Содержание
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР-ДЕТСКИЙ САД № 54 « МАЛЫШ»
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫПОЛНИЛА : Володина Т.Б. Воспитатель высшей категории
-
Социальная ситуация развития
В конце первого года жизни социальная ситуация развития ребенка начинает меняться объективно ( необходимость практической помощи взрослого) субъективно (нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
-
На втором году жизни содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого уже становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Вместе с предметом взрослый передает способ действия с ним.
-
Предметная деятельность
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, главным из которых является речь.Закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. Происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Появляются игровые замещения.
-
Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Как можно видеть, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом. Вместе с тем сама предметная деятельность существенно преобразуется и развивается на протяжении раннего детства.
-
Специфические действия с предметами.
Младенческий возраст однообразные неспецифические манипуляции; игры-подражания с соответствующими игрушками; На втором году жизни для воспроизведения показанного действия с предметом детям уже не требуется непременно тот же самый предмет — появляется возможность переноса действия на другие предметы А)это перенос действия с одного предмета на другой; Б)это перенос действия в другую ситуацию.
-
П. Я. Гальпериным было введено два вида предметных действий : Ручной ( предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки). Орудийный (рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие). Именно при усвоении орудийных операций ребенок начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для получения какого-то другого результата.
-
Схема развития предметного действия в раннем возрасте (разработана Д. Б. Элькониным)
I. а) неспецифическое употребление орудий б) совместные действия в) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения г) частично-совместные д) овладение специфическим способом употребления орудия е) показ II. Перенос действия: а) с одного предмета на другой б) из одной ситуации в другую г) словесное указание III. Возникновение игрового действия а) Обобщенные действия б) выделение взрослого как носителя образцов действия в) сравнение своего действия с действием взрослого г) возникновение игрового действия д) изменение социальной ситуации развития «Ребенок-предмет-взрослый»
-
Таким образом, освоение операционально-технической стороной предметного действия происходит не через прямое прилаживание движений к образцу, содержащемуся в показе взрослого, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом. Построение образа действия с предметом осуществляется в результате разнообразных проб. Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.
-
Игрушки. Процессуальная игра.
ПРЕДМЕТЫ- ОРУДИЯ Предметно-практическая деятельность всегда направлена на какой-то результат и регулируется этим результатом. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Действия с игрушками не предполагают результат и осуществляются без какой-либо определенной цели.
-
Процессуальная игра
На протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов: Перенос действия с «настоящими» предметами на игрушки , появляются действия с игрушками, как с «настоящими предметами». Бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. (Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи)
-
Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называет процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем: 1) однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними; 2) содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым; 3) материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка; 4) слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.