
Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной должности
-
Виды карьеры:
-
Модели карьеры:
Карьера «трамплин» Карьера «лестница» Карьера «перепутье» Карьера «змея»
-
Карьера «трамплин»
Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов
-
Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию Является типичной, когда не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин - личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива, устраивает должность до ухода на пенсию
-
Карьера «лестница»
предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей»
-
-
Карьера «перепутье»
предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности Эта карьера может быть рекомендована для фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека
-
-
Карьера «змея»
пригодна для руководителя и специалиста предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 г.) Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно мастером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности
-
-
Эта модель характерна для японской модели, так как работники связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим фирмы При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия
-
3. Цели и механизм управления карьерой
Управление деловой карьерой - комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из интересов и условий организации
-
Мероприятия по управлению деловой карьерой:
повышают преданность работника интересам организации повышают производительность труда уменьшают текучесть кадров более полно раскрывают способности человека
-
Механизм управления карьерой персонала -
совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии
-
Цели и механизм управления карьерой
-
В рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой, которые выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных подразделений, консультационные центры, профсоюзные комитеты
-
Выделяют несколько этапов управления планированием карьеры:
Обучение нового сотрудника, основанное на планировании и развитии его карьеры. Разработка плана развития карьеры - определяются потребности, обозначаются должности, которые хотел бы занять, которые соотносятся с возможностями фирмы. Реализация плана развития карьеры. Оценка достигнутого результата и корректировка плана, как правило, один раз в год.
-
Правила управления деловой карьерой представляют собой принципы поведения индивида по планированию и осуществлению служебного роста Главная задача планирования и развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер
-
Планирование карьеры -
это управление развитием персонала в нужном для организации направлении, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением с работы
-
Субъектами планирования карьеры могут быть менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер)
-
Отражением планирования карьеры в организации является карьерограмма Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей
-
Карьерограмма — это:
перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте инструмент управления карьерой; графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры
-
Кадровые службы западных фирм карьерограммусоставляют обычно на 3-5 лет как схему возможных перемещений с учетом ожидаемых вакансий и стимулируют планирование личной карьеры
-
Пример карьерограммы менеджера по персоналу высшего звена управления
-
-
План деловой карьеры
Утверждаю: (Руководитель предприятия) (например, Западно-Сибирской железной дороги) 1. Общие сведения. Дата и место рождения______________________________________________ Образование: наименование вуза (техникума), год окончания_____________ Специальность по диплому___________________________________________ Место проживания родителей (для молодых специалистов)_______________ Дата трудоустройства на предприятии, стаж работы ______________________ Занимаемая должность на_ (дата)___________г._________________________ Участок обслуживания_______________________________________________ Состав ___________ Ранг __________ Разряд ________ Оклад _____________ Семейное положение __________________ Состав семьи _________________ Обеспечение жильем (квартира, общежитие, с родителями, аренда, перспектива_______________________________________________________ 2. Сведения об аттестации и обучении. Заключение последней аттестационной комиссии _______________________ Повышение квалификации___________________________________________ Нахождение в резерве кадров_________________________________________
-
3. Деловая карьера
-
Критерием эффективности профессионально-квалификационного продвижения персонала является конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе. В связи с этим контроль за рассматриваемым процессом осуществляется с помощью специальной системы показателей.
-
К таким показателям следует отнести:
обеспеченность рабочих мест за счет собственных источников; средний срок пребывания в одной должности; степень участия работников в каждом виде продвижения; степень независимости каждого вида продвижения; степень взаимосвязи между отдельными видами продвижения; текучесть персонала.
-
Контроль профессионально-квалификационного продвижения с помощью системы показателей позволяет выявить сильные и слабые стороны рассматриваемого процесса с тем, чтобы учесть их при формировании типовых решений по продвижению, разработке планов организационного и индивидуального продвижения, а , следовательно, повысить эффективность всей системы управления карьерой в организации
-
Развитие карьеры создает определенные преимущества:
для работника - удовлетворенность трудом, повышение конкурентоспособности на рынке, возможность планировать профессиональный рост для организации – высокая лояльность сотрудников, сокращение текучести кадров и повышение производительности труда
-
4. Этапы карьеры
Широко осознанной является идея о том, что в ходе своей карьеры человек проходит через различные, но взаимосвязанные этапы Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом Поэтому важно разделять этап карьеры - временной период развития личности и фазы развития профессионала - периоды овладения деятельностью На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности
-
Этапы карьеры и потребности сотрудника
-
-
Объективные условия, влияющие на продвижение по службе:
высшая точка карьеры — высший пост в конкретной организации длина карьеры - количество позиций на пути от первой до высшей показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, на иерархическом уровне нахождения индивидуума в данный момент показатель потенциальной мобильности - отношение за определенный период времени числа вакансий на следующем уровне иерархии к числу лиц на том иерархическом уровне, где находится индивидуум
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.